iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

Религиозно-политический мир древнего Китая

Мир Китая во многом отличен как от мира Южной Азии, так и от мира – известного нам Западной цивилизации. Только в последнее десятилетие китайская цивилизация стала раскрываться перед взором западного человека. Археологические открытия 70-годов обнаружили, что китайская цивилизация по времени сравнима с Древнем Египтом (3 тыс. до н.э.). Уже в 3 –ем Китай воспринимал себя как нечто Единой.

Китайская историческая традиция сохранила предания о династии Ся, которая управляла Китаем в последней четверти 3-его тыс. до н.э. и потом заместилась уже во 2-ом тыс. – династией Шан. Долгое время историки оспаривали реальность этой династии, однако, археологические открытия первой половины XX в., доказали достоверность и историчность Шанской цивилизации (знаменитые гадательные кости).



В отличие от нашей истории, которую пишут победители и которая до сих пор не ясна (не говоря уже о её понимании, поскольку история самая идеологическая система знаний. Как пошутил М. Делягин: "В школе есть 2 главных предмета - начальная военная подготовка, которая учит как стрелять, а история учит в кого"), вся китайская историософия построена на строгих хронологиях и строгой географии. Каждое государственное деяние строго сопряжено с именем политического деятеля. Каждое культурное – с именем художника, писателя или мыслителя создавшего некий культурный феномен. Каждый исторический факт привязан к строго определенной дате и как показала наука XX в. эти даты не фиктивны (в рамках китайского календаря). Далее, китайская цивилизация тяготеет к внешней организации общественно-социальной жизни и государственности. Если западный человек всегда настаивает, что человек – царь мира (мир для человека), то китайская цивилизация утверждает 1) реальность мира; 2) реальность человека, без рафинированного пиетета перед ним. Человек - элемент целого; 3) центра мира нет. Божественное в мире – это ПУСТОТА.

Мир – отпечаток Бога. Весь мир – это огромное количество явлений. Задача гармонизировать свое отношение с миром (божественное отпечатывание материального воплощения, как бы икона Бога). Древние китайцы не хуже нас знали, что человек (дитя Неба и земли) несовершенен и плох, хотя идея грехопадения (как в христианстве) им была не известна. Дело в том, что человек благодаря своей воле, хотя и являясь бесконечным элементом этого мира, может выйти из отпечатка – совершая либо добро либо зло (не созидать, а разрушать).

В китайской религиозной традиции доминирует древнейший "культ предков".До известных революционных событиях в Китае (практически смывших древнюю культуру), совершенно обычная крестьянская семья знала имена всех своих предков (мужчин) на глубину 1.5-2 тыс. лет (имена хранились на поминальных табличках – стилистически напоминающих "фаллос"). Поминальная табличка считалась воплощением души умершего (постоянно присутствующей в доме иконы) и величайшей святыней.

Нужно сказать, что когда мы пристально вглядываемся в древне-китайские верования, то сталкиваемся с любопытным феноменом. Мы не имеем дело с древними религиозными текстами, скажем в отличии от Египта или Индии. В Китае мы имеем – древние песни (не обязательно религиозными), древние сказания и с историческими хрониками. Пожалуй, только "Книга Перемен" представляет собой более или менее интерес, но и она имеет скорее прикладное значение т.е. представляет собой интерпретацию практики гаданий.

Однако мы знаем, что в одном и том же обществе существует несколько уровней религиозности. Высший уровень – это почитание Единого Бога как Правителя МИРА. Где-то на уровне интуиции, мы можем предположить, что по видимому за Правителем Мира есть ТВОРЕЦ, однако китайца мало интересует “творение мира” – главное достичь гармонию между миром предков – миром живых и следовательно важен не ТВОРЕЦ, а Бог в ипостаси Держателя Мира (Шан-ди, иногда просто Ди– превознесённый предок, по аналогии с христианским "Отче наш…"). Когда китайские императоры приносили жертвы Небу, они приносили жертвы всем своим предкам, а также всем предкам-императорам давно ушедших династий. Идея того, что Небо наш общий предок. Небо и человек имеют единую природу. Реакция Неба на деяние людей, это человеческая реакция. Небо может любить и гневаться, раздражаться и миловать. Небо ЧЕЛОВЕЧНО – очень интересная интуиция. Вот почему милость Неба жестко связанно с хорошими или плохими деяниями людей. Отсюда, чтобы государство процветало, не было голода, эпидемий и т.д. необходимо соблюдение законов Неба, прежде всего императором (добродетель, а точнее ритуальная праведность), а затем и народом. Вот почему, если в империи несколько лет был голод или иные стихийные бедствия, то император добровольно уходил с престола. Тоже самое относилось и ко всякому губернатору и даже деревенскому старосте. Вот бы и нам в современной России применить эту древнейшую практику.

Имя Шан-ди, в западной традиции, часто переводится как Бог. В Китае это слово используется с древнейших времён. Смысл слова прост – миром управляет родственная человеку – Сущность-Предок (Прародитель прародителей). Как сын подобен своему родному отцу, так и мир подобен и является иконой небесного мира. Также как небесный мир имеет своим “центром”, своей сутью - Божественного Первопредка, так и мир земной имеет свою суть и центр, а также ближайшую икону Небесного Первопредка – его единственный образом (центр, ось, сын неба) есть - ИМПЕРАТОР (ван). Император – это тот, кто соединяет 3 мира: небо – земля – мир мертвых. Как мы видим, идея проста – как мир есть отражение Неба, так и император есть отражение Шан-ди.

Китайский император не просто правитель, один из многих, а единственный правитель. Все остальные правители мира считались его вассалами или поданными. Когда европейские послы пребывая в Китай подносили дары от своих государей, то китайские чиновники фиксировали, что это вассальные дары, а когда император одаривал послов – это были дары сюзерена верному вассалу. На самом деле, это не связанно с тем, что, мол китайцы такие нехорошие или гордые люди, а просто потому, что как Шан-ди Единый Правитель, так и император Один на земле. Даже, когда император полностью утрачивал реальную политическую власть, тем не менее, почтение к императору не уменьшалось. Он сохранял все свои божественные предикаты. Дело в том, что в мистическом отношение – император, прежде всего Центр соединяющий миры. Он священная и ритуальная, а не политическая фигура и не в символическом, а в реальном смысле.

При этом китайцы не обожествляли небо. Небо – это место пребывания Шан-ди. Шан-ди выступает в двух ипостасях: Космократора /мир живых/ и Спасителя /мир предков для тех, кто жил в соответствии с праведными законами Шан-ди/. Второй уровень общественной религии – гадание как форма обращения к предкам (предки ЖИВЫ). Таким образом, разрыв связи между живыми потомками и предками – КАТАСТРОФА. Нужно сказать, что ещё с древнейших времен, предки человека и Шан-ди как бы сливаются. Предки после смерти возвращаются в Единое, Божественное лоно. Идея Единство. Культ предков являет собой соединение сообщество потомков через себя с Единым Божественным центром.

Третий уровень народной религии – некий вариант китайского шаманизма /у/. Это люди (медиумы), которые способны вступать в духовную связь с духами природы: духами гор, лесов, полей и т.д. Вообще во многом Китай шаманское общество, правда с мощной надстроечной монотеистической шапкой.

Соответственно и общество делилась на 2 уровня – люди благородные (служение Шан-ди, соблюдение ритуала) и народ (низкие люди) живущий в мире духов, не почитают предков и равнодушны к Шан-ди. Высшие управляют – низшие “пушечное мясо”. Надо сказать, что модель “высших и низших” просуществовала до эпохи "Борющихся Царств", а после этого в Китае происходит величайшая социальная революция, когда аристократия перестают восприниматься как родовая. Любой человек может быть аристократом, если он: следует нормам ритуала, служение Небесному предку и служение государству. В Китае в I веке до н.э. вводятся экзамены на "должность" (знание древних книг - этого не было ни где), она просуществовала до 1911г. Смешно сказать, у нас в XIX веке при Николае Павловиче тоже решили ввести экзамены на чины в России – это был полный СКАНДАЛ, поскольку практически ни кто не мог их сдать и ... их отменили. Так до сих пор нами и управляет неученая бюрократия. Скорее всего, Китай единственное государство, где духовно-интеллектуальная аристократия правила империей, и эта практика просуществовала 2 тыс. лет без катастрофических потрясений.

Дао (буквально — путь) — одна из важнейших категорий китайской философии. Иероглиф ДАО состоит из двух частей: шоу - голова и цзоу - идти. Первоначально, иероглиф Дао изображал путь по которому шёл бык с гружённой повозкой. Однако, Дао как путь интерпретировался в различном значении. Во первых – "путь всех вещей", т.е. Путь по которому идет весь этот профанный мир. При этом, Дао есть и источник этого пути, источник бытия, но само пребывающее в не-бытие. Первая точка, с которого начинается ПУТЬ. Во вторых – Дао являет собой как бы верстовые столбы, которыми этот Путь обозначен, т.е. это правило, закон, норма.

Если Шан-ди обращен к миру живых и умерших (некая имманентная сущность профанного бытия), то Дао – трансцендентна миру. Дао предшествует небесному владыки Шан-ди. Древние китайцы, объясняя принцип Дао, использовали образ колеса. Колесо вращается, но в центре имеется некая неподвижная точка или ось колеса, вокруг которой и происходит вращение. "Тридцать спиц соединяются в одной ступице, (образуя колесо), но употребление колеса зависти от пустоты между /спицами/. Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нём. Вот почему полезность (чего-либо) имеющегося зависит от пустоты".

Дао проявляется в мире через дэ. Иероглифически дэ изображает глаз, из которого вырастает росток. Интересно, что творение "Глазом" (видением) является наиболее древним из известных нам образов творения мира. Творение "Словом" более поздняя философско-религиозная метафора. Дэ – это благодать. Это то, что изливается из Дао и дает тварному миру жизнь.

Ещё один древнейший образ китайской религии касается тварного мира. Если в сознании западного человека мир пребывает в конфликте (грехопадение) и только отчасти может быть гармонизирован теми или иными способами; если для индийца мир находится в иллюзии, то для китайца - мир находится в предустановленной гармонии, которую человек своим поведение разрушает.

Древний Китай смотрит на мир через совершенство, отчасти разрушаемого нашим несовершенством. Категория гармоничного совершенства мира передается известным символом инь-янь. Янь – объединяет в себе все аспекты активного начала: солнечный, южный, светлый, небо, жизнь, единица (вообще нечётное число). Иконографически янь изображается полочкой нефрита – безусловно восходящий к фаллическому символу. Инь – это: теневой, северный, женский, телесный, темный, смерть, луна, четное число. Изображение – раковина каури. Раковина высотой до 3 см, блестящая, белая или желтоватая. У живых каури мантия покрывает большую часть раковины. Обитают каури в тропических частях Индийского и Тихого океанов. Раковина каури ценится за красоту и с древних времён до начала XX в. употреблялась у ряда народов Азии, Африки и островов Тихого океана, а в древности и Европы, в качестве средства обмена (так называемые раковинные деньги). Но если вы скажете, что инь – это плохо, а янь - хорошо, то древний китаец вас просто бы не понял. Дело в том, что два этих аспекта бытия “необходимо-соединены” в этом мире. Природа феномена Инь—Янь не абсолютна, а относительна: с одной стороны, при определенных состояниях Инь может превращаться в Янь, и наоборот (внутренняя трансформирующая природа Инь—Янь), а с другой стороны—любое проявление может безгранично разделятся на Инь и Янь, что отражает их внутреннюю взаимосвязь. Следовательно, Инь и Янь являются в одно и тоже время и противоположными и взаимосвязанными, они оба противостоят друг другу и дополняют друг друга. Задача - гармонично их сочетать. Мудрец тот, кто знает соотношение инь-янь для всякой вещи. Янь – призывает, инь – отвечает. Год состоит из двух половинок – инь убывающее (солнце движется к югу), а янь возрастающее (когда солнце движется к северу) полугода. Человеческий организм также разделяется на две противоположности: янь - верхняя часть тела, его поверхность, спина, шесть полых органов; инь - внутренняя часть тела, живот, пять плотных органов, кровь.

После смерти человека инь и янь разделяются. Янь идет на небо к Шан-ди, инь – в землю.

Нигде китайцы не говорят о воскресение мертвых. Хотя есть основание предполагать, что в древности это было не так. Человек имеет 3 души: тонкая душа ци (янь), средняя душа - пребывающая в поминальной табличке предков и низшая душа– находящаяся в земле-могиле. То что китайцы с древнейших времен предавали своих умерших земле, говорит о том, что какое-то представление о воскресении умершего у них было. Даже сейчас, китайцы страшно боятся, когда именно ТЕЛО человека гибнет, например при пожаре, веря в то, что это каким то образом повлияет на человека в будущем. В средневековом Китае лучшим видом казни считалось повешение, поскольку тело сохраняется целиком, а вот казнь через отсечение головы внушало страх и ужас. Чиновникам и судьям давались большие взятки, чтобы несчастного повесили, а не отрубили ему голову. Далее, китайцы делали гробы только из породы тех деревьев, которые не сбрасывают листву – сосна и кипарис (священные). Мысль о значении тела в высшей степени свойственна и современным китайцам.

В 60-70 годах археологи отрыли огромные комплексы, города, некрополи 2 и даже 3 тыс. до н.э.. эпохи Ся, Шан и раннего Джоу. При этом глазам ученных предстала одна ужасная “вещь” – широкое распространение человеческих жертвоприношений чего конечно же в позднем Китае не было и что не сохранилось в исторической памяти /китайские хроники/. Принесение в жертву тысячу человек и более для одного царского погребения было абсолютно нормальным. Людей обезглавливали, отрубали руки и ноги, закапывали живьём вокруг царского погребения. При этом мы не знаем для чего это делалось. Предположение о том, что на том свете царям будут необходимы слуги, не выдерживает научной критики. Это действительно остается загадкой. Например, если через несколько тысячелетий, какой нибудь будущий археолог раскопает место захоронения, предположим на Бутовском полигоне, где при Сталине были расстреляны около 38 тыс. человек. Наверняка он подумает о том, что это древнее место где когда-то совершались человеческие жертвоприношения. Действительно, зачем это понадобилось в течение нескольких месяцев расстреливать десятки тысяч людей (стрелять им в затылок) и закопать их в одном месте? Наверно это связанно с каким то тайным культом, вполне возможно, решит он.

Даже богатые люди использовали человеческие жертвоприношения, конечно же, не в таких размерах как цари, но … использовали. Интересно, что погребальные комплексы Шанских правителей строились в виде пирамид, имеющих целый ряд погребальных камер, с основанием на уровне земли и вкопанные с усеченной вершиной вниз на глубину порядка 15 метров (египетская пирамида только наоборот). Причем, эти пирамиды строились не из камня (в древнем Китае камня для таких больших построек просто не было), а из спрессованной земли. Вокруг комплекса находились рвы и шахты буквально забитые останками принесенных в жертву людей и невероятными богатствами (огромное количество бронзовой утвари, керамики, весьма дорогостоящие оружие, колесницы). Складывается впечатление, что Шанский Китай только для того увеличивал свои несметные богатства, чтобы… зарыть их в землю. Ситуация напоминающая Древний Египет, однако с одной существенной разницей – Древнему Египту человеческие жертвоприношения были не известны, это абсолютно точно.

Только в VIII-IX веке до н.э. в основной части Китая, а не в провинциях где это традиция прекращается позже, человеческие жертвоприношения прекращаются. Люди начинают заменяться куклами и до сих пор в Китае принято помещать куклу или вырезанные из бумаги изображения людей в гробницы. Хотя объяснить, зачем это делается, ни один китаец вам толком не сможет. Теперь это просто традиция.

Итак, перед нами Древний Китай со своим миропредставлением о царе как о стержне мира, миропредставлением о благополучие земли непосредственно связанным с царем, идея Дао – как абсолютного закона, изливающегося с неба на землю, идея человека как песчинки, который может соответствовать или нет этому миропорядку – вот это система идеальных представлений и есть Китай, который входит в историю известную нам уже по хроникам.

(из старого. отредактировано)


Tags: Китай, история религии, религия и государство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo iov75 november 5, 2013 13:14 68
Buy for 40 tokens
Печально знаменитая 58-я статья Безусловно, одной из важнейших составляющих Черного мифа репрессий в СССР является пресловутая 58-я статья УК РСФСР, по которой были осуждены подавляющее большинство «политических» (в том числе и «открыватель» темы А.Солженицын). Что же…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments