Иоанн Златоуст
Властолюбие есть великое зло в человеке и начало всякого зла... Мы знаем, что беззаконному Ироду не страшно было убить столько тысяч неповинных младенцев, чтобы только не лишиться царской власти. О, великое зло – властолюбие! Человек хочет другими владеть, но сам собою владеть не может. Беги от этого зла, чтобы не погубить себя и других. Надо прежде научиться собою владеть, и тогда принимать власть над другими.
Тихон Задонский

Слово "политика" (по гречески "polis" - "государство") означает умение руководить государством; в более широком значении это слово означает способность руководить различными обществами. Короче говоря, политика - это искусство (в идеале) мудрого и сбалансированного управления живыми людьми.
Вопрос в том, как должен относиться благочестивый христианин к политике (может ли активно участвовать в политической жизни своего Отечества, состоять в партиях и т.д.) неоднозначный. Вроде бы всё ясно: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Божье»!
Добавим сюда тривиальный месседж: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» и вывод напрашивается сам собой. Политическая монополия «Единой России» и несменяемость президента – исторически предрешена Промыслом Бога и угодна Ему. «...Надлежит всеми мерами уступать власти в том, в чем не терпят вреда ни благочестие, ни добродетель; а, напротив того, делаются от скромности их чтителей более царственными и достославными», - преп. Исидор Пелусиот.
Поскольку без Воли Бога ничего в этом мире не происходит (война и мир, природные и техногенные катастрофы, голод и ужасные болезни - всё это деяния и промысел Бога. При этом, мы принципиально не способны понять Его замысел о нас (не говоря уже о мире), а только абсолютно и слепо доверившись – должны шлёпать в неведомые дали), то и ходить на голосование смысла не имеет. Всё будет так, как угодно Богу и Его благому Промыслу о России и её народах. Как говорил оптинский старец Никон (Беляев): «Непостижимы для нас пути Промысла Божия. Не можем мы их понять. Поэтому со всем смирением предаюсь в волю Божию. В предании себя и всего в волю Божию обретаю мир душе моей. Твердо верю, что все в руках Божиих».
Добавим сюда и очевидный факт – нынешний режим не только покровительствует церкви, но и публично поддерживает её во всех начинаниях и проектах. Это общеизвестно. «Злые языки» даже говорят о том, что в бюджете светской страны заложены миллиардные расходы на РПЦ МП.
Но я не буду ковыряться в «чужом белье» и отнимать «хлеб» у дьяка «всея Руси» и дедушки Калаказо, а обращу ваше внимание на интересный факт.
В Постановлении Священного Синода от 4 октября 2012 г. чёрным по белому чётко сказано, что священнослужителям запрещается участие в деятельности политических партий и выдвижении своих кандидатур на выборах.

Нужно отметить, что эта позиция мудрая. Если есть желание идти голосовать за ту или иную партию, то иди и голосуй (отдавай кесарю кесарёво), но сам в кесари не иди. «Как богатство обыкновенно губит людей неосторожных, так равно и власть. Первое доводит до любостяжания, а последняя до безумия», - свят. Иоанн Златоуст.
Христианин живёт не в социальном вакууме, если, конечно, не выбрал путь монашеской исихии.

Фото Келья отшельника. Святая Гора Афон
Хотим мы того или нет, но «если вы не занимаетесь политикой, то политика займётся вами». Тут Бисмарк прав.
Рядовой христианин не может полностью игнорировать гражданские обязанности в своём Отечестве. Возьмём как пример – служение в вооружённых силах страны и т.д. Наше земное бывание крепкими нитями, связано с быванием нашей Родины. Да и потом, «свято место, пусто не бывает». Если все христиане выйдут из политической жизни этого падшего мира, то свободные места мгновенно заполнятся проходимцами и откровенной сволочью. Мы это проходили, а многие считают, что проходим и сейчас.
Я согласен с мнением иерея Дмитрия Выдумкина: «С другой стороны, в политике, как нигде, христиане очень нужны. Если прав был К. Эттли, говоривший, что «политика — это искусство принимать важные решения при недостаточной информации и нехватке времени», то кому, как не христианину, осваивать это искусство, сопрягая этот труд с молитвой Богу о даровании мудрости в принятии важных решений, касающихся многих? Да и само поприще быть «слугой народа», думается, по-настоящему «по зубам» лишь добросовестному человеку, который сумеет «сорвать» с его наименования столь позорно усвоившиеся ему ковычки и иронию. И таковых среди христиан больше. Христианину, волей Божией поставленному на путь политической деятельности, хочется пожелать, прежде всего, не терять верного ориентира. А он может быть только один: власть дарована тебе на время и лишь для того, чтобы ты добросовестно и на пределе своих сил служил ближнему».
Безусловно, политические партии – это то, что разъединяет людей (даже, если они христиане). Разность политических взглядов очень легко доводит до мордобития, а порой – кровопролития. В этом смысле, политика не только «грязная вещь», но и душегубительная. Цель политической борьбы, только одна – это Власть! «Всякая власть для христианина – не покой и честь, но большой крест, большими и многими трудами, заботами и постоянным терпением обремененный, чего никто не пожелает. Ибо надо всякому прежде сделать себя достойным чести и Божьего призвания ожидать, которым совершается избрание высших властей», - говорил свят. Тихон Задонский.
Но, для православных христиан важно, чтобы среди властьимущих были свои представители. В противном случае, мы получим антихристианскую власть (со всеми вытекающими последствиями).
В «Основах социальной концепции РПЦ», в главе «Церковь и политика», говорится: «Ничто не препятствует участию православных мирян в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организаций. Мало того, такое участие, если оно совершается в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами и ее официальной позицией по общественным вопросам, является одной из форм миссии Церкви в обществе. Миряне могут и призваны, исполняя свой гражданский долг, участвовать в процессах, связанных с выборами властей всех уровней, и содействовать любым нравственно оправданным начинаниям государства» (V. 3).
Таким образом рядовой, благочестивый христианин может не только голосовать на политических выборах, но и сам выстаивать свою политическую карьеру (руководствуясь вероучением церкви и её духовными ценностями). Помня грозное предупреждение Златоуста: «Власть побуждает делать многое, Богу неугодное, и надобно иметь очень мужественную душу, чтобы пользоваться властию как следует. Тот, кто лишен власти, волею и неволею любомудрствует; а облеченный ею терпит то же, что и человек, который, живя с хорошею и красивою девицею, обязался никогда не посмотреть на нее с вожделением».
Однако остается самый главный вопрос: «А возможно ли это, чтобы, находясь в политических дрязгах, интригах, предательствах и т.д., оставаться христианином»? Христианином, который чётко осознаёт: «Не от земных правителей зависит наша судьба, а от Того, Кто держит в Своих руках и судьбы правителей,» - говорит свят. Афанасий (Сахаров)
Для меня не важно, как проголосуют другие христиане на предстоящих выборах. Если они любят Россию и желают мирного процветания нашему общему Дому, я буду уважать их выбор. Но, если их выбор окажется ложным, губительным для Отечества (как считает Мюрил и Ко, а сама процедура «выбора» - это «ловушка дьявола»), то желаю им крепости духа в перенесении последствий от собственного решения!
Храни Бог, Россию!
Если Вам понравилась статья, пожалуйста, поддержите автора!
Карта Сбербанка - Maestro - 639002409005165739
WebMoney:
WMR - R927455974319
WMZ - Z052571215512
Спаси Христос!
Journal information