Во все времена сон справедливо воспринимался людьми не только как необходимость, но и как величайшее благо. Не случайно различные вариации выражения «сладко спал» встречаются во многих языках мира.
Однако в то же время сон как особое состояние организма, в котором человек, пусть и на время, оказывается полностью беззащитным и уязвимым в мире, полном опасностей и врагов, пугал и вызывал тревогу. Сновидения воспринимались как путешествия души, выходящей за пределы тела, и были времена, когда люди серьёзно опасались, что однажды она не сможет либо не захочет вернуться обратно. Поэтому не рекомендовалось резко будить спящих людей.
В Элладе бог сна Гипнос (Сомнус у римлян) был сыном богини ночи Нюкты и олицетворяющего вечный мрак Эреба, братом-близнецом бога смерти Танатоса.
Адольф Senff. Ночь и её дети – Смерть и Сон, 1822 г. Alte und Neue Nationalgalerie, Берлин
Гипнос дарил сон, но мог и убить (особенно тех, кто засыпал на посту – например, Палинура, кормчего троянца Энея).
Бог сна Гипнос, Британский музей
Другим его братом был Харон, сёстрами – Немезида, Эрида и мойры.
Толкование сновидений
Люди всегда стремились понять, что именно хотели сказать им боги, посылая тот или иной сон. За толкованием люди обращались к «специалистам» (ониромантам). В Вавилоне лучшими ониромантами считались халдеи – жрецы, наблюдавшие за движением звёзд.
В Ветхом завете имеется одно из первых описаний сновидения – знаменитый сон Иакова, в котором он увидел лестницу, спускающуюся с небес.
Уильям Блейк. Лестница Иакова
Свои «школы» толкования сновидений были в Индии и Китае. В Элладе существовали храмы, жрецы которых проводили обряды «ритуальных снов», которые потом сами же и толковали.
Но ониромантов было не так уж и много – гораздо меньше, чем людей, видящих сны и желающих получить их разъяснение. Поэтому уже примерно за 2000 лет до н. э. в Египте был написан первый в мире сонник (книга для толкования сновидений и предсказания будущего на основании увиденного сна): в нём содержались толкования 200 снов и описание магических ритуалов для защиты от злых ночных духов.
Во II веке до н. э. Артемидор Далдианский написал пятитомную «Онейрокритику», в которой разделил сны на обычные и «провидческие». Провидческие сновидения, по его мнению, могли быть прямосозерцательными (в них содержались прямые предсказания будущего) и аллегорическими (говорили о будущем в иносказательной форме). В пятом томе этого исследования содержались примеры толкования различных снов.
А в написанном анонимным автором «Соннике Даниила» (около IV века), сюжеты сновидений и варианты их толкования для удобства читателей приводятся в алфавитном порядке.
Но в Элладе появились и первые скептики, к которым относились Аристотель и Диоген. В Древнем Риме отрицательно относился к толкованиям снов Цицерон. Позже попытки объяснить сновидения естественными причинами предпринимали Ньютон и Лейбниц.
Но голоса скептиков были почти не слышны широкой публике, которая с большим энтузиазмом раскупала всё новые и новые «сонники», среди которых была и книга, написанная Мишелем Нострадамусом.
Российский сонник, изданный в 1883 году
З. Фрейд в своей работе «Толкование сновидений» разделил сны на три категории: 1) связанные с реальностью, требующие трактовки; 2) логичные и понятные, но не имеющие связи с действительностью; 3) «образы и символы, не связанные между собой и не поддающиеся простой логике».
Именно снам последней категории он придавал особое значение, считая, что они могут объяснить поведение человека и дать возможность оценки его психического состояния.
В Библии прямо запрещаются любые попытки узнать будущее, однако даже некоторые известные богословы Средневековья считали, что в сновидениях может содержаться «божественное откровение» – например, Тертуллиан, Альберт Великий, Фома Аквинский.
Но особое внимание всегда уделялось снам царей и полководцев. В каком же духе обычно толковались их сновидения? Об этом хорошо рассказано в аварской сказке:
Некий хан, увидев во сне, что у него выпали все зубы, кроме зуба мудрости, приказал созвать алимов («знающих», «сведующих»), которым было поручено объяснить значение этого сна.
Первый из них сказал, что умрут все родные хана, за что получил сто ударов палкой.
Второй заявил, что хан будет жить дольше всех в своем роду, за что получил коня и золото.
Что же снилось известным людям в разные времена и в разных странах? И какие толкования сновидений они получали? Были ли полезными для них эти прорицания? Давайте посмотрим, что написано об этом в различных исторических источниках.
«Мне малым-мало спалось, да во сне привиделось»
Самый первый рассказ о толковании сновидений можно прочитать в Ветхозаветной Книге пророка Даниила.
Даниил подростком попал в Вавилонский плен (около 606-607 г.г. до н.э.), но ничего страшного там с ним не случилось, он даже был признан «годным служить в чертогах царских», получил новое имя Валтасар и в течение трёх лет учился «книгам и языку халдейскому». И всё было бы хорошо, если бы не странности в поведении царя Навуходоносора II .
Навуходоносор II, изображение на вавилонской камее
В Библии рассказывается, что однажды царь проснулся в тревожном настроении, потому что увидел какой-то неприятный сон. Казалось бы, с кем не бывает? Необычным было то, что царь не помнил этого сна, но очень желал, чтобы «тайноведцы, гадатели, чародеи и Халдеи» этот сон за него вспомнили и растолковали:
«Сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон».
Задачка была поставлена с очень большой «звёздочкой» – уровня «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».
Халдеи (которые традиционно считались большими специалистами по толкованию сновидений) очень удивились и сказали ему: «Царь! вовеки живи! скажи сон рабам твоим, и мы объясним значение его. Отвечал царь и сказал халдеям: слово отступило от меня; если вы не скажете мне сновидения и значения его, то в куски будете изрублены, и домы ваши обратятся в развалины».
Не получив ответа, Навуходоносор приказал «истребить всех мудрецов вавилонских», в число которых уже тогда входил и Валтасар (Даниил). Но Даниил почему-то не захотел, чтобы его «истребили», и потому подходящий сон для Навуходоносора он очень быстро сочинил и благополучно растолковал.
Оказалось, что царю приснилась огромная статуя, голова которой была сделана из золота, грудь и руки – из серебра, живот и бёдра – из меди, голени – из железа, ступни – из железа, смешанного с глиной. Большой камень, скатившийся с горы, разрушил это изваяние, ударив в нижнюю часть, сделанную из железа и глины.
Эрхард Альтдорфер. Сон вавилонского царя Навуходоносора. Гравюра из Библии, изданной в Любеке в 1533 г.
Золотую голову Даниил отождествил с Навуходоносором и его царством. Затем должно было появиться «другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею». Четвертое царство Даниил назвал крепким, словно железо: «как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать». Пятое царство – «разделенное, и в нем останется несколько крепости железа… царство будет частью крепкое, частью хрупкое... железо, смешанное с глиною горшечною… смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною».
Трудно сказать, какие именно выводы и предположения сделал из этого толкования Навуходоносор, и можно ли верить рассказу о «богатых подарках» Даниилу и назначению его на должность «главного начальника над всеми мудрецами Вавилонскими». Но в ров со львами пророка бросил, всё же, не он, а персидский царь Дарий.
Позднейшие толкователи Священного Писания уверенно опознали в серебряной части статуи царство мидян и персов, медные живот и бёдра, по их мнению, олицетворяли Грецию, железные ноги – Рим. Ну, а глина, смешанная с железом – это Европа, образовавшаяся после падения Римской империи, часть государств которой – богатые и сильные, другие – бедные и слабые.
Пророчество Даниила, по традиции, заканчивается предсказанием Конца света, символом которого является камень, скатившийся с горы. А новое, вечное царство, будет воздвигнуто уже не людьми, а Богом.
Этот сон, безусловно, был достоин великого царя, и его толкование выше всяких похвал, но вот принадлежность сна именно Навуходоносору у скептиков вызывает некоторые сомнения. Впрочем, здесь речь идет о Вере, которая, по мнению богословов, должна быть сильнее разума.
«Верую, ибо абсурдно», – сказал когда-то Тертуллиан.
Скоро Навуходоносор увидел и второй сон, который, в отличие от первого, смог запомнить: сошедший с небес святой приказал срубить дерево высотой до неба и со множеством плодов, оставив от него лишь главный корень в земле. Кроме того, он отнял у этого дерева человеческое сердце, дав взамен звериное – «на семь времён». Этот сон также был растолкован Даниилом, который сказал, что за гордыню Навуходоносор будет наказан потерей власти и отлучён от людей на семь лет.
Навуходоносор якобы позже сошёл с ума и, подражая животным, семь лет ел траву, но потом рассудок вернулся к нему.
Рассказывая об этом, надо иметь в виду, что современные исследователи уверены, что Книга Даниила была создана в Палестине в середине II века до до н. э. — почти через 500 лет после описываемых в ней событий.
Теперь перейдём от священных текстов к историческим источникам.
Древние авторы утверждают, что поход персидского царя Ксеркса на Пелопонесс (480 г. до н.э.) был спровоцирован постоянными снами, в которых некий Дух требовал начать войну, предупреждая что, в противном случае, Ксеркс потеряет власть, а потом и вовсе, стал угрожать выколоть ему глаза. В этой войне греки одержали победы в битвах у Саламина, при Платеях и у мыса Микале, персы потеряли Византий, Родос, часть Кипра, Херсонес Фракийский. Другим следствием этой войны было создание агрессивного Делосского союза возглавляемого Афинами.
Царь Ксеркс, барельеф. National Archaeological Museum, Tehran
Не повезло с «вещим сном» и другому персидскому царю – Дарию III. Ему приснилось, что фалангу Александра объяло пламя, а сам македонский царь вначале прислуживал ему в одежде, которую ранее носил Дарий, исполнявший обязанности гонца, а потом вошёл в храм Бела и исчез в нём. Маги, разумеется, предсказали победу Персии, но всё вышло наоборот. Пришлось потом переосмысливать пророчество в том духе, что македонские воины совершат блестящие подвиги, Александр завладеет Азией так же, как завладел ею Дарий, бывший гонцом, но ставший царем.
Александр Македонский атакует персидского царя Дария III, мозаика из города Помпеи, Национальный музей, Неаполь
Александр Македонский тоже увидел «вещий» сон во время осады города Тир: ему приснился сатир, которого он поймал в лесу. Казалось бы, какое отношение это «ночное приключение» в стиле «фэнтези» имеет к текущим делам? Но штатный царский прорицатель Аристандр из Телмесоса разделил греческое слово «сатирос» на два: «са» и «тирос» – получилось «Твой Тир». Конечно, нет ни малейших сомнений в том, что Александр взял бы Тир и без всяких снов, но всё равно, неплохо получилось.
А вот как обманул однажды сон карфагенского полководца Гамилькара (скорее всего, это другой Гамилькар – не Барка) во время боевых действий в Сицилии: голос во сне предрёк ему, что он будет ужинать в городе, который осаждает. Гамилькар немедленно бросил свои войска на штурм, но был разбит и взят в плен. Так что поужинать в этом городе ему довелось, но не как победителю, а в качестве пленника.
Юлию Цезарю однажды приснился такой сон, рассказывать о котором посторонним нормальному человеку и в голову не придёт: будто, он «разделил ложе со своей матерью». Тем не менее, он об этом сне рассказал и получил обнадёживавшую «расшифровку»: мать Цезаря, якобы, символизировала «материнский город» Рим, которым этому честолюбцу и предстоит овладеть.
А вот рассказ о призраке, который явился к одному из убийц Цезаря – Марку Юнию Бруту. Римские авторы пишут: «проснувшись, увидел» (его Брут). Но с большой долей вероятности можно утверждать, что всё было наоборот: «проснулся, увидев».
Призрак назвался злым гением и сказал, что во второй раз Брут увидит его при Филиппах. Однако 3 октября 42 года до н. э. войска Брута одержали убедительную победу над армией Октавиана, захватив вражеский лагерь и едва не взяв в плен вражеского полководца, потери цезарианцев вдвое превышали республиканские. Более того, Брут отправил часть своей конницы на помощь армии Кассия, которую теснили войска Марка Антония. Но Кассий, человек в военных делах гораздо более опытный, чем Брут, принял этот отряд за вражеский. Увидев его, он впал в панику и совершил самоубийство. Так что призраку, наверное, следовало бы явиться не к Бруту, а к Кассию. В следующей битве фланг Брута снова был близок к тому, чтобы опрокинуть противника, но на другом фланге опять побежали воины, которыми прежде командовал Кассий. Цезарианцы не преследовали отступающую армию Брута, и война ещё не была проиграна, но посланный для оценки состояния войск доверенный человек случайно погиб в пути. Не дождавшись его, Брут бросился на меч, уверенный в полном разгроме и катастрофическом поражении.
Смерть Брута. Иллюстрация к пьесе Шекспира «Юлий Цезарь», 1802 год, Британский музей
Вероятно, явление «призрака» всё же оказало влияние на состояние психики Брута. Он тогда спокойно ответил ему: «Увижу», но «осадок» в душе, конечно, остался.
Друз Клавдий Нерон, брат будущего императора Тиберия и отец будущего императора Клавдия, командуя римскими войсками, отказался переходить Эльбу, увидев во сне женщину, которая сказала ему: «Друз! Куда ты идешь? Разве ты не устал побеждать? Знай, что ты на краю своего существования!»
Друз Клавдий Нерон Старший, бюст, Музеи Ватикана
Септимий Север увидел во сне императора Пертинакса, падающим с лошади, на которую потом сел он сам. Это сновидение было истолковано ему, как знак того, что он заменит Пертинакса, став следующим императором. Септимий не забыл об этом предсказании, и, когда Пертинакс был убит в Риме, выступил против Дидия Юлиана, провозглашённого преторианцами императором, а затем – и против других претендентов: Песцения Нигера и Клодия Септимия Альбина.
Септимий Север, бюст. Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров
Если верить Житию святого Доминика, его мать увидела во сне, что рождённый ею младенец зажёг светильник, озаривший весь мир, а потом ещё и собаку с факелом. К своим снам она отнеслась более чем серьёзно, и, благодаря воспитанию, которое она дала сыну, Доминик вырос религиозным фанатиком. Он осудил на смерть тысячи катаров во время Альбигойских войн и организовал монашеский орден, члены которого принимали активное участие в работе трибуналов инквизиции.
Его современник и антипод, святой Франциск, услышав во сне голос, призвавший его восстановить «дом Божий», ушёл из дома и основал орден нищенствующих монахов, а заодно поспособствовал появлению женского монашеского ордена Бедных Кларис.
Свергнутый японский император Го-Дайго (правил в 1318-1339 г.г.) увидел во сне дерево, вокруг которого сидели министры и аристократы, и лишь на южной стороне было свободное место, которое два ребёнка назвали троном. Проснувшись, он сложил иероглифы «юг» и «дерево», и получил новый символ – «камфорное дерево», звучащий, как «кусуноки». Император спросил: не знает ли кто-нибудь человека с таким или похожим именем? Нужный человек нашелся – им оказался Кусуноки Масасигэ. Его Го-Дайго и назначил командующим своими войсками. Масасигэ честно сражался за императора, но победить не смог. В 1336 г. он был разбит армией будущего сегуна Асикаги Такаудзи и совершил самоубийство. Новым императором скоро был провозглашен Комё, так что Го-Дайго пришлось из Киото перебираться в Ёсино. Тем не менее, Кусуноки Масасигэ вошёл в историю страны, как образец верного вассала.
Кусуноки Масасигэ, памятник в Токио
Тринадцатилетняя Жанна д'Арк, девочка из деревни Дом Реми, увидела во сне архангела Михаила в сопровождении святой Екатерины и святой Маргариты, которые призвали её спасти Францию. И вспомнила о пророчестве Мерлина, в котором говорилось, что однажды дева-спасительница придет из деревни в Лотарингии, возле которой растет дубовый лес. Совпало всё: приказ архангела, языческое пророчество, она была девственницей, и дубы вокруг родной деревни росли в достаточном количестве. Выхода не было, Жанна отправилась спасать Францию – и спасла её.
Аллен Дуглас, «Святая Жанна д'Арк в войне с англичанами»
Но потом высшие иерархи французской католической церкви и самые авторитетные профессора Сорбонны объяснили девушке, что голоса, призывавшие её на защиту родины, принадлежали демонам Велиалу, Бегемоту и Сатане. 30 мая 1431 года Жанна была отлучена от Церкви и приговорена к сожжению на костре. Перед казнью она попросила прощения у англичан и бургундцев, которых приказывала преследовать и убивать. Хоть как-то помочь ей попытались всего два человека: Жиль де Рэ, который во главе отряда нанятых на собственные деньги солдат, хотел прорваться к Руану, но опоздал, и безымянный английский воин, бросившийся в огонь, чтобы передать Жанне деревянное распятие.
Казнь Жанны д'Арк, средневековая миниатюра
«Лев Севера», шведский король Густав Адольф накануне битвы при Лютцене увидел во сне огромное дерево, которое на его глазах выросло из-под земли, покрылось листьями и цветами, затем засохло и упало к его ногам. Сон был явно благоприятным и предвещал победу (которую шведы и одержали на следующий день), возможно, это лишило короля должной осторожности – он был убит во время этого сражения.
Carl Wahlbom. Гибель Густава Адольфа в битве при Лютцене
Оливер Кромвель накануне казни Карла I увидел сон, будто на кладбище палач надевает ему на голову венец, сделанный из костей мертвецов. Ничего удивительного: о чём человек думал (о власти, которая ждёт его после казни короля), то ему и приснилось.
Paul Delaroche . Оливер Кромвель у гроба Карла I
А вот у Карла Х (брат двух Людовиков – XVI и XVIII, король Франции с 1824 по 1830 гг.) были совсем другие мысли, и потому в ночь с 25 на 26 июня 1830 года он увидел во сне вепря, который ранил его во время охоты. Чуть позже вепря отождествили с восставшими подданными, которые вынудили его отречься 2 августа того же года.
В дневнике Авраама Линкольна имеется любопытная запись о сне, который он увидел за 10 дней до своего убийства: в одной из комнат Белого дома солдаты стояли в карауле у закрытого гроба. На вопрос: «Кто умер?», ему ответили: «Президент».
Что тут можно сказать? Когда-нибудь должен был сработать закон больших чисел, и хоть одно такое совпадение на миллион других несбывшихся снов должно было произойти.
Особняком стоит знаменитый сон китайского философа Чжуан-цзы (Чжуан Чжоу), в котором он увидел себя бабочкой, в результате чего задумался о том, что, «если Чжуан-цзы во сне может стать бабочкой, то, возможно, сейчас бабочка уснула и ей снится, что она – Чжуан-цзы». Так было создано новое, проникнутое скептицизмом, учение, утверждающее, что жизнь ограничена, а знание – безгранично.
Автор: Рыжов В.А.
Статьи из этой серии:
Рыжов В.А. Силы и знаки судьбы. Пророки, политики и полководцы
Рыжов В.А. О сценариях конца света, фальшивых пророчествах и пользе здравомыслия
Рыжов В.А. «У нас самообслуживание»: кости, руны, Таро и кофе
https://topwar.ru/166333-sny-o-chem-to-bolshem.html
Journal information