iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

Время ведьм - история и современность


Нашлось 13 млн результатов

В течение примерно трехсот лет, с 1484 года, когда по указу папы Иннокентия VIII христианская церковь стала преследовать людей, практикующих магические обряды, и до конца XVIII века Западную Европу сотрясали громкие судебные процессы против ведовства, в результате которых тысячи невинных жертв были преданы мучительной смерти.

Как свидетельствуют папское законодательство и документы юридической практики, уже со второй половины XIII века ересь и колдовство стали трактоваться как два самостоятельных деликта, расследование которых тем не менее должен был осуществлять один и тот же суд – суд инквизиции. Данное положение вещей было впервые письменно зафиксировано в середине ХIII века, в понтификат Александра IV (1254-1261). Однако наиболее интересным с этой точки зрения оказался понтификат Иоанна XXII (1316-1334).

Иоанн XXII был человеком крайне мнительным и искренне верившим в колдовство: он постоянно опасался, что на него наведут порчу или отравят. Если судить по письмам, выходившим из его канцелярии, Иоанн XXII считал колдовство таким же реальным и важным преступлением, как и ересь. В 1320 году он постановил, что отныне любые случаи магии (вызов демонов, поклонение им, заключение с ними договора, использование в преступных целях освященной гостии или восковых фигурок) подпадают под юрисдикцию инквизиции. Именно в его понтификат, в 1319-1321 годах, были проведены консультации с наиболее значительными европейскими теологами по вопросу о том, что такое колдовство и нужно ли его отличать от ереси. В результате этих консультаций в 1326 году Иоанн ХХII издал знаменитую буллу Superilliusspecula, в которой говорилось о том, что отныне все случаи колдовства подлежат расследованию в суде инквизиции, и их следует наказывать так же, как ранее наказывали за впадение в ересь. Таким образом, он выделял ведовские процессы в самостоятельное судопроизводство.

С точки зрения Иоанна XXII и его последователей, колдовство отличалось от ереси самой своей сутью. Если ересь заключалась в сознательном отказе от следования догматам католической церкви и, как следствие, в принадлежности к секте, доктрина которой была осуждена как противная христианской вере, то под колдовством понимались прежде всего запрещенные практики, производимые при помощи вполне материальных предметов, которые при удачном стечении обстоятельств могли быть представлены в суде в качестве неоспоримых вещественных доказательств вины того или иного человека. К последним относились различные записки с подозрительными текстами (в более поздних демонологических трактатах "превратившиеся" в договоры с дьяволом), неопознанные жидкости и субстанции, предметы одежды, восковые фигурки и т. д. Благодаря такому подходу уже в XIV веке в европейской судебной практике колдовство начинает рассматриваться не как иллюзия, но как реальность.

Не следует, однако, полагать, что процесс развития демонологической теории шел поступательно на протяжении всего Средневековья. Первые массовые ведовские процессы, в основе которых лежало папское законодательство и судопроизводство, датируются концом XIV – первой половиной XV веков. Они имели место в тех регионах, где влияние папского престола было особенно сильным – на юге современной Франции, в Бургундии, на территории романской Швейцарии, отчасти в Германии. В этих же регионах были созданы и первые демонологические сочинения, однако далеко не все авторы этих трактатов представляли себе колдовство как реальность. Некоторые, вслед за Августином, по-прежнему считали, что магические знания и умения являются выдумкой, а кое-кто из ранних демонологов так до конца и не смог определить собственное отношение к данной проблеме. Примечательное рассуждение по этому поводу можно найти в "Защитнике дам" (1440-1442 гг.) бургундского писателя Мартена ле Франка, бывшего одновременно прево Лозанны, т. е. являвшегося судебным чиновником. Главный герой его поэмы, крайне скептически относящийся к рассказам о шабаше, заявлял: "Никогда в жизни я не поверю, что женщина на самом деле летает по воздуху, как какой-нибудь дрозд". За что подвергался яростным нападкам со стороны своего противника, смотрящего на мир более "реалистично".




Суд над ведьмой: иллюстрация к роману В. Брюсова «Огненный ангел»

На законодательном уровне светского права колдовство было запрещено, соответственно расследованием и наказанием за данное правонарушение занималась светская власть. Известный «Молот ведьм» был реакцией Крамера и Шпренгера на разгул суда в Инсбруке, в котором призывали подозреваемых наказывать тюремным заключением, а не сжигать на костре. Благодаря чему, только около 1,5 процентов обвинительных приговоров было доведено до суда. Кстати Мартин Лютер в своей проповеди 6 мая 1526 года призвал убивать ведьм и колдунов «потому, что они имеют дело с сатаной».



На фоне этих масштабных трагедий события, произошедшие в марте-октябре 1692 года в маленькой рыбацкой деревушке Сейлем американской колонии Новой Англии выглядят скромно по обвинению в колдовстве были казнены «всего» 19 человек, один умер от пыток, четыре женщины погибли в тюрьме, не вынеся ужасных условий, и одна девочка сошла с ума. Тем не менее «дело сейлемских ведьм» по сей день вызывает огромный интерес — но не жуткими мистическими подробностями, а тем, что в американской деревушке впервые был обкатан механизм идеологических репрессий, подобных тем, которые пережили наши отцы и деды уже в двадцатом веке.

В 1957 году некоторые из осужденных были оправданы. Относительно недавно потомки пяти казненных в конце XVII века «ведьм» — Бриджит Бишоп, Элис Паркер, Маргарет Скотт, Вильмот Редд и Сюзанны Мартин — потребовали реабилитации своих родных.

Драматические события, произошедшие в Сейлеме, легли в основу пьесы известного американского драматурга Артура Миллера.

Но, между прочим, последняя «ведьма» — настоятельница монастыря, обвиненная в колдовстве была сожжена в Германии почти через шестьдесят лет после описываемых событий — в 1749 году.

Спустя почти триста лет после последнего процесса по делу ведьм их реабилитация может стать реальностью. Ведь требования по оправданию обвиненных в колдовстве людей слышатся уже по всей Европе, причем все громче и громче!

История, развивающаяся по спирали, сделала очередной виток.

В 2008 году в Швейцарии вполне официально реабилитировали последнюю "ведьму" этой страны Анну Гельди (как жертва судебной ошибки), безвинно пострадавшую в далеком 1782 году. Ее оговорил собственный женатый любовник, испугавшийся огласки их связи и потери общественного положения. Дело этой женщины повторно рассмотрели в парламенте городка Гларуса, и власти полностью оправдали ее.

Католическая церковь германского города Айхштет также извинилась за сожжение «ведьм». Последней «ведьмой» Германии стала Анна Швегелин — в 1775 году. Её уже не сожгли, а уморили в тюрьме. Сжигать и вешать уже было не так модно, как сто лет назад.

Интересно отметить, что в современном мире ведьмы стали очень активны. Так например в США тысячи ведьм и колдунов 25 октября 2019 года, свершили «связующие» колдовские обряды и заклинания против президента Трампа с намерением положить конец «его злобным деяниям», сообщает christianheadlines . По свидетельству издания CBN News, это не первый случай, когда последовательницы неоязыческой религии Викка и прочие колдуньи и волшебники пытаются воздействовать силами магии и колдовства на администрацию действующего президента. Так, уже вскоре после инаугурации Трампа ведьмы проводили массовые магические обряды с целью «защиты иммигрантов и беженцев, защиты репродуктивных прав, против фашизма и в защиту планеты Земля». В этот раз массовый колдовской обряд начался в 23:59 25 октября с целью «связывания» воли президента Трампа – при этом ведьмы и колдуны, по их заявлениям, якобы не пытались нанести вред его здоровью.

Как отмечает Ольга Сергеевна Позняк, сегодня мы имеем дело с таким явлением как "христианские ведьмы".

- «Христианские ведьмы» – самоназвание малочисленной группы, пытающейся сочетать христианство и колдовство, основателем которой выступает Валери Лав, настаивающая, что нет ничего дурного в том, что христианин практикует магию. Она называет себя «рукоположенным служителем духовного сознания» и утверждает, что у нее есть «божественное задание», заключающееся в продвижении колдовства в обществе. Лав написала «символ веры христианской ведьмы». Там говорится: «Я – христианская ведьма; я люблю свой крест и свою палочку. Я советуюсь со своей колодой Таро и своей Библией. Я обожаю и предана Христу и Богине».

В статье на сайте badwitch.es «Не ненавидьте меня, потому что я христианская ведьма» Валери Лав пишет, что Христос был одним из самых великолепных колдунов на планете, а в Библии можно найти примеры великих магических подвигов, которые совершали Енох, Моисей, Даниил и другие. Там же она указывает, что ее личные магические предпочтения заключаются в интеграции элементов таких магических практик разных народов, как йоруба, худу, каббалы и некоторых других традиций.



Появление «христианских ведьм» соответствует определенной тенденции. Согласно изданиям Washington Post и Quartz, за последние годы в США значительно возросло число «самоидентифицированных ведьм», интерес к астрологии и колдовству становится все более распространенным. Если в 1990 году в Штатах было примерно 8 тыс. практикующих виккан (последователей неоязыческого пантеизма), то в 2008 году их количество выросло до 340 тыс. человек. Алекс Мар, автор книги «Ведьмы Америки», вышедшей в 2015 году, оценивает их численность в 1 млн человек, что сравнимо с численностью адвентистов седьмого дня. По данным центра Pew Research Center, в 2014 году в США от 1 млн до 1,5 млн человек идентифицировали себя с виккой.

Викка (Wicca) – так называет себя современная «религия ведьм», возрожденная вера в колдовство (witchcraft). Первичные религиозные организации виккан (wiccans) именуются «ковенами» (covens) – прямо как в средневековых трактатах о ведьмовских процессах, а главный символ их религии – пентаграмма, которая в западной традиции считается символом Дьявола. Ну, а ведьмы – его служанки.

Впрочем, как утверждают западные религиоведы, Рогатый Бог, почитаемый в ряде направлений Викки ( а у нее, как и у любого уважающего себя западного религиозного течения, уже существует несколько деноминаций, зачастую слабо связанных между собой) – это лишь традиционное для дохристианской Европы верховное мужское божество. Среди культовых предметов, употребляемых при ритуалах, есть и метлы, и котлы, в которых, согласно воззрениям англосаксов, ведьмы варят зелье.

Начало Викке было положено в Великобритании, где после отмены в 1951 году «Акта о колдовстве» (Witchcraft Act), принятого еще в начале XVIII века (а именно – в 1735 году), некто Джералд Гарднер заявил во всеуслышание, что является последним Посвященным древней религии, чудом сохранившейся в христианской стране.

Викка (Wicca) в России



Вообще тема ведьм, и в частности в России, неисчерпаемая.



по материалам
https://iz.ru/1104432/2020-12-25/v-germanii-tcerkov-izvinilas-za-kazn-vedm-spustia-400-let
https://iov75.livejournal.com/2491567.html
https://iov75.livejournal.com/1375069.html
https://iov75.livejournal.com/2052989.html
https://iov75.livejournal.com/4831393.html
https://warhead.su/2019/04/12/germaniya-krovavaya-skazka-pro-vedm


Tags: апостасия, инквизиция, история христианства, христианство в современном мире
Subscribe

promo iov75 ноябрь 5, 2013 13:14 68
Buy for 40 tokens
Печально знаменитая 58-я статья Безусловно, одной из важнейших составляющих Черного мифа репрессий в СССР является пресловутая 58-я статья УК РСФСР, по которой были осуждены подавляющее большинство «политических» (в том числе и «открыватель» темы А.Солженицын). Что же…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments