iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Category:

«НЕТ ВЛАСТИ НЕ ОТ БОГА...». Могут ли христиане протестовать против Системы?

Весьма актуальный и спорный тезис апостола.
В этой связи мне вспомнилось хрестоматийное от Уго Чавеса: "Я социалист и следую учению Иисуса Христа, который был первым социалистом, тогда как Иуда – первым капиталистом".
Правда, автор нижеследующего поста, не коснулся очень важного аспекта слов ап. Павла:  "... от Бога", не раскрывая проблем Божьего Промысла или Его попущения. (Проще, беспрецедентная власть Владимира Путина в России - это промыслительно или попущено (в наказание народам) Богом).
Мой взгляд, по этой спорной и болезненной теме, я высказал ещё в 2012-ом: "ХРИСТИНСТВО: "Народ имеет право на восстание!"

И все же текст Александра Шрамко, я рекомендую к внимательному чтению тем христианам, которые хотят делать больше (необязательно на улицах  с транспорантами), чем: "сидя на диване строчить в бложиках".

***

«НЕТ ВЛАСТИ НЕ ОТ БОГА...»

Вчера в православной церкви читался знаменитый отрывок из послания апостола Павла к Римлянам о подчинении властям. Это одно из немногих мест, первые фразы которого известны почти каждому, кто хоть как-то интересовался христианством:

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение». (Римлянам 13:1-2)

Для кого-то эти слова оправдание, для кого-то смущение, а для противников христианства - повод для злорадства. Ведь это так хорошо ложится на самую примитивную атеистическую версию, что христианство это религия для рабов, создана для того, чтоб они были покорны и не бунтовали. Конечно, многим современным христианам не хотелось бы слышать такие слова, но «объехать» их ну никак невозможно. Нельзя их причислить к «частному богословскому мнению», потому что статус текста «богодухновенный», то есть от Самого Бога. Дальше - больше:

«Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести». (Римлянам 13:3-5)

Да о той ли вообще власти говорит апостол Павел? Нам ли не знать, какие бывают власти, какие «Божьи слуги» - едва ли не большинство начальствующих. И уж точно далеко не всегда, делая добро, получишь от власти похвалу.

И вот тогда некоторые комментаторы, пытаясь подсластить эту горькую пилюлю, кидаются во все тяжкие, дабы как-то «истолковать» вполне однозначные и конкретные наставления апостола. Особенно излюбленным стало перетолковывание фразы «нет власти не от Бога». Дескать, это плохой перевод, и на самом деле это значит, что не власть та, что не от Бога. Соответственно, если некий тиран «не от Бога», то он не власть. Рад бы был поверить, однако в общем контексте слов это никак не умещается, уже следующие слова «существующие же власти от Бога установлены» не оставляют никаких сомнений: ясно, что речь идет не о каких-то добрых пожеланиях власти «быть от Бога», налицо простая констатация - любые власти «от Бога» по самому факту их существования. Точно так же нельзя признать резонными «толкования», что слова «всякая власть от Бога» обращены, в первую очередь, к власть имущему, чтобы он знал, что Бог дал ему власть, но Он же может эту власть и отнять, и всякий властитель должен бояться Бога, зная, что наличие или отсутствие власти в его руках - это Воля Божия. Просто по тексту мы видим, что вовсе не к властям обращены слова апостола, а напротив - к тем, кто должен быть покорным властям. Да и в каких таких властях во времена апостола Павла особо были представлены христиане?

Признаемся, все эти потуги всего лишь от желания, чтобы все слова из Библии «льстили бы слуху» (2Тим 4:3). Но надо иметь мужество принять их как они есть, не лукавя перед собой. И признать, что при всем «здравом учении» апостола Павла в целом, есть у него, как говаривал апостол Петр, и нечто «неудобовразумительное» (2 Пет 3:16). Нельзя же, например, всерьез считать словами «от Бога» пространные рассуждения апостола о покрытии головы в 1 Кор. 11. Богодухновенность не может касаться каждой фразы, буквы и закорючки, она прослеживается в общем духе учения как магистральное направление, мейнстрим в бурлящем круговороте человеческого по своей природе выражения. И именно этот общий дух учения и противится принять слова апостола Павла как буквальную и непогрешимую истину на все времена. Да, все это апостол Павел сказал не просто так, и это имело значение большое, но все же преходящее для определенной эпохи в развитии христианства.

Что послужило поводом для таких слов, хорошо поясняет блаж. Августин:

«Когда Павел говорит: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, то совершенно правильно он предупреждает тех, кто кичится тем, что призван Господом к свободе и стал христианином, и потому полагает, что в этой жизни он не обязан служить в принадлежащем ему статусе и подчиняться вышестоящим властям, которым вверено на время управление вещами временными. Но поскольку мы состоим из души и тела, и покуда живем этой временной жизнью и пользуемся временными вещами для потребностей этой жизни, то нам следует покоряться властям в той части, которая к этой жизни относится».

Короче говоря, именно свободолюбивый характер христианства, которое призывает к свободе и полагает себя подданными только одного Истинного Царя, который на Небе, естественно породил анархические тенденции, когда земные установления и власти не ставятся ни во что. Как ни странно, такое проскальзывает на бытовом уровне и сейчас. Когда, например, старец «благословляет» бесплатно ехать в метро, или батюшка за рулем не считает грехом нарушение правил движения, а то и отсутствие самих прав на вождение. Мы же выше всего этого. Да и обычная в ведении епархиальных дел юридическая неразборчивость, возможно, пусть и извращенно, но где-то из того же корня. Мы ж «от Бога», а этот мир «во зле лежит». Ну, есть к них там свои «правила игры», но это не для нас, «просвещенных».

Видимо, в свое время такое анархическое отношение к земным порядкам и властям приобрело такой размах и опасность, что апостолу Павлу и пришлось перегнуть палку в обратную сторону. Он же не думал, что это все будут штудировать в веках и тысячелетиях и примеривать к совершенно к другой ситуации.

Однако, в том же поучении апостол Павел положил и границы этой покорности властям. Этот, быть может, более существенный смысл отчетливо подается в дальнейших фразах, что для многих, из-за чрезмерного внимания на шокирующие первые предложния, ускользает от внимания.

«Итак, отдавайте всякому должное: кому по́дать — по́дать; кому оброк — оброк; кому страх — страх; кому честь — честь.

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого» и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя». Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона». (Римлянам 13:7-10)

«Не оставайтесь должными никому ничем…» Попросту говоря, отдайте долг, и пусть они от вас отвяжутся. Но кроме чего? «Кроме взаимной любви». Любовь как высшее исполнение высшего Закона это нечто превосходящее земную законность. Это именно то Царство, где господствует Истинный Царь. И об этом тоже говорит блаж. Августин:

«А власти - это люди, которые с определенным авторитетом управляют делами человеческими. В той же части, что относится к нашей вере в Бога и призванию в Царство Его, мы не должны подчиняться никому, кто желает преодолеть в нас то, что Бог удостоил нас обрести к жизни вечной. А если кто считает, что если он христианин, то не должен платить налоги или подати или оказывать должное почтение властям, заботящимся об этих предметах, то он находится в великом заблуждении. Подобным же образом, если кто думает, что должен подчиняться до такой степени, что начальствующий над ним в делах людских имеет авторитет и в вопросах веры, то впадает в еще большую ошибку. Следует соблюдать меру, которую Сам Господь установил: отдавать кесарю кесарево, а Богу - Богово (Мф. 22:21). И хотя мы призваны в такое Царство, где не будет власти мира сего, на пути к нему, пока еще не достигнуто состояние, когда всякое начальство и всякая власть отменены будут, давайте справляться с нашими условиями ради порядка в людских делах, ничего не делая притворно и покоряясь в этом не людям, а Богу, Который повелевает нам так поступать».

Все понятно, и нечего добавить. Одна крайность - презрение к земной законности, другая - возводящая покорность земной власти к уровню любви, вплоть до обожествления этой власти, до идолопоклонничества. Что мы, собственно, и нередко наблюдаем.

И что еще важно. «Вопросы веры», которые выше человеческих установлений. Мы часто «на автомате» считаем это чем-то «неотмирным», что «внутренним и духовным», вроде правильного вычитывания символа веры. Тогда как это сущностная основа всей жизни, до тех же житейских мелочей. И даже в мелочах христианин должен уметь проводить грань допустимого, в том числе и грань делегирования полномочий земной власти. Он сам должен это делать, а не власть за него. И эта грань может заходить дальше, в сферу, которую власть считает своей прерогативой. Если, например, власть объявляет своим законом - атеизм, мы же не считаем веру в Бога, христианскую миссию той непокорностью властям, от которой предостерегал Павел. Это наше законное право. Есть у человека и другие права, которые имеют не всегда очевидные, но христианские корни. И отстаивание этих прав - все те же «вопросы веры». И хотя на них покушается «кесарь», отдавать их ему нельзя - это Богово.

Автор Александр Шрамко
https://web.facebook.com/alexander.shramko/posts/10220548345119089


P/S.

Более детальный "разбор полётов", можно прочесть у Андрея Десницкого: "Непрочитанные послания: апостол Павел о власти" - https://predanie.ru/desnickiy-andrey-sergeevich/neprochitannye-poslaniya-apostol-pavel-o-vlasti/chitat/?fbclid=IwAR2V6sQ_hjBC2ggoKO9p8vLjNpTMQzbKdvCPEqxsyreYCv2umF68u0Ep7Ao

Tags: христианство
Subscribe

promo iov75 april 4, 2020 17:07 3
Buy for 40 tokens
Читаю книгу Адама Меца «Мусульманский Ренессанс». Это второе издание Академии наук СССР (институт востоковедения). Издательство «Наука» 1973 г., в переводе Д.Е. Бертельса. Ответственный редактор В.И. Беляев. Немного о книге. Книга швейцарского востоковеда Адама Меца…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments