«НЕТ ВЛАСТИ НЕ ОТ БОГА...». Могут ли христиане протестовать против Системы? Авг. 11, 2019 в 11:56

Весьма актуальный и спорный тезис апостола.
В этой связи мне вспомнилось хрестоматийное от Уго Чавеса: "Я социалист и следую учению Иисуса Христа, который был первым социалистом, тогда как Иуда – первым капиталистом".
Правда, автор нижеследующего поста, не коснулся очень важного аспекта слов ап. Павла:  "... от Бога", не раскрывая проблем Божьего Промысла или Его попущения. (Проще, беспрецедентная власть Владимира Путина в России - это промыслительно или попущено (в наказание народам) Богом).
Мой взгляд, по этой спорной и болезненной теме, я высказал ещё в 2012-ом: "ХРИСТИНСТВО: "Народ имеет право на восстание!"

И все же текст Александра Шрамко, я рекомендую к внимательному чтению тем христианам, которые хотят делать больше (необязательно на улицах  с транспорантами), чем: "сидя на диване строчить в бложиках".

***

«НЕТ ВЛАСТИ НЕ ОТ БОГА...»

Вчера в православной церкви читался знаменитый отрывок из послания апостола Павла к Римлянам о подчинении властям. Это одно из немногих мест, первые фразы которого известны почти каждому, кто хоть как-то интересовался христианством:

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение». (Римлянам 13:1-2)

Для кого-то эти слова оправдание, для кого-то смущение, а для противников христианства - повод для злорадства. Ведь это так хорошо ложится на самую примитивную атеистическую версию, что христианство это религия для рабов, создана для того, чтоб они были покорны и не бунтовали. Конечно, многим современным христианам не хотелось бы слышать такие слова, но «объехать» их ну никак невозможно. Нельзя их причислить к «частному богословскому мнению», потому что статус текста «богодухновенный», то есть от Самого Бога. Дальше - больше:

«Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести». (Римлянам 13:3-5)

Да о той ли вообще власти говорит апостол Павел? Нам ли не знать, какие бывают власти, какие «Божьи слуги» - едва ли не большинство начальствующих. И уж точно далеко не всегда, делая добро, получишь от власти похвалу.

И вот тогда некоторые комментаторы, пытаясь подсластить эту горькую пилюлю, кидаются во все тяжкие, дабы как-то «истолковать» вполне однозначные и конкретные наставления апостола. Особенно излюбленным стало перетолковывание фразы «нет власти не от Бога». Дескать, это плохой перевод, и на самом деле это значит, что не власть та, что не от Бога. Соответственно, если некий тиран «не от Бога», то он не власть. Рад бы был поверить, однако в общем контексте слов это никак не умещается, уже следующие слова «существующие же власти от Бога установлены» не оставляют никаких сомнений: ясно, что речь идет не о каких-то добрых пожеланиях власти «быть от Бога», налицо простая констатация - любые власти «от Бога» по самому факту их существования. Точно так же нельзя признать резонными «толкования», что слова «всякая власть от Бога» обращены, в первую очередь, к власть имущему, чтобы он знал, что Бог дал ему власть, но Он же может эту власть и отнять, и всякий властитель должен бояться Бога, зная, что наличие или отсутствие власти в его руках - это Воля Божия. Просто по тексту мы видим, что вовсе не к властям обращены слова апостола, а напротив - к тем, кто должен быть покорным властям. Да и в каких таких властях во времена апостола Павла особо были представлены христиане?

Признаемся, все эти потуги всего лишь от желания, чтобы все слова из Библии «льстили бы слуху» (2Тим 4:3). Но надо иметь мужество принять их как они есть, не лукавя перед собой. И признать, что при всем «здравом учении» апостола Павла в целом, есть у него, как говаривал апостол Петр, и нечто «неудобовразумительное» (2 Пет 3:16). Нельзя же, например, всерьез считать словами «от Бога» пространные рассуждения апостола о покрытии головы в 1 Кор. 11. Богодухновенность не может касаться каждой фразы, буквы и закорючки, она прослеживается в общем духе учения как магистральное направление, мейнстрим в бурлящем круговороте человеческого по своей природе выражения. И именно этот общий дух учения и противится принять слова апостола Павла как буквальную и непогрешимую истину на все времена. Да, все это апостол Павел сказал не просто так, и это имело значение большое, но все же преходящее для определенной эпохи в развитии христианства.

Что послужило поводом для таких слов, хорошо поясняет блаж. Августин:

«Когда Павел говорит: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, то совершенно правильно он предупреждает тех, кто кичится тем, что призван Господом к свободе и стал христианином, и потому полагает, что в этой жизни он не обязан служить в принадлежащем ему статусе и подчиняться вышестоящим властям, которым вверено на время управление вещами временными. Но поскольку мы состоим из души и тела, и покуда живем этой временной жизнью и пользуемся временными вещами для потребностей этой жизни, то нам следует покоряться властям в той части, которая к этой жизни относится».

Короче говоря, именно свободолюбивый характер христианства, которое призывает к свободе и полагает себя подданными только одного Истинного Царя, который на Небе, естественно породил анархические тенденции, когда земные установления и власти не ставятся ни во что. Как ни странно, такое проскальзывает на бытовом уровне и сейчас. Когда, например, старец «благословляет» бесплатно ехать в метро, или батюшка за рулем не считает грехом нарушение правил движения, а то и отсутствие самих прав на вождение. Мы же выше всего этого. Да и обычная в ведении епархиальных дел юридическая неразборчивость, возможно, пусть и извращенно, но где-то из того же корня. Мы ж «от Бога», а этот мир «во зле лежит». Ну, есть к них там свои «правила игры», но это не для нас, «просвещенных».

Видимо, в свое время такое анархическое отношение к земным порядкам и властям приобрело такой размах и опасность, что апостолу Павлу и пришлось перегнуть палку в обратную сторону. Он же не думал, что это все будут штудировать в веках и тысячелетиях и примеривать к совершенно к другой ситуации.

Однако, в том же поучении апостол Павел положил и границы этой покорности властям. Этот, быть может, более существенный смысл отчетливо подается в дальнейших фразах, что для многих, из-за чрезмерного внимания на шокирующие первые предложния, ускользает от внимания.

«Итак, отдавайте всякому должное: кому по́дать — по́дать; кому оброк — оброк; кому страх — страх; кому честь — честь.

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого» и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя». Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона». (Римлянам 13:7-10)

«Не оставайтесь должными никому ничем…» Попросту говоря, отдайте долг, и пусть они от вас отвяжутся. Но кроме чего? «Кроме взаимной любви». Любовь как высшее исполнение высшего Закона это нечто превосходящее земную законность. Это именно то Царство, где господствует Истинный Царь. И об этом тоже говорит блаж. Августин:

«А власти - это люди, которые с определенным авторитетом управляют делами человеческими. В той же части, что относится к нашей вере в Бога и призванию в Царство Его, мы не должны подчиняться никому, кто желает преодолеть в нас то, что Бог удостоил нас обрести к жизни вечной. А если кто считает, что если он христианин, то не должен платить налоги или подати или оказывать должное почтение властям, заботящимся об этих предметах, то он находится в великом заблуждении. Подобным же образом, если кто думает, что должен подчиняться до такой степени, что начальствующий над ним в делах людских имеет авторитет и в вопросах веры, то впадает в еще большую ошибку. Следует соблюдать меру, которую Сам Господь установил: отдавать кесарю кесарево, а Богу - Богово (Мф. 22:21). И хотя мы призваны в такое Царство, где не будет власти мира сего, на пути к нему, пока еще не достигнуто состояние, когда всякое начальство и всякая власть отменены будут, давайте справляться с нашими условиями ради порядка в людских делах, ничего не делая притворно и покоряясь в этом не людям, а Богу, Который повелевает нам так поступать».

Все понятно, и нечего добавить. Одна крайность - презрение к земной законности, другая - возводящая покорность земной власти к уровню любви, вплоть до обожествления этой власти, до идолопоклонничества. Что мы, собственно, и нередко наблюдаем.

И что еще важно. «Вопросы веры», которые выше человеческих установлений. Мы часто «на автомате» считаем это чем-то «неотмирным», что «внутренним и духовным», вроде правильного вычитывания символа веры. Тогда как это сущностная основа всей жизни, до тех же житейских мелочей. И даже в мелочах христианин должен уметь проводить грань допустимого, в том числе и грань делегирования полномочий земной власти. Он сам должен это делать, а не власть за него. И эта грань может заходить дальше, в сферу, которую власть считает своей прерогативой. Если, например, власть объявляет своим законом - атеизм, мы же не считаем веру в Бога, христианскую миссию той непокорностью властям, от которой предостерегал Павел. Это наше законное право. Есть у человека и другие права, которые имеют не всегда очевидные, но христианские корни. И отстаивание этих прав - все те же «вопросы веры». И хотя на них покушается «кесарь», отдавать их ему нельзя - это Богово.

Автор Александр Шрамко
https://web.facebook.com/alexander.shramko/posts/10220548345119089


P/S.

Более детальный "разбор полётов", можно прочесть у Андрея Десницкого: "Непрочитанные послания: апостол Павел о власти" - https://predanie.ru/desnickiy-andrey-sergeevich/neprochitannye-poslaniya-apostol-pavel-o-vlasti/chitat/?fbclid=IwAR2V6sQ_hjBC2ggoKO9p8vLjNpTMQzbKdvCPEqxsyreYCv2umF68u0Ep7Ao

промо iov75 november 5, 2013 13:14 68
Разместить за 40 жетонов
Печально знаменитая 58-я статья Безусловно, одной из важнейших составляющих Черного мифа репрессий в СССР является пресловутая 58-я статья УК РСФСР, по которой были осуждены подавляющее большинство «политических» (в том числе и «открыватель» темы А.Солженицын). Что же…

(без темы) Авг. 11, 2019 в 08:57

lj_frank_bot

Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Религия.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

(без темы) Авг. 11, 2019 в 09:05

iov75

Норм

(без темы) Авг. 11, 2019 в 09:11

lj_frank_bot

Чудесно

(без темы) Авг. 11, 2019 в 09:04

"..нет власти не от Бога..." - "Господи, почему Ты нам дал такого тирана (придурка, недотепу, подлеца и пр.) в правители?" - "Худшего не нашел!"

(без темы) Авг. 11, 2019 в 09:06

iov75

Ну да, это как раз про попущение Божие

(без темы) Авг. 12, 2019 в 16:08

Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. (Деян.5:29)

Это – душа, это – сердце Православной Церкви; это – ее главное благовестие, заключающее в себе все другие благовестия, т. е. всеблаговестие. Она живет этим и ради этого. В этом – ее бессмертие и вечность; в этом ее непреходящая всеценность и всезначимость. Повиноваться больше Богу, нежели человекам, – это принцип всех ее принципов, святыня всех ее святынь, мерило всех ее мерил.

Это все-благовестие является сущностью всех святых догматов и всех святых канонов Православной Церкви. Здесь абсолютно недопустимо, ценой чего бы то ни было, делать со стороны Церкви какие-либо уступки каким бы то ни было политическим режимам или же идти на компромиссы с людьми или с демонами, а также, еще в большей степени – с неприкрытыми гонителями Церкви, церкво-борцами, стремящимися во что бы то ни стало ее уничтожить. (Преп. Иустин Попович. Собрание творений. Том 1. На Богочеловеческом пути. Путь Богопознания. Об отношении Церкви к властям.)

(без темы) Авг. 12, 2019 в 16:29

iov75

Аминь!

(без темы) Авг. 12, 2019 в 16:11

Власть в принципе – от Бога (см.: Рим.13:1–6): и иерархия ценностей, и иерархия порядка имеют бытие от Бога. Поэтому в принципе должно повиноваться власти как своего рода регулятору и как хранителю этого переданного Богом, Божественного порядка в мире. В противном случае все низвергается в без-властие, в анархию.

Властям надлежит покоряться, пока они поддерживают Божественный порядок в мире, пока они – слуги Божии и пока они и в самой жизни поступают как слуги Божии. Покоряться властям подобает, потому что они как слуги Божии носят меч, наказывающий зло и защищающий добро. Покоряться властям подобает, потому что они слуги Божии – отмстители в наказание делающему злое, а не доброе. Но если власти нагнетают страх и мстят делающим доброе, если власти преследуют Божие добро, если гонят они самое величайшее Благо, Все-Благо мира сего – Господа Иисуса Христа, а тем самым – и Его Церковь, то таким властям повиноваться не следует, нельзя даже слушать их. С такими властями христианин должен бороться: бороться святыми, евангельскими средствами. Никогда не должен христианин повиноваться больше людям, нежели Богу, а особенно тем людям, которые против Истинного Бога и против Его Евангелия. (Преп. Иустин Попович. Собрание творений. Том 1. На Богочеловеческом пути. Путь Богопознания. Об отношении Церкви к властям.)

(без темы) Авг. 12, 2019 в 16:30

iov75

Властям надлежит покоряться, пока они поддерживают Божественный порядок в мире, пока они – слуги Божии и пока они и в самой жизни поступают как слуги Божии.

В самую суть!

(без темы) Авг. 12, 2019 в 16:17

Все святые апостолы, все святые отцы, все святые мученики. Особенно – святые мученики, начиная от святого первомученика Стефана и вплоть до нашего святого дьякона Аввакума и всех прочих святых мучеников, пострадавших уже в наши дни. Все они пострадали за Господа Иисуса Христа, по большей части – от царей, королей и тиранов, одним словом – от богоборческих властей мира сего. И количество этих святых мучеников и исповедников исчисляется даже не тысячами, а миллионами. Все они – святые и бессмертные свидетели Богочеловеческой истины, заключающейся в следующем: христиане должны противиться безбожным и богопротивным указам и постановлениям царей, начальств и властителей мира сего, кем бы они ни являлись и где бы ни находились. Каждый святой мученик, каждый святой исповедник – это живое и бессмертное воплощение пресвятого все-благовестия Православной Церкви: Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. Каждый из них всей душой, всем сердцем, всей своей силой, всем умом исполнял это Божественное все-благовестие. И потому все они были мучимы, подвергаемы пыткам и издевательствам и приняли смерть от богоборческих правителей в те или иные века истории. (Преп. Иустин Попович. Собрание творений. Том 1. На Богочеловеческом пути. Путь Богопознания. Об отношении Церкви к властям.)

(без темы) Авг. 12, 2019 в 16:20

Богу Божие – кесарю кесарево. Вот принцип евангельского сосуществования Церкви и государства, определенный и заповеданный Самим безгрешным и Всеведущим Господом и Спасителем Иисусом Христом (ср.: Мф.22:21). Поэтому для Церкви он неизменно и вечно обязателен.

Кесарю: динарии, деньги, – на них и изображение кесаря. А Богу? – и душу, и тело: ибо на душе и в душе – образ Божий, а через душу – и на теле и в теле, ибо оно живет богообразной душой и является носителем богообразной души. Поэтому и то, и другое принадлежит Богу ­ вечности, вечной жизни ­ Вечной Истине, Вечной Правде, Вечному Разуму, Вечному Смыслу. Поэтому Божиим нельзя жертвовать в интересах кесарева. Первенство и здесь всегда принадлежит Богу. (Преп. Иустин Попович. Собрание творений. Том 1. Не сотрудничество – а сосуществование.)

(без темы) Авг. 12, 2019 в 16:24

Богу Божие – кесарю кесарево – евангельский принцип сосуществования Церкви и государства. Не со-трудничества, а со-существования. Не со-трудничества, тем более что «кесарь» попирает все Божие, и не желает ничего Божиего, и хочет уничтожить все Божие. Здесь нет даже самых изначальных условий для сотрудничества. Или сосуществование равноправных учреждений и входящих в них человеческих существ, или же страдание Церкви от гонителей, от мучителей, от насильников, которые отвергают и гонят Бога и все Божие, а диктатурой навязывают анти-Бога и анти-Божие. Церковь и государство отделены друг от друга; и то, и другое само для себя, в себе и по себе. Не вмешиваться во внутренние дела Церкви, не посягать на ее вечные и святые евангельские обязанности и права. Ясно, что при любом режиме, не исключая и безбожного, Церковь должна найти свой modus vivendi70, однако это всегда должно быть в духе и пределах евангельского принципа сосуществования: Богу Божие – кесарю кесарево. И еще: под верховным контролем и другого всеобъемлющего принципа христианского благовестия: Повиноваться больше Богу, нежели человекам. Если же все это отсутствует, то для Церкви как единственный евангельский modus vivendi остается – страдать за Господа Иисуса Христа, терпеть все происходящее, мужественно переносить бедствия и лишения и, таким образом, бороться за основные права веры и за человеческие души. (Преп. Иустин Попович. Собрание творений. Том 1. Не сотрудничество – а сосуществование.)

(без темы) Авг. 12, 2019 в 16:49

Мы должны с дерзновением исповедовать нашу веру, потому что если мы промолчим, то понесем ответственность. В эти трудные годы каждый из нас должен делать то, что возможно. А что невозможно, оставлять на волю Божию.

Сегодня стараются разрушить веру и, для того, чтобы здание веры рухнуло, потихоньку вынимают по камешку. Однако ответственны за это разрушение все: не только те, кто разрушает, но и мы, видящие, как разрушается вера и не прилагающие усилий к тому, чтобы ее укрепить. Впоследствии эти развратители умышленно создадут нам еще большие трудности, озлобятся на Церковь, монашество. Нынешней ситуации можно противостоять только духовно, а не по-мирски.

Шторм усилится еще немного, выбросит на берег весь мусор, все ненужное, а затем положение прояснится. И одни получат чистую мзду, а другие оплатят долги. Сейчас много таких, кто стремится разложить все: семью, молодежь, Церковь. В наши дни радеть за народ – это исповедание, ибо государство воюет против божественного закона. Законы, которые оно принимает, направлены против Закона Божия. (Преп. Паисий Святогорец.)

(без темы) Авг. 12, 2019 в 16:52

Но мы ответственны за то, чтобы не дать врагам Церкви всё разложить. Хотя мне приходилось слышать даже священников, говорящих: «Вы этим не занимайтесь, не ваше дело!» Если бы они молитвой доходили до такого состояния, что ни к чему не прилагали бы попечения, то я им ноги целовал бы. Но нет, они безразличны потому, что хотят быть для всех хорошими и жить припеваючи.

Безразличие непозволительно даже мирским, а уж тем более духовенству. Человек честный, духовный не должен ничего делать с безразличием. «Проклят творяй дело Господне с небрежением», – говорит пророк Иеремия (Иер. 48,10)… Сейчас война, духовная война. Я должен быть на передовой. Столько марксистов, столько масонов, столько сатанистов и всяких других!

Сколько бесноватых, анархистов, прельщенных… Я вижу, что нас ожидает, и поэтому мне больно. Во рту моем горечь от людской боли… Дух теплохладности господствует, мужества нет совсем! Мы в конец испортились! Как нас Бог еще терпит? Сегодняшнее поколение – это поколение равнодушия. Не воины. Большинство только для парада и годится.

Безбожникам, хулителям дают выступать по телевизору. И Церковь молчит и не отлучает этих богохульников. А надо было бы отлучать таких. Отлучения, что ли, жалко? Давайте не будем ждать, когда кто-то другой вытащит змею из дыры, чтобы мы оставались в покое. Молчат от безразличия. Плохо то, что даже люди, что-то имевшие внутри себя, стали охладевать и говорить: «Разве я смогу изменить ситуацию»? Мы должны с дерзновением исповедовать нашу веру, потому что если мы промолчим, то понесем ответственность.

В эти трудные годы каждый из нас должен делать то, что возможно. А что невозможно, оставлять на волю Божию. Так наша совесть будет спокойна. Если же мы не противостанем, то поднимутся из могил наши предки. Они столько выстрадали за Отечество, а что делаем для него мы?.. Если христиане не станут исповедниками, не противостанут злу, то разорители обнаглеют еще больше. Но теперешние христиане не бойцы. (Преп. Паисий Святогорец.)

(без темы) Авг. 12, 2019 в 16:55

«В чем суть нынешней ситуации и многих разговоров в нашей стране? Это не что иное, как провокации людей, которые стремятся вызвать в России смуту, организовать беспорядки, что на руку тем, кто так ненавидит нашу страну и желает подорвать в ней стабильность, благополучие и мирный ход жизни, который только намечается в нашей стране. Деяния недругов нашей страны привлекают из бездны темные силы, тем самым провоцируют хаос, который более опасен, чем период украинской так называемой оранжевой революции. В этот сценарий вполне вписываются те события и выступления, которые мы наблюдали в Москве и Санкт-Петербурге в минувшие дни. Эти вопли, которые раздавались на Болотной площади, по свидетельству очевидцев, нередко оплачены организаторами этих событий, являются проявлением страстей и ненависти в нашем Отечестве, которое становится на путь мирной жизни». (Схиархимандрит Илий Ноздрин. "Не будьте сообщниками смуты!")

Комментировать