iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

Шевченко без украинизма

205 лет назад, 9 марта 1814 года, родился знаменитый малороссийский художник и поэт Тарас Шевченко. Он стал знаковой фигурой в среде украинской интеллигенции, его образ стал знаменем агрессивного украинского национал-шовинизма. Хотя сам Шевченко никогда не разделял русских и малороссов (южную часть русского суперэтноса).



Тарас родился в Киевской губернии, в семье крепостного крестьянина. Рано осиротел и познал трудности жизни бедняка и беспризорника. Прислуживал у дьячка-учителя, у которого выучился грамоте, затем у дьячков-живописцев (богомазов), у которых научился первым навыкам рисования. Был пастухом. Затем в 16 лет стал служить в семье дворянина Энгельгардта. Тарас показал способности в рисовании, поэтому помещик решил его обучить, чтобы сделать домашним художником.

После переезда Энгельгардта в 1836 году в Петербург Тарас Григорьевич познакомился с художниками Брюлловым, Венециановым, Григоровичем и поэтом Жуковским, которые решили помочь освободить талантливого молодого человека. Однако помещик Энгельгардт не спешил освобождать Тараса Шевченко, не поддавался на уговоры его товарищей. Он хотел получить большой выкуп. В 1838 году портрет Жуковского, написанный Брюлловым, был разыгран в лотерее и продан за значительную сумму. Эти деньги пошли на выкуп Шевченко. В этом же году Тарас поступил в Академию художеств, где стал учеником Брюллова. Учился хорошо, награждался медалями Академии, много читал. В 1842 году была написана картина «Катерина», в 1844 году получил звание свободного художника.

В 1840 году был опубликован первый сборник стихов Тараса Григорьевича – «Кобзарь», в 1842 году – историко-героическая поэма «Гайдамаки», самое крупное его произведение. 1840-е годы стали «золотым временем» Шевченко, в это время вышли его лучшие и крупные поэтические произведения. В 1844 году едет в Малороссию (Украину), живет в Переяславле и Киеве. Шевченко делает ряд рисунков архитектурных и исторических памятников Переяславля.

В Киеве знакомится с историком Николаем Костомаровым, в 1846 году присоединяется к Кирилло-Мефодиевскому обществу. Это была тайная организация, которая ставила целью создание славянских демократических республик, образование из них федерации со столицей в Киеве. Члены тайного общества выступали против самодержавия, за ликвидацию крепостного права, сословий, либерализацию, создание республики с президентом и парламентом-сеймом. В 1847 году общество было выявлено и разгромлено жандармами, его члены арестованы, сосланы (Костомарова после года в Петропавловской крепости отправили в Саратов) или рекрутированы в армию. Шевченко определили в солдаты.

Служил Тарас Шевченко в Оренбургском корпусе, в Орской крепости, затем его сослали ещё дальше — в укрепление Новопетровское на Каспийском море. В Новопетровском он служил с 1850 г. до 1857 г. Самым тяжелым для Шевченко был запрет писать и рисовать. Был освобожден благодаря упорным ходатайствам за него вице-президента Академии художеств графа Ф. Толстого его супруги. Он вернулся в Петербург и продолжил заниматься любим делом, в это время его особенно увлекла гравировка. В 1860 году ему было присвоено звание академика по классу гравюры. В столице Шевченко сблизился с польскими и русскими революционными демократами.

Скончался Тарас Григорьевич Шевченко 26 февраля (10 марта) 1861 года в Петербурге.

В Российской империи Тарас Шевченко не был популярен. К его столетию представители украинской интеллигенции решили провести сбор средств на памятник, но обнаружили, что поэт неизвестен в народной массе. Только после революции 1917 года, в связи с директивным созданием Украинской ССР и «украинского народа» (миллионы русских людей просто записали в «украинцы»), политикой коренизации (масштабного поощрения нацменьшинств в ущерб русскому народу), началась массовая пропаганда образа «великого кобзаря». Так малороссийского художника и поэта превратили в культовую фигуру украинской интеллигенции.

После развала СССР, когда Малая Россия (Украина) стала «незалежной», снова начался период агрессивной украинизации всего русского. Напомню, что периоды активной украинизации, ксенофобского украинского нацизма, были связаны с властью Центральной рады и Директории после революции 1917 года в России, германской оккупацией во время Первой и Второй мировой войн, политикой радикальных революционеров, большевиков, которые в 1920-е и начале 1930-х годов взращивали украинскую интеллигенцию, «язык» в противовес «великорусскому шовинизму».

К сожалению, более ста лет активной украинской пропаганды, особенно после 1991 года, привели к тому, что основная масса населения русской цивилизации (Великая, Малая и Белая Русь) уже и не знает о том, что до 1917 года «украинского народа» просто не было. Само слово «Украина» и «Малороссия» — это территориальные понятия, обозначающие в средние века окраину Речи Посполитой, которая ранее захватила южно- и западнорусские земли. С древнейших времен на Дунае, Днестре и Днепре жили русы, росы, русичи, русские. Никаких «украинцев» никогда не было. Киев был древней русской столицей. Чернигов, Переяславль Русский, Львов, Перемышль, Галич, Владимир-Волынский, Полтава, Одесса, Харьков, Донецк – это русские города. Ничего не изменилось в этнографии региона и после оккупации южно- и западнорусских земель Литвой, Венгрией и Польшей. Подавляющая часть населения – более 95%, оставалось русской. Только княжеско-боярская верхушка была ополячена, приняла католичество. Богдан Хмельницкий был русским и под его началом шла Русская национально-освободительная война.

Позднее в России для обозначения южнорусского населения появилось понятие «малороссы». Но малороссы были такой же частью русского суперэтноса, как и русские поморы – жители Русского Севера, сибиряки, жителя бывших отдельных княжеств и земель – Рязани, Пскова, Новгорода, Твери и т. д. Они просто имели свой южнорусский говор, особенности быта и т. д. Ватикан, Польша, Австрия и Германия – с цель раскола единого русского суперэтноса, стравливания его частей между собой, вели работу по созданию украинской интеллигенции, «языка». Однако к началу XX столетия результаты были минимальны. «Украинцами» считала себя крайне малочисленная, маргинальная, не имеющая влияния на народ прослойка интеллигенции. Только геополитическая, цивилизационная катастрофа 1917 года позволила создать украинскую государственность и «украинский народ» — этнографическую химеру, русских людей, которых репрессиями, террором, административными реформами и активной культурно-языковой пропагандой, а также старательной борьбой со всем русским, сделали «украинцами».

С 1991 года этот процесс принял наиболее активный, радикальный характер. Вот с этого времени имя и образ Тараса Шевченко, южнорусского поэта и художника, стало знаменем агрессивного украинизма для окончательной дерусификации, уничтожения общерусской цивилизационной основы, в Малороссии-Украине. Его превратили в кумира пещерной, зоологической русофобии, идеологии украинства.

Сам Шевченко никогда не разграничивал малороссов и русских. Нигде и никогда не назвал себя «украинцем». Поэт прекрасно знал русский язык, литературу и культуру в целом, которые были полноправными преемницами древнерусского языка и культуры. Большая часть прозы Шевченко, а также часть стихов написаны на русском языке. Южнорусский поэт был «продуктом» именно русской культуры. Представители русской культуры (Жуковский, Брюллов, Григорович) и другие помогли ему освободиться от крепостной неволи, стали учителями, помогли стать на ноги. Сам Шевченко был частью столичной интеллигенции. В итоге поэт никогда не разделял «Милую Украйну» и Россию. Даже в своём дневнике свою родину он только пару раз называет Украиной, а остальных случаях Малороссией.

При этом сам Шевченко не был образцом нравственного, хорошего человека. В частности, когда следствие не смогло доказать причастность Шевченко к деятельности Кирилло-Мефодиевского общества, его наказали за собственные проступки. Шевченко клеветал на государя и государыню. А в личной жизни проявил безнравственность. Так, череда порочных поступков привела к разрыву с его учителем Брюлловым и другими прежними благодетелями.

Таким образом, нынешняя слава Тараса Шевченко – это результат специальной идеологической кампании революционеров в 1920-е годы в рамках насильственной украинизации юго-западной части Руси-России, когда создавали «Украину», как отдельное государственное образование и «украинский народ», как отдельный от русского народа этнос. Тогда срочно понадобились кумиры «украинского народа», вспомнили и про Шевченко, так он был бы лишь одним из многих представителей русской интеллигенции, родом из Малороссии. А с 1991 года эта информационная кампания приняла уже более радикальный, антирусский характер. Шевченко сделали кумиром украинских нацистов, хотя в реальности он был сторонником панславизма – создания единой славянской державы, включая западных и южных славян.

Автор: Самсонов Александр
https://topwar.ru/155187-nastojaschij-shevchenko-bez-ukrainizma.html


Tags: история России, русские мыслители
Subscribe

promo iov75 november 27, 19:24 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Эсхатологические представления вырастают на базе повседневных эмпирических наблюдений, продиктованных желанием определить все возможные связи и параллели между «миром» (извечным порядком) природы и находящимся в стадии становления «миром» людей, но оформляются они на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments