iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

О благодати, предопределении и свободе воли

«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери…»
(Втор. 30:19)

Прочёл у Богемика пост: "По поводу одного места из блаженного Августина".
Сам пост:


Немного добавлю.

Религиозный "спор" (в действительности это парадокс) о предопределении и свободной воли человека, а в следствии и его деяний, восходит к книги Иова. Был ли у Иова выбор пред лицом жесточаших испытаний? Именно в этой книге четко прослеживается мысль о том, что спасение человека - результат усилий Бога. Как известно, друзья Иова отстаивали позицию того, что спасение результат трудов самого человека (праведен он или грешник). Но спор был прерван появлением Бога, Который принял сторону многострадального Иова.

И ещё, в книге Иова решаются два неприятных для нашего "чувства собственной значимости" вопроса.
Первый. Может ли Бог поступать, по отношению к человекам (как своим созданиям), несогласуясь с морально-этическими и нравственными представлениями последних?
Ответ: да может.

Второй.Можем ли мы дать нравственную оценку Богу, после того как Он волюнтаристки обрушил на Иова (после спора о нём с сатаной) массу незаслуженных бед и несчастий?
Ответ: нет.

Теперь что касается поста Богемика.

Бл. Августин в споре с Пелагием ставил под серьёзное богословское сомнение принцип свободного человеческого выбора (предваряющая благодать, как необходимое средство принятия Христа. Бл. Августин различает благодать предваряющую, которая возбуждает в человеке стремление стать на путь спасения, благодать содействующую, которая помогает ему укрепляться в добре, и благодать утверждающую, которая предохраняет человека от опасности отпадения). Пелагий же видел наше спасение чрез человеческие заслуги, а не в божественной благодати. Блаж. Августин, на возражение марсельских монахов ответил крайне резко – благодать необходима не только для процесса спасения, но что только она одна может возбудить в человеке веру, отсюда спасаются только избранные, получившие ее предварительно. Более того, даже постоянство в добродетели может проистекать только из благодати, а не в результате человеческих усилий. С другой стороны, ветхозаветные праведники почитаются наравне с христианскими святыми, так что Церковь определенно признает их человеческие заслуги, да и вся традиция монашества почитает тех подвижников-аскетов, которые в своем подвиге обрели дерзновение к Богу. Против блаж. Августина выступили преп. Кассиан римлянин, Викентий Леринский. Искусственность этой проблемы становится видна с очевидностью, если мы вспомним о восточно -православном понимании синергии.



С Воскресением Христовым!

Tags: размышления, религия, христианство, человек и Бог
Subscribe

Posts from This Journal “религия” Tag

promo iov75 april 4, 2020 17:07 3
Buy for 40 tokens
Читаю книгу Адама Меца «Мусульманский Ренессанс». Это второе издание Академии наук СССР (институт востоковедения). Издательство «Наука» 1973 г., в переводе Д.Е. Бертельса. Ответственный редактор В.И. Беляев. Немного о книге. Книга швейцарского востоковеда Адама Меца…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments