iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Category:

Авторское. Об одном из даров Адаму

Сегодня много говорят о духовности («духовных скрепах»). Её нехватке или даже отсутствии в современном мире (чаще в политизированных ток-шоу, при гиперкритике западного мира). И это не может не удивлять. Когда информация льётся из «рога изобилия», а материально-символические формы (выражающие «духовные смыслы»), поражают своим многообразием – эти разговоры, на первый взгляд, кажутся бессмысленными. Но это на первый взгляд.

Форма, какой бы изящной не была, без внутреннего Смысла – остаётся пустышкой, симулякром. Только человек обладает божественным даром наделять вещи смыслом. Адам не просто давал имена животным, а прозревал их истинную сущность. «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт: 2; 19-20). Ключевым аспектом этого интересного фрагмента, на мой взгляд, является прямая связь между «душой живой» и её «именем». Светское религиоведение от этой «точки» и ведёт историю магии, как начальный этап проторелигии.

Но эта «сакральная связь» распространяется не только на «души живые». Творческое начало в творце-человеке наделяет именами и неодушевлённые вещи. Они становятся символами. Духовными символами. Поясню. Для кого-то «Сикстинская Мадонна» духовный символ материнской любви, а для кого-то «баба на портрете». Кто-то видит в иконе «Спас нерукотворный» (имеющей Имя) первообраз изображаемого, а кто-то, стреляя в неё из винтовки, видит простую мишень в тире. Одни люди «видят» духовный смысл в мире физических форм, другие этого не «видят».

Смысл, который мы «вкладываем» в бесконечное разнообразие форм нашего Творца и Творца мира (а также наших, человеческих творений) – это то, что всегда идёт от нас. Я уже говорил в некоторых из своих ранних работ, что русское слово «смысл» (кажется, не имеющее точных аналогов в западных языках) для определения «духовности» очень удобно. В нем сразу подразумевается и логическое значение, и цель, и оправдание существования, и ценность, и … замысел Бога. Один из современных мыслителей сказал, что «смысл должен быть найден, но не может быть создан. Создать можно либо субъективный смысл, простое ощущение смысла, либо бессмыслицу». И в этом «адамовом наречении именами» я вижу первый, уникальный пример духовного со-работничества человека Богу. С некоторой натяжкой, позволю сказать, что богословы называют, то о чём я говорю – синергией. Но если концепция синергии говорит о Божественных энергиях, то уникальность «адамового со-работничества», в непосредственном со-участии в завершении творения на одном из его этапов. Да, это уникальный случай и в тоже время, духовный архетип совершенной гармонии в отношениях между Создателем и Его удивительно-трагическом творении.


P/S. Поддержать мою семью и меня можно переведя 100-200 руб. на мою карту Сбера -

Maestro - 639002409005165739

Спаси Христос!

Tags: авторское, богословие, философия и религия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 40 tokens
Христианство – смерть врагов на войне не является убийством... Ч. I Крайне важно, для нашей темы, познакомится с мнением блаженного Августина: «Естественный порядок вещей, стремящийся к установлению мира среди людей, требует, чтобы решение и право начать войну принадлежало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments