Конечно, тут не обошлось без негативной роли экономических последствий эпидемии коронавируса. Если последние годы инвесторы планеты в мировую экономику зарубежных стран вкладывали примерно по 1,4 – 1,5 трлн долларов, то за 2020 эта цифра сжалась почти вдвое, до 859 млрд или на 42%.
Но в то же время ее распределение также позволяет судить о том, как владельцы капиталов оценивают долгосрочные перспективы, как всего рынка в целом, так и отдельных его частей. И вот с этого момента начинается самое интересное.
На протяжении 2013 – 2018 годов американская стратегия обрушения рынков в глобальный хаос работала достаточно успешно. Основной объем мировых капиталов стабильно перемещался в Соединенные Штаты.
Впрочем, пик притока (472 млрд) пришелся на 2016 год, когда прорвавшийся в Белый дом Дональд Трамп пообещал сделать Америку «великой снова». Более того, инвесторы явно поверили в возможность американской победы над Китаем, потому вложили в КНР лишь 134 млрд. Но потом «что-то пошло не так».
В результате, по итогам истекшего года, по привлекательности для инвесторов Поднебесная сумела гегемона обойти, собрав 163 млрд иностранных инвестиций, в то время как в американскую инвесторы принесли только 134.
Как события станут развиваться дальше, будет понятно после окончательного прояснения дальнейшей реальной экономической стратегии новой демократической администрации Соединенных Штатов. Однако уже можно констатировать, что основные деньги мира стали срочно покидать Европу. Вместо 344 млрд иностранных инвестиций 2019 года, за 2020 Евросоюз сумел привлечь только 4 млрд.
Также следует отметить 96-процентное падение притока иностранных денег в Россию, с 32 млрд в позапрошлом до 1,1 млрд в прошлом году.
Вывод из этого напрашивается довольно очевидный. По мнению крупных инвесторов, в ближайшее время следует ожидать большой экономической войны за передел европейской и российской экономики.
Первая прямо указывается в качестве главного направления американской экономической экспансии. Причем вестись которая будет через удушение европейских конкурентов, чтобы расчистить рынок для американских ТНК.
С Россией сложнее. С одной стороны, от торговли с Европой напрямую зависит 38 процентов ее ВВП. С другой, Москва снова поднята Вашингтоном на щит в качестве главное принципиальной угрозы демократии и свободы. Это означает усиление экономических санкций и пока слабо прогнозируемые для иностранных инвесторов перспективы.
А пока нет ясности, инвесторы «вкладываются в Китай».
https://russtrat.ru/comments/31-yanvarya-2021-0010-2825
Journal information