iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

Мусульманский Ренессанс



Читаю книгу Адама Меца «Мусульманский Ренессанс». Это второе издание Академии наук СССР (институт востоковедения). Издательство «Наука» 1973 г., в переводе Д.Е. Бертельса. Ответственный редактор В.И. Беляев.
Немного о книге.

Книга швейцарского востоковеда Адама Меца посвящена истории культуры арабского халифата III-IV вв. хиджры (IX-X вв. н. э.). Ограничив свою работу рамками этих двух столетий, автор самым тщательным образом изучил огромное количество источников, выбрав из них все, что, по его мнению, служило культурно-исторической характеристике эпохи. Как считают специалисты, книга А. Меца представляет собой именно свод материалов, раскрывающих разные стороны исторического и культурного развития "арабской империи" IX-X вв. н. э. Наряду со сведениями о законоуложениях, об управлении и финансовой политике, о системе налогов автор рассказывает о духовной культуре, об образе жизни людей в те далекие времена, о литературе, нравах, религии, системе образования, описывает праздники, городскую жизнь, ведение хозяйства и торговли, даже речное и морское судоходство.
Огромное количество фактического материала и детальный показ различных сторон жизни той важной эпохи объясняют значение этой книги в востоковедной науке, в истории изучения народов Востока.

Некоторые факты из 4-ой главы (стр. 39-59): «Христиане и иудеи» не просто невероятно удивляют, а повергают в изумление!

Думаю, читателям этот материал будет очень интересен.

Я условно разделил 4-ую главу на несколько частей (обычный пост не вместит весь материал сразу) и добавил в «тело» текста некоторые комментарии (они в книге под сноской), которые более полно раскрывают суть исторической и культурной картины:

  1. Общая картина сосуществования в огромной исламской империи обществ с отличной от ислама религией («покровительствуемые религии»).  Их положение, численность, территориальное расселение.

  2. Профессиональная деятельность  «покровительствуемых», их законные права, религиозная культура, монастырский быт, гражданская и уголовная ответственность (судейская практика).

  3. Система налогообложения и проблема дискриминации.

  4. Управленческая роль и значение в социальной иерархии исламской империи представителей «покровительствуемых религий».





Наличие огромной массы инаковерующих составляет основное различие между мусульманской империей и средневековой Европой, полностью находившейся под сенью христианства. Речь идет о так называемых покровительствуемых религиях, которые с самого начала препятствовали мусульманским народам создать единую политическую структуру. Христианская церковь и синагога всегда оставались как бы чужеземными государствами внутри империи ислама, которые, добиваясь договоров и сохранения своих прав, не давали растворить себя. Они заботились о том, чтобы "дом ислама" всегда оставался грубо и наспех сколоченным зданием, чтобы правоверные мусульмане постоянно чувствовали себя лишь победителями, но не гражданами, чтобы никогда не угасали идеи феодализма, но, с другой стороны, они выдвигали абсолютно современные задачи. Необходимость как-то ладить между собой создала прежде всего некую, неизвестную средневековой Европе веротерпимость. Эта веротерпимость нашла свое выражение и в том, что внутри ислама было изобретено и усердно изучалось сравнительное богословие.

Возможен был только переход в ислам, в остальном же эти противоположные группировки весьма резко отделялись друг от друга. Окончательный переход мусульманина в иную веру карался смертной казнью, подобно тому, как в византийской империи каралось вероотступничество христианина. Смешанные браки исключались, так как христианка и по законам своей веры не имела права выйти замуж за нехристианина, а мужчина-христианин согласно церковному положению имел право взять в жены нехристианку лишь в том случае, если была надежда, что она сама и ее дети примут христианство. Для мусульманки же это было исключено. Законы империи ислама гарантировали также покровительствуемым религиям и их устойчивость по отношению друг к другу: так, иудей не имел права стать христианином, и наоборот; перейти можно было только в ислам. Ни один христианин не мог быть наследником иудея, и наоборот; ни один христианин или иудей не мог наследовать имущество мусульманина, однако и мусульманин не имел права стать наследником христианина или иудея. В 311/923 г. халиф даже издал приказ, согласно которому имущество христианина или иудея, не имевших наследников, отходило в пользу общины умершего, в то время как наследство мусульманина принадлежало казне.

Во второй половине IV/X в. один указ, решающий дело в пользу сабиев, особо подчеркивает, что не следует вмешиваться в их дела о наследстве, памятуя при этом слова пророка: "Между разными верами не может быть наследования".

Наряду с христианами и иудеями в IV/X в. зороастризм (маджус) был безоговорочно признан покровительствуемой' религией. Так же как и христиане и иудеи, они имели своего главу, который представлял их интересы при дворе и в правительстве. И все же между этими тремя религиями существовала разница. Иудеи спасли свое политическое положение в почти федеральной, рыхлой государственной структуре вавилонской империи, пронеся его в целости и сохранности сквозь все опасности и превратности; зороастрийцев же рассматривали как остаток самостоятельного й отважного противника, так никогда полностью и не побежденного в его недоступных оплотах; христиане, напротив, уже были покровительствуемыми гражданами еще в условиях более организованных отношений государства Сасанидов, менее благоприятных для них, чем для иудеев, или вошли в состав империи ислама как жители провинций, отторгнутых от Византии. Таким образом, "главы зороастрийцев и иудеев обладают наследуемым саном, именуются царями и платят налоги своим вышестоящим властям, чего у христиан никогда не было". Главы магов и иудеев являются светскими властелинами, говорил яковитский патриарх на одной аудиенции у халифа, он же, напротив, - представитель духовной власти и может присуждать лишь к духовным карам, как то: лишать сана епископов и священников, а мирян - отлучать от церкви. Благодаря перемещению центра империи на восток главою христианской церкви в мусульманском государстве стал несторианский католикос - глава восточных христиан. Он избирался своей церковью, но утверждался халифом и, подобно другим высокопоставленным чиновникам, получал грамоту, утверждающую его в должности. Одна из таких грамот, датированная 533/1139 г., гласит: "Избрало его уполномоченное на то собрание христиан, "чтобы был ты пастырем их дел и для управления их учреждениями, для справедливого улаживания между слабыми и сильными среди них. Они вымолили твое назначение согласно древнему и незыблемому обычаю... а посему объявляется высшее имама соизволение определить тебя католикосом несториан в Городе мира и прочих мусульманских землях, а также и экспертом (за'им) для греков, яковитов и маликитов по всей стране, с исключительной привилегией ношения облачения католикоса в ваших молитвенных домах и во время ваших соборных богослужений, без того, однако, чтобы это облачение и украшение носил кроме тебя кто- либо из митрополитов, епископов или дьяконов. Если же кто-нибудь восстанет против тебя, то постигнет его кара. Халиф повелел обращаться с тобой, подобно тому, как прежние халифы обходились с твоими предшественниками, защищать твою и твоей общины жизнь и имущество, поддерживать во всем добрый порядок, охранять древний обычай погребения ваших покойников. Подушная подать должна взиматься один' раз в году и лишь с мужчин, обладающих здравым рассудком и владеющих достаточными средствами к существованию, но отнюдь не с женщин и несовершеннолетних, без какого бы то ни было отклонения от закона. Дано тебе право посредничать между христианскими сектами в их спорах,  содействовать слабому в правах его против сильного и т. д.".

Патриарх яковитов также получал от правящих халифов грамоту,- за которой он всякий раз при вступлении нового халифа на престол должен был отправляться ко двору. Около 300/912 г. халиф запретил - ему, однако, избирать своей резиденцией Багдад.

Исключительно привилегированным положением пользовались в империи христиане, бывшие нубийскими подданными. Они платили подати своему царю, который имел специальных сборщиков податей в мусульманских землях. Когда один из таких сборщиков принял ислам, то находившийся как раз с визитом в Багдаде сын нубийского царя велел заковать его в цепи.

О предстоятеле иудеев мусульманские источники говорят мало, в то время как, согласно иудейским сведениям, в IV/X в. он переживал тяжелые времена (Прим. Согласно народному поверью, глава иудеев должен быть иметь такие длинные руки, чтобы в выпрямленном положении касался кончиками пальцев своих колен). В VI/XII в. рассказывают о нем Вениамин из Туделы и Петахья из Регенсбурга; в то время разделение ислама на багдадский и каирский халифаты уже оказало большое влияние на организацию иудейской общины. Так, мы встречаем в Багдаде реш галута <арабск.>  рас ал-джалут>, которому даже мусульманами был присвоен титул саййидуна - "господин наш", однако слово его имело вес лишь восточнее Евфрата, и cap хассарим - "князя князей" в Каире, который назначал раббанитских раввинов в Сирии и Египте и в землях фатимидских правителей. Это особое положение каирского нагида, вероятно, было искусственно создано фатимидской оппозицией в противовес всему исходящему из Багдада, так как мы располагаем датированным еще XII в., т. е. сразу же после падения Фатимидов, посланием одного из предстоятелей египетской общины, к которому был направлен из Багдада неугодный раввин.

Приведенные рабби Вениамином (совершившим путешествие в 1165 г.) цифры говорят, что в мусульманской империи, исключая запад, было около 300 тыс. иудеев, в то время как рабби Петахья (приблизительно 20 лет спустя) оценивает только для Вавилонии число своих единоверцев в 600 тыс. человек.  Для Сирии IV/X в. такие цифровые данные не имеют значения, ибо там европейская политика крестоносцев почти полностью уничтожила общины. Так, Вениамин Тудельский сообщает, что в гетто Иерусалима было всего четыре жителя, Петахья нашел там лишь одного человека. Согласно сообщению байюло Марсилия Георгия от октября 1243 г. н. э., в принадлежавшей венецианцам трети г. Тира жило только девять взрослых иудеев мужского пола. Напротив, три тысячи евреев имелись, по данным Вениамина Тудельского, в годы мусульманского владычества в Дамаске; по данным Петахья, - 10 тыс. и 5 тыс. в Алеппо. А по берегам Евфрата и Тигра евреи селились очень густо, как в то же самое время в Германии по Рейну и Мозелю. Особенно - по Тигру: "От Ниневии вниз по течению Тигра во всех городах и деревнях имелись иудейские общины", в Джезират ибн 'Омар  - 4 тыс. человек, в Мосуле  - 7 тыс.217, в г. Харба, самом северном городе Вавилонии, - 15 тыс., в 'Укбара и Васите - по 10 тыс. Поразительно, что в противоположность этому в Багдаде в то время проживали всего 1000 евреев. Иудейскими городами по Евфрату были Хилла -10 тыс., Куфа - 7 тыс. и Басра - 2 тыс. Из числа населенных пунктов вавилонской низменности к началу IV/X в. почти полностью населены были одними иудеями Сура и Нахр Малик.  Чем дальше на восток, тем многочисленнее становятся иудейские общины: в Хамадане - 30 тыс., в Исфагане -15 тыс., в Ширазе  -10 тыс., в Газне - 80 тыс., в Самарканде  - 30 тыс. (Прим. Эти цифры символичны, ибо Вениамин Тудельский не был на Востоке. Передают, что арабский город Хайбар насчитывал 50 тыс. иудеев!). Эти цифры подтверждает в IV/X в.   ал-Мукаддаси: "В Хорасане много иудеев и мало христиан" и "в Мидии иудеев больше, чем христиан".  На Востоке же, близ Исфагана и восточнее Мерва, находились оба, единственных во всей империи, города, называвшихся Йахудийа, т. е. "город иудеев". В Хузистане ал-Мукаддаси также нашел "мало христиан, но очень много иудеев и зороастрийцев", в Фарсе "магов больше, чем иудеев, христиан меньше".  И в Аравии иудеев также было больше, чем христиан; так, в Курхе, втором по величине городе Хиджаза, даже большинство жителей были иудеи. Для Египта цифры, приводимые Вениамином Тудельским, значительно ниже: Каир - 7 тыс. человек, Александрия - 3 тыс., города дельты Нила - около 3 тыс. и 600 - во всех городах транзитной торговли Верхнего Египта, вместе взятых.

Что же касается численности христиан, то ее удается установить лишь с большими пробелами. Первое распределение налогов в Вавилонии при 'Омаре I дало около 500 тыс. плательщиков подушной подати, т. е. приблизительно полтора миллиона покровительствуемых, откуда следует исключить иудеев. По данным переписи населения в Египте во II/VIII в., должны были платить подушную подать 5 млн. коптов, что дает возможность полагать наличие приблизительно 15 млн. коптских христиан. В начале III/IX в. Багдад взимал подушной подати на сумму 130 тыс. дирхемов , а к началу IV/X в.- 16 тыс. динаров. Обе эти цифры дают в итоге около 15 тыс. податных немусульман, откуда следует вычесть 1000 иудеев. Таким образом, можно с относительной уверенностью принять, что в Багдаде было 40-50 тыс. христиан. Единственными городами между Тигром и Евфратом, в отношении которых Ибн Хаукал приводит данные о преобладании в них христиан, были Эдесса и Текрит - главный центр яковитов и резиденция их патриарха; "некоторые из древних церквей и монастырей этого города существовали еще во времена Иисуса и апостолов".

Как это ни странно, много зороастрийцев было в Вавилонии, но больше всего на юге Персии. Имеются сведения о стычке между ними и мусульманами в Ширазе в 369/979 г.; их дома были разграблены, и 'Адуд ад-Даула наказал всех виновных. Обычно же Шираз был очень мирным городом, и ал-Мукаддаси даже удивляется, что зороастрийцы там не носят отличительных знаков, а в дни праздников неверных весь город украшен. Когда в 371/981 г. умер глава суфиев, за его гробом шли мусульмане, иудеи и христиане. В восточноперсидской пустыне ал- Каринайин был населен исключительно зороастрийцами, которые существовали сдачей в наем ослов и совершали путешествия в разные края .

Сабейская община пережила эпоху своего последнего расцвета в конце II/VIII в. при халифе ал-Амине. В то время "в Харране язычества вновь переживало бурный подъем, по всем улицам водили быков, покрытых драгоценными покровами, украшенных венками из роз и мирты, с колокольчиками на рогах, а за ними следовали флейтисты". В двадцатых годах IV/X в. халиф запросил заключение о сабейцах от своего инспектора по делам ремесел в Багдаде. Тот сообщил ему свое мнение: всех их следует убивать, ибо они не христиане и не иудеи и поклоняются звездам. Немало денег стоило сабейцам умилостивить халифа. После правительственного декрета, который около середины столетия вновь убедительно подчеркивал обещанное им покровительство" они селились в Харране, Ракке и Осроене, однако около 400/1009 г. почти полностью исчезли. Ибн Хазим считает, что в общем их было - очень округленно - что-то около сорока.

продолжение следует ...


Tags: ислам, история, иудаизм, культурология, христианство и ислам
Subscribe

promo iov75 november 5, 2013 13:14 68
Buy for 40 tokens
Печально знаменитая 58-я статья Безусловно, одной из важнейших составляющих Черного мифа репрессий в СССР является пресловутая 58-я статья УК РСФСР, по которой были осуждены подавляющее большинство «политических» (в том числе и «открыватель» темы А.Солженицын). Что же…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments