К ЛУЧШЕМУ ИЛИ У ХУДШЕМУ, НО КИТАЙ ИЗВЛЕКАЕТ ВЫГОДУ ИЗ КРИЗИСА COVID-19, ЧТОБЫ ИЗМЕНИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ
Президент Китая Си Цзиньпин во время посещения Заставы Цзяюй, известной части Великой Стены времён династии Мин в городском округе Цзяюйгуань при инспекции северо-западной китайской провинции Ганьсу, 20 августа 2019 года.
«Когда дуют ветра перемен, некоторые строят стены, а другие строят ветряные мельницы».
- китайская пословица
Вышеприведенная поговорка многое говорит о китайском образе мыслей. В то время, когда весь мир борется с пандемией Covid-19, вдали от медийного освещения Китай извлекает выгоду от ситуации. Он использует этот момент, чтобы расширить своё глобальное лидерство и разрекламировать свою модель управления по всему миру.
Китайцы переписывают коды международного мирового порядка через новые стратегические контрольные точки.В последние несколько месяцев китайские руководители приняли решительные и агрессивные шаги, чтобы получить преимущество во всех стратегических возможностях, предоставленных остальным миром и, особенно США посреди кризиса Covid-19.
Месяц назад Пекин организовал две новых исследовательских станции в спорном Южно-Китайском море. В тот же самое время Китай запустил кампанию усиления морского закона, «Голубое море 2020» с 1 апреля по 30 ноября. Это увеличило шансы на конфронтацию в регионе, поскольку проект будет нацелен на любое нарушение китайских законов в таких секторах, как использование нефти, морское прибрежное строительство и глубоководное бурение.
В нынешнем сценарии это может рассматриваться только как способ нацелиться на других заявителей претензий на территории в море и для проведения противозаконных операций «укрепления закона» в водах, на которые претендуют такие государства юго-восточной Азии, как Малайзия, Индонезия, Вьетнам и Филиппины.
Воинственное поведение Китая, в том числе военные маневры и крупномасштабное развёртывание военных активов в регионе, увеличивает шансы серьёзного противостояния с другими претендентами, равно как и вызывает серьёзные вопросы о том, уважает Китай ли по-прежнему международный мировой порядок. Но помимо Южно-Китайского моря он ещё и создаёт новые стратегические узкие места с помощью технологий.
Революция 5G
В 20 веке Интернет играл важную роль в усилении мягкой силы США и общественной дипломатии. Американцы были основными архитекторами системы, так что во многом стандартизация или структура Интернета определялись именно ими, а остальной мир следовал их правилам.
Американские корпорации вроде Google, Amazon и Facebook помогли американцам контролировать большую часть интернет-трафика. С помощью этого и Агентства Национальной Безопасности они построили лучшую систему надзора для защиты своего мирового порядка.
Но в феврале этого года посреди кризиса Covid-19 мир увидел новый Китай. Патрульные роботы, оснащённые технологиями пятого поколения 5G, были развёрнуты для контроля ношения масок и температуры в общественных местах. В Ухане, китайском городе, где впервые был выявлен вызвавший Covid-19коронавирус, для дезинфекции улиц использовались сотни автомобилей без водителей.
Это всего несколько примеров того, как Китай использовал ультра-скоростные сети 5G и производственные цепочки поставок для борьбы с вирусом, и почему остальной мир всё ещё борется, стремясь с ним справиться. На ключевых технологических полях сражений китайцы обошли Запад.
Это ясная демонстрация того, насколько эффективной стала китайская система, и что отсутствует у других стран. Китайская демонстрация 5G — взгляд на то, какими будут выглядеть будущие китайские умные города, равно как и дорожная карта их амбициозного проекта Шёлковых Путей.
Более десятка лет назад ни одна из китайских телекоммуникационных компаний и близко не подходила к глобальным стандартам обеспечения обслуживания потребителей. Но сегодня они конкурируют с западными коллегами, а в некоторых областях их опережают.
Одна из компаний, представляющих главный камень преткновения в американо-китайских отношениях — «Хуайвей». Менее чем за десять лет она стала крупнейшей компанией телекоммуникационного оборудования в мире. Она построила почти 70% сетей 4G Африки и лидирует в гонке по развитию сетей мобильной телефонии пятого поколения.
По составленному IPlytics рейтингу «Хуайвей» лидирует по патентам 5G, причём в 2019 году компания подала более 3000 заявок на патенты, из которых 1200 получены. Она играет решающую роль в установлении 5G стандартов. Так что на данный момент просто невозможно исключить Китай из процесса установления стандартов для сетей 5G.
Китай намерен к концу года построить и задействовать как минимум 600 000 станций 5G по стране. По данными министерства промышленных и информационных технологий все 300 городов уровня префектур в Китае, как ожидается, будут охвачены сетью 5G к концу 2020 года.
Автоматизированная экономика
Идея, стоящая за быстрой экспансией служб 5G в Китае состоит в том, чтобы проверить и перезагрузить экономику с помощью промышленной автоматизации и развернуть новый потребительский потенциал, чтобы компенсировать влияние пандемии.
На Мировом Экономическом Форуме считают, что интеллектуальное подключение, возможность которого даёт 5G , будет катализатором социально-экономического роста в Четвёртой Промышленной Революции. Китай хочет быть в её авангарде, сделав экономику полностью основанной на автоматизации.
Половина продаваемых в Китае промышленных роботов к 2020 году будет производиться в Китае. В 2014 году китайцы начали кампанию по автоматизации экономики с целью постепенно заменить ручной труд роботами. Высоко-индустриализованные провинции Цзянсу, Чжэцзян и Гуандун первыми вводят их массово.
На данный момент Китай работает на военных рельсах, стремясьстать полностью автоматизированной экономикой под флагманской программой «Сделано в Китае».
Учитывая, что глобальная экономика всё ещё пребывает в смятении из-за пандемии Covid-19, Китай находится в уникальном положении, позволяющем возглавить последующее восстановление. Судя по докладу китайской Академии Социологии, Китай будет более сконцентрирован на своём обширном внутреннем рынке и разработанных в стране технологиях и улучшении жизни граждан. Китайцы переориентируют свою стратегию с дешёвой производственной экономики на более передовые технологии, например авиастроение, телекоммуникации, виртуальная реальность и искусственных интеллект.
В то же время Китай сохраняет вполне нормальную монетарную политику, а это ясно демонстрирует, что основы внутренней экономики останутся неизменными в средне- и долгосрочной перспективе несмотря на краткосрочное замедление, вызванное пандемией. У китайцев достаточно политического пространства, чтобы при необходимости поддерживать устойчивый экономический рост.
Существуют весомые признаки того, что у Китая будет восстановление V-формы, во многом благодаря прочным цепочкам поставок и тому, что правительство главным образом сконцентрировалось на создании спроса, обеспечивая избыточную ликвидность с помощью сокращения процентных ставок.
Но для остального мира хорошие вести ещё впереди. Недавно МВФ заявил, что после предыдущего прогноза глобальный экономических прогноз ухудшился. США могут соскользнуть в рецессию на как минимум два квартала, а некоторые страны столкнутся с кризисом платежеспособности и им потребуется списание долга, а не просто отсрочка выплат.
Ответ США на кризис Covid-19 был менее чем удовлетворительным, а успех Китая в борьбе с вирусом и его помощь бедным странам могут дать ему возможность занять место соперничающей сверхдержавы. Но было бы неразумным полагать, что в глобальном порядке не произойдёт никакого сдвига.
Автор: Рави Кант
http://polismi.ru/politika/kontury-novogo-mira/2524-ukreplenie-pozitsij-kitajskogo-mirovogo-poryadka.html
Кто от кого отделяется?
ПОКА США ПЕРЕОЦЕНИВАЮТ СВОИ ОТНОШЕНИЯ С КИТАЕМ, ЭКСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ АЗИАТСКОГО ГИГАНТА ДЕМОНСТРИРУЮТ РАСТУЩУЮ РЕГИОНАЛЬНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ
В марте экспорт Китая вырос на 8,5% по сравнению с прошлым годом, что существенно расходится с прогнозами аналитиков, которые прогнозировали 12% спад.
Сильный рост экспорта в Азию, особенно Юго-Восточную Азию, и дал неожиданное улучшение.
Данные марта обозначают устойчивый рост азиатской экономической интеграции, в котором всё большая часть азиатской торговли направлена на саму Азию. Пока американцы подумывают о том, чтобы отвязаться от Китая, похоже, Азия отвязывается от США. После начала в апреле 2018 года американо-китайской технологической войны, когда Вашингтон запретил экспорт чипов для китайской корпорации ZTE, в полупроводниковой промышленности появилось модное выражение «де-американизация цепочек поставок».
В апреле 2020 года Тайвань, Вьетнам, Таиланд и Индонезия закупили на 50% больше китайских товаров, чем в том же месяце прошлого года. Япония и Корея — на 20% больше. Экспорт в США вырос по отношению в прошлому году, но с очень низких показателей 2019-го.
Импорт Китая из Азии тоже резко вырос.
Резкий рост внутри-азиатской торговли может отражать перезапуск азиатских экономик. Комбинация массового тестирования, цифрового надзора и социальной солидарности удержали смертность от Covid-19 на уровне менее чем 10 человек на миллион населения в большей части Азии, сравните с сотнями смертей в США и большей части Европы. Большая часть производительной экономики Китая сейчас работает более чем на 90% мощности. Переоткрытие цепочек поставок хорошо объясняет нарастание и импорта, и экспорта. Однако, серьезные показатели за два дня несут облегчение растущей интеграции крупнейших азиатских экономик.
Сдвиг цепочек поставок от США, вероятно, даёт в итоге некоторый толчок азиатской торговле. Теперь Япония поставляет больше полупроводников в Китай, чем в США. А ещё в 2014 году Япония продавала полупроводников в США в три раза больше, чем в Китай.
Небольшую часть нарастания импорта можно объяснить накапливанием китайцами полупроводников в качестве меры предосторожности в связи с американскими проявлениями «ядерного варианта» против китайского гиганта телекоммуникаций «Хуайвей». США могут запретить иностранным компаниям продавать компьютерные чипы «Хуайвей», если они используют для их производства американской оборудование. В теории это воспрепятствовало бы TSMC — тайваньской компании, занимающаейся изучением и производством полупроводниковых изделий — крупнейшему производителю в мире, продавать их «Хуайвей», сейчас она является крупнейшим покупателем у TSMC с 13% всех продаж. Разработчик чипов, филиал «Хуайвей» HiSilicon теперь входит в число ведущих 10 производителей чипов, и внутренние продажи за первый квартал превзошли показатели Qualcomm. Но HiSilicon не может производить собственные чипы, а китайские мощности не могут обеспечить передовые чипы, которые «Хуайвей» ставит в свои высокотехнологичные смартфоны и серверы.
Американские технологические компании убедили администрация Трампа не пытаться заблокировать доступ «Хуайвей» к тайваньским и другим иностранным чипам, утверждая, что эта мера задержит, но не помешает Китаю достичь самодостаточности. Пока же американские фирмы потеряют долю рынка в Китае — как Qualcomm и Nvdia уже уступили HiSilicon — а остальной мир будет бороться за то, чтобы убрать насколько возможно американский продукт из цепочек поставок. Это будет трудным и дорогостоящим делом, что утверждал Фонд Хинрич в январском докладе 2020 года.
В докладе Хинрич утверждается, что «риски столкновения с драконовскими экстерриториальными законами США, в том числе и теми, что попадают под контроль Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) — особенно пока американский доллар остается доминирующей международной валютой — означают, что даже простые финансовые транзакции с организациями, попавшими под ограничения, могут быть запрещены, что вызовет полный разрыв деловых связей. Как таковые, «Хуайвей» и другие китайские технологические компании стремятся полностью отвязаться (или ждут своего часа, когда это станет возможным) от цепочек поставок, находящихся под влиянием США. Чтобы это сделать, китайские фирмы должны сформировать альянсы с неамериканскими технологическими компаниями».
Автор: Дэвид Голдман
http://polismi.ru/politika/kontury-novogo-mira/2522-kto-ot-kogo-otdelyaetsya.html
Journal information