iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

Христианство – смерть врагов на войне не является убийством... Ч. II

Христианство – смерть врагов на войне не является убийством... Ч. I



Крайне важно, для нашей темы, познакомится с мнением блаженного Августина: «Естественный порядок вещей, стремящийся к установлению мира среди людей, требует, чтобы решение и право начать войну принадлежало государю. Солдаты же должны беспрекословно выполнять приказы своих командиров во имя мира и всеобщего спасения. Пусть сам государь и запятнал себя несправедливостью, но он военачальник. Приказ начальника делает солдата невиновным в совершенных государем злодеяниях».

Таким образом законные власти, в которых блаж. Августин видит исполнителей Божественной Воли (непостижимой для разума человека), являются теми, кто несет абсолютную ответственность за все зло, которое совершается в ходе войны.

- Да, я убил, но я не виноват, - мне приказали...

- Да, я приказал, но сам я никого не убивал...

У одного - чистые руки, у другого – совесть.

Но как бы там ни было: «грех за человеческие страдания возлагается прежде всего на тех, кто развязывает войну, - на честолюбивых политиков, неудачливых дипломатов, жаждущих наживы собственников, а не на воинов, жертвующих на полях сражений собственной жизнью за чужие ошибки и преступления», - справедливо пишет А. Байдуков.

В средневековье эта проблема решилась так, как только и могла решится для той эпохи. Вопрос о «справедливости или несправедливости войны» решала церковь. Точнее её иерархия. В последствии по мановению римских пап, целые народы, принимая меч и крест, воевали против тех, на кого укажет перст «наместника Бога на земле». «Я сам император» - закончил свою речь в 1300 году папа Бонифаций VIII, явившийся на торжество в императорском облачении (перед ним несли два меча в знак его духовного и светского господства над вселенной).

Понятно, что у рядового верующего не оставалось выбора уклониться или нет от участии в войне, которую церковь бы посчитала справедливой. Тем паче, что духовная ответственность лежит не на нём. Ещё на церковном соборе в Арле в 315 г. иерархия запретила рядовым христианам дезертировать из армии под страхом церковного отлучения (sic!)

Справедливости ради отмечу, что святые отцы, клеймили позором насилие и человекоубийство. «Вопиющим примером войны, несправедливой, по Августину, является война против народов, которые не причинили никакого ущерба другому народу. Несправедлива также и та война, которая предпринимается с целью подчинить другой народ во имя удовлетворения собственной жажды власти. Такая война, считает Августин, величайшая подлость», - пишет Франко Кардини в «Истоках средневекового рыцарства».

Но как бы там ни было на войне христианин убивает. И эту проблему также надо было решить.

13 правило святителя Василия Великого, гласит:

"Убийство на войне отцы наши (см. послание Св. Афанасия к Амуну монаху) не считали за убийство, извиняя, как мне кажется, поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, было бы хорошо посоветовать, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержались от приобщения только Святых Тайн."

Ключевая фраза: «Убийство на войне отцы наши не считали за убийством».

Совершенно очевидно, для святителя смерть врагов на войне не является убийством. Безусловно, на войне «справедливой» - войны с целью защиты правого дела, защиты от насилия и зла.

Насколько снисходительно это правило, можно понять, сравнивая с другими каноническими предписаниями, которыми следовала древняя церковь. В остальных случаях она не советовала, а предписывала отлучать виновного: за вольное убийство на 20 лет, за аборт на 10 лет, за невольное убийство на 10 лет.

«Не всем христианам предназначен пусть спасения в уходе от мира. Кто-то должен в нем и оставаться — преображая его излучаемым внемирным светом евангельской правды и любви. Но при этом, увы, и отдавая свою неизбежную "дань кесарю". В том числе, и военной службой. А иначе и нельзя! Можно по зову сердца стать мучеником самому, но нельзя принудительно тащить на мученичество других. А часто и собственное вроде бы формальное мученичество оборачивается соучастием в мучительстве своих ближних. Ну чем бы закончилось массовое фактическое самоубийство призванных в Красную Армию верующих, если бы они вместо отпора фашистским оккупантам подставились под их пули? Разве что рабством для всех их соотечественников, массовым геноцидом "неполноценных народов" (в том числе и славян) — и торжеством идеологии и политики, с без преувеличения, мистически-дьявольской подоплекой», - пишет Юрий Нерсесов.

«В нынешней системе международных отношений подчас бывает сложно отличить агрессивную войну от оборонительной. Грань между первой и второй особенно тонка в случаях, когда одно или несколько государств либо мировое сообщество начинают военные действия, мотивируя их необходимостью защиты народа, являющегося жертвой агрессии (см. XV. 1). В связи с этим вопрос о поддержке или осуждении Церковью военных действий нуждается в отдельном рассмотрении всякий раз, когда таковые начинаются или появляется опасность их начала. Одним из явных признаков, по которому можно судить о праведности или несправедливости воюющих, являются методы ведения войны, а также отношение к пленным и мирному населению противника, особенно детям, женщинам, старикам» (Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви о войне).

Напомню об иностранной интервенции «христианских» западных держав (НАТО) против Югославии в 1999 году. Это один из самых гнусных конфликтов современности. Агрессия тогда была осуществлена без разрешения и согласования с Советом безопасности ООН. С 24 марта по 10 июня бомбы и ракеты альянса непрерывно падали на Белград, Ниш, Нови-Сад, Крагуевац, Панчево, Кралево, Сомбор, Валево, черногорскую Подгорицу, косовские Приштину, Косовскую Митровицу, Призрен, Гниляне, другие сербские города, городки, сёла, муниципальные общины… Всего в ходе 35 тыс. 219 вылетов авиацией НАТО на территорию Югославии было сброшено 23 тыс. бомб и ракет, включая запрещенные кассетные боеприпасы, а также боеголовки с радиоактивным обеднённым ураном. Было уничтожено или частично разрушено 89 промышленных объектов, 128 объектов сферы услуг, 120 объектов энергетики, 48 больниц, 82 моста, 25 почтовых отделений, 118 радио- и телеретрансляторов, 70 школ, 10 детских садов, 35 церквей и 29 монастырей... Жертвами агрессии только со стороны гражданского населения стали 1 тыс. 700 человек, включая 400 детей, около 10 тыс. получили серьезные ранения.

Я как-то выкладывал эпизод из книги генерала Дроздова Ю.И, где он рассказывал о встрече с творческой интеллигенцией. Один из выступающих рассказал легенду о крещении одного из славянских племён. Вождь первым принимал таинство крещения, чтобы подать пример остальным. Он вошел в реку, вынул из ножен меч, и, высоко подняв его, трижды погрузился в воду.

Окунулся, не окунув меча. И на вопрос священника-миссионера: «Почему ты не смочил твоего меча?»

Вождь ответил: «Я крестился. Теперь я христианин. Я буду соблюдать Христовы заповеди, буду жить, как велит мне моя вера. Я стану добрым и справедливым, я буду всех прощать. Но меч мой… Но меч мой никогда не должен быть добрым к моим врагам! Он никогда не будет добрым к врагам моего племени – он не для того предназначен! Меч в моей руке для того, чтобы защищать меня и мое племя, и ему нельзя быть добрым, как мне. Мой меч никогда и никого не простит и всегда будет защищать мою землю и мой народ».

P/S. Однако, сила христианства не в интеллектуально—сакральной, эмоциональной эквилибристике милитаристскими словами и смыслами. Сила христианства во Христе и в том мире, Который Он оставил своим верным друзьям. «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего…Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 15:14; 14: 27).

Как же точно и глубоко писал о поднятой мною теме святитель Николай Сербский: «Разве можно радоваться миру, когда вы слышите о войне в какой бы то ни было части света? Разве приятны Вам пища и питие, веселие и кинематограф, смех и шутки, когда вы мысленно достигаете военных полей и видите померзших, окровавленных, голодных и озверелых людей, потомков того же прародителя, от которого произошел и Ваш народ, и мы с Вами? Каждый вечер Вы слушаете радио и думаете, что от его болтовни становитесь умнее. Самое важное, что могло бы сообщить радио в наши дни, — это стоны тысяч раненых и умирающих, рыдания матерей, вдов и детей. Все они такие же, как Вы люди, живые души, жаждущие жизни и счастья. И над ними светит такое же солнце, что и над Вами. И так же, как и на Вас, взирает на них заплаканное око Божие.

Следовательно, не ликованию время, а печали. И это печаль не одного или двух человек, но печаль народов и племен, печаль государств. Когда главы европейских государств объявляют траур по поводу смерти какого-нибудь принца Бурбонского или Савойского, как же они забывают объявить траур по поводу насильственной смерти множества человеческих существ, каждое из которых — принц в очах Божиих? Если бы европейские народы были воистину просвещенными, они установили бы государственный и народный траур по поводу любой войны в любой точке земного шара. Во имя сострадания закрывались бы рестораны, игорные дома и кинотеатры, запрещались бы развлечения, пока проливается братская кровь. Как бы радовались небеса, если бы славяне первыми установили такой порядок!

Вы можете посмеяться моим словам. Знаю. И Пилат бы посмеялся. Но знаю, Христос смеяться бы не стал. …Ибо, когда разгорается пожар на одной стороне леса, разве ветер не может с легкостью перенести искру на другой край?»

P/S.

Если Вам понравилась статья, пожалуйста, поддержите автора!
Карта Сбербанка - Maestro - 639002409005165739

WebMoney:

WMR - R927455974319
WMZ -  Z052571215512

Спаси Христос!


Tags: авторское, война, милитаризм, религия и государство
Subscribe

Posts from This Journal “авторское” Tag

  • Мир Людей против грядущего царства Антихриста

    С неотвратимостью падающего ножа гильотины мчатся на наши отчаянные головы химеры будущего. Бесчисленные трактаты, оставленные в наследство нашими…

  • Грехопадение в Эдеме и его следствие для человека

    Многим хорошо известен библейский миф о грехопадении Адама, а также его следствии - падении или "духовной порчи" всего остального человечества.…

  • Притча. Пророк

    По жаркой Палестине проходил пророк. Ночью на дороге, он подобрал нищенку. Рассудок ее был ослаблен от перенесенного голода и страха. Никого на…

promo iov75 november 5, 2013 13:14 68
Buy for 40 tokens
Печально знаменитая 58-я статья Безусловно, одной из важнейших составляющих Черного мифа репрессий в СССР является пресловутая 58-я статья УК РСФСР, по которой были осуждены подавляющее большинство «политических» (в том числе и «открыватель» темы А.Солженицын). Что же…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments