"Живи так, как если бы от тебя зависела судьба мира".
(Ф.М. Достоевский)
Общественно-политический запрос на эту идею существует. Я уже писал, что нынешняя власть, уже пытается авральными темпами решить эту проблему, выдвинув идеолого-стратегический тезис о "Евразийском Союзе", но это пока скорее благая декларация, тогда как сам проект с учетом угрозы падения или как минимум трансформации режима, остается сырым и возможно далее, все терпящей бумаги ... не пойдет. Тем более, что сгущающейся фон политической нестабильности, сепаратизма, духовно-нравственной деградации и стихийного "отрицание отрицания" - весьма шаткий базис, для построение сколь-нибудь прочного идеологического каркаса. Хотя идеи о построение национальной идеи звучат достаточно громко.
И "идея нации" Данилевского и "русская идея" Достоевского, оперирует прежде всего идеей объединения народа на основе фундаментальных понятий выработанных в рамках этнографии, истории и религиозной-культуре. Синтез всего этого (заметьте, что это гуманитарный аспект) и даст основу для построения некой целостной идеи (это в теории). В любом случае, совершенно очевидно, что сколь-нибудь внятная (рационально-обоснованная) и стройная (по своей внутренней логике) нацидея, возможна только при условии - сильного государства и легитимной (ранее, сакральной) политической власти. Тема невнятного блеяния с трибун, как впрочем и с "громкими, продолжительными аплодисментами" ... уже не катит. При этом, ясно, что нацидея попадет в вихрь смертельного идеологического противостояния с европейской доктриной "счастливого в потреблядстве общества" и античеловеческой системой "общемировых ценностей". Противостояние неизбежно! Конформизм не прокатит в силу объективным мировоззренческих парадигм, с той и другой стороны. Ярлык ретроградства и обскурантизма ... обеспечен для консервативного патриотизма и сторонников альтернативной модели развития - развитию обществу мирового (нового) порядка. Противостояние будет обострятся по мере глобального изменения экономической системы (паутина ТНК) с последующем за этим (или скорее, одновременным) безвозвратным изменением фундаментальных основ прошлого мировоззрения (сейчас не суть в названиях). Повторюсь, безвозвратным! Уже сейчас, видно, что мир государств-монад отходит в прошлое, а следовательно, та система ценностей, на которой держался этот мир - трещит и шатается. Проблема осложняется ещё и тем, что ценности - вообще "вещь" консервативная, традиционная и просто в силу этой самой своей "природы", банально не успевает за вихрем меняющихся внешних форм, которые по своей природе - разрушительны (ну а как можно построить новое не разрушив при этом - прошлое, "ветхое", "старое"). Стоит ли удивляться тому, что на Западе разрушается (как обоснование для построение лучшего будущего) такие кирпичики-ценности как: брак, семья, религия и тому подобные архетипы культуры и ментальности. Свобода в разнузданности и отрицании ради самого отрицания, двойные стандарты и агрессивное продвижение "свободной демократии", а точнее плутократии (власть денег) вкупе с некими "ценностями", а точнее, рабством от денег и поклонением Мамоне. Как говорил Петр Верховенский в "Бесах": "Все рабы в рабстве равны".
Понятно, что наибольший удар придется по тем социальным институтам, которые наиболее ярко ассоциируются со всем державным (нацинституты) и духовно-консервативным (Церковь, Исламская Умма и т.д.) и культурно-исторически единым (многочисленность народов входящих в состав РФ). Удары будут мощные, дерзкие и беспощадные! Всё что встанет на пути будет дискредитировано, подвергнуто остракизму и демонизировано! А что вы хотели: "на войне, как на войне". Главное, не дать развиться самосознанию и полностью уничтожить, выкорчевать (и если понадобится с корнем) историческую память = национальная ненависть = сепаратизм = расщепление России и т.д.
P/S.
Ф. М. Достоевский в "Дневнике писателя" писал: "...русская душа, что гений народа русского, может быть, наиболее способна из всех народов вместить в себе идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия. Это не экономическая черта, это никакая другая, это лишь нравственная черта..."
"Даже самые талантливые представители нашего псевдоевропейского развития давным-давно уже пришли к убеждению о совершенной преступности для нас, русских, мечтать о своей самобытности. Всего ужаснее то, что они совершенно правы; ибо раз с гордостью назвав себя европейцами, мы тем самым отреклись быть русскими. В смущении и страхе перед тем, что мы так далеко отстали от Европы в умственном и научном развитии, мы забыли, что сами, в глубине и задачах русского духа, заключаем в себе, как русские, способность, может быть, принести новый свет миру, при условии самобытности нашего развития. Мы забыли, в восторге от собственного унижения нашего, непреложнейший закон исторический, состоящий в том, что без подобного высокомерия о собственном мировом значении никогда мы не сможем быть великой нацией и оставить по себе хоть что-нибудь самобытное для пользы всего человечества. Мы забыли, что все великие нации тем и проявили свои великие силы, что были так "высокомерны" в своем самомнении и тем-то именно и пригодились миру, тем-то и внесла в него, каждая, хоть один луч света, что оставались сами, гордо и неуклонно, всегда и высокомерно самостоятельными" (из послания Ф.М. Достоевского цесаревичу Александру Александровичу).
При написание поста использовались материалы статьи Русская реформа и русская идея. Федор Достоевский накануне эпохи Александра III
Journal information