Однако, это не снимает поднятой проблемы, если говорить о либерализме не вообще, а о его конкретных исторических, современных формах.
Я согласен с Варданом Багдасаряном:
- Либерализм, с моей точки зрения, есть великая утопия. Как система он никогда и нигде не существовал и существовать в принципе не мог. Вне социума человек не существует. Социум же всегда накладывает определенные ограничители. Начало социума — это введение первых табу. Исторически запрет на инцест как акт введения первого табу рождает социум. Либерализм провозглашает другую программу, прямо противоположную — детабуизации.
Свобода всегда имеет сослагательное наклонение. Она предполагает вопрос — свобода от чего? Свобода по отношению к чему? Сама по себе свобода вне контекста этих вопросов абсурдна. Свобода, взятая в качестве чистой идеи, как это было блестяще показано в "Бунтующем человеке" А.Камю ведет к самоубийству человечества.
Либерализм исторически развивался как идеология снятия социальных скреп — религии, государства, народа, в перспективе — семьи. Мать и отец — это такие же ограничители в отношении свободы индивидуума, как и государство.
Либерализм несет идею отрицания. Какой-то позитивной программы в нем не заложено. Это идея, которая ставит минус. Исторически либерализм мог существовать только смешиваясь с другими идеологиями. Известны политические варианты смешения его и с социализмом, и с консерватизмом. Генезис либерализма заключался в разводе его с иными позитивными идеологиями. Первоначально произошел развод с национальными учениями, затем с социальными. Сегодня мы наблюдаем развод либерализма с демократией, понимаемой классически как народовластие....сегодня либерализм — это вариант неоколониализма, это механизм несилового экономического рабства. Фашизм и либерализм — это явления родственные. Они отражают два исторически проявляемых варианта западной экспансии в мире. В свое время было дано осуждение одного из этих вариантов — фашизма. Настало время поставить вопрос о либерализме, как явлении родственном по отношению к фашистской идеологии.
Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий
Journal information