Иноческая пища, - воздержание, - постничество
Из видов пищи упоминается в правилах: хлеб,вода, елей,рыба, зелень, варево из семян (Уст.25). И вином гнушаться не должно, если принимают его для врачевания и не домогаются без нужды. Вообще же полагается пища здоровая, но дешевая и без особых хлопот приобретаемая в том месте, где подвизаются иноки...
Очевидно, что иноческая пища постная и преимущественно растительная. Но 18-е правило из Пространных повелевает вкушать все предлагаемое. Это, вероятно, во время отлучек из обители, в мирских домах... "Должны мы, когда представится случай, ко всему прикасаться, чтобы показать смотрящим, что вся чиста чистым (Тит.1,15), что всякое создание Божие добро, со благодарением приемлемо: освящается словом Божиим и молитвою (1 Тим.4, 4. 5).
Впрочем и в этом случае надобно иметь воздержание, избегая вредного пресыщения, а от служащего к удовольствию вовсе удерживаясь... Воздержанием прогоняются и демоны, как научил нас сам Господь, что сей род не исходит, токмо молитвою и постом (Мф. 17,21)... в одном из предварительных слов пишется: "самым лучшим пределом и правилом воздержания пусть будет следующее: не иметь целью - и нежить плоть, и поступать с ней жестоко, но избегать неумеренности в том и другом, чтобы плоть, утучнев, не мятежничала, и изнуренная до болезненного состояния, не лишилась сил к исполнению заповедей. Поэтому употребление пищи пусть будет соразмеренно потребностям, а не прихотям подвизающихся ... Воздержание делает заметным воздержанного при самой с ним встрече. Ибо как борца отличают полнота и доброцветность тела, так сухость тела и бледность, происходящие от воздержания, доказывают о христианине, что он действительно подвизается в заповедях Христовых, в немощи тела переборяя своего врага, и являя силу в подвигах благочестия, по сказанному: егда немоществую, тогда силен есмь (2 Кор. 12,10)..."
Почему иноческая жизнь называется постническою. - Но пост и при таком строгом воздержании бывал еще особо; и он являлся в двух видах: один был общий для всех братий, по Уставу церкви (среда, пятница, большие посты), когда все постились, другой - частный, какой иные предпринимали особо от прочих братий и постоянно держали себя строже других... Что касается до особого пощения, какое держат иные строже братий, то правила, хотя не запрещают его, если позволяет настоятель, но смотрят на него неблаговолительно... О времени, когда позволительно, и с разрешения предпринимать особый пост, говорится: "время поста определяет не воля каждого, но потребность того, что относится к богочестию, как повествуют нам Апостольские Деяния (13,2-3; 14,23), и как научает нас избранный Давид (Пс. 34, 13)... Неумеренное же особое пощение, простираемое до того, что не остается уже сил исполнять послушания, совершенно осуждается...
Против этого неумеренного пощения преимущественно направлена 4-я глава подвижнических уставов, где по указании необходимости воздержания и определении его меры, чтобы оно было не выше и не ниже сил-говорится: "подвижнику надо быть свободным от всякого надмения, и, идя путем, истинно средним и царским, ни мало не уклоняться ни в ту, ни в другую сторону, - не любить неги и не приводить тела в бессилие излишеством воздержания. Ибо еслибы хорошо было изнемогать телом и лежать дышащим мертвецом, то, конечно, Бог в начале устроил бы нас такими. Если не так сотворил, то, конечно,что признал хорошим, то и сделал. А если такими произвел нас, какими хорошо было произвести, то грешат те, которые хорошо сотворенного не хранят сколько могут.
Journal information