iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

О крайне неудачных шутках

Скандальный ролик, в котором концертный хор Санкт-Петербурга поет веселую песенку про ядерную бомбардировку Вашингтона, выступая в Исаакиевском Соборе на фоне фресок и образов, уже успел примелькаться в сети – причем первыми ссылку на него дали блогеры из лагеря украинских националистов – с ожидаемыми комментариями про то, до чего же злобными безумцами являются эти московиты, поющие радостные песенки о ядерной войне и уничтожении города с миллионами людей.



Сначала появлялась мысль о том, что это какой-то фейк – ну не может же быть такого на самом деле. Потом выяснилось, что нет, не фейк, концерт по случаю 23 февраля, ролик разместил в сети сам хор. Поток комментариев был сколь бурным, столь и ожидаемым – кровавые финно-монгольские московиты такие кровавые! РПЦ поддерживает ядерную войну! Вот они скрепы путинского режима! А какую истерику закатил бы Рунет, если бы в национальном соборе Вашингтона спели веселую песенку про ядерную бомбардировку Москвы?

Глядя на все это, трудно было не испытывать тяжелого недоумения – в самом деле, создатели ролика действительно поют веселую песенку про ядерную войну и уничтожение города с миллионами жителей, дело действительно происходит в храме, что отвечать на волну яростной ругани – непонятно.

Потом ситуация стала несколько яснее – Санкт-Петербургская епархия назвала выступление хора неуместным, и стало ясно, что Церковь не имеет к произошедшему никакого отношения. Выяснилось, что сама песенка написана в 1980 году и представляет собой характерный образчик позднесоветского черного юмора, ерничающего над официальной пропагандой с хитами вроде “мы ракетные войска-а-а, нам любая цель близка-а-а”.

Художественный руководитель и главный дирижер концертного хора Санкт-Петербурга Владимир Беглецов, будучи, видимо, сильно раздражен реакцией на ролик, обругал матом журналиста радиостанции "Говорит Москва", который попросил его о комментариях, и заявил, что песенка шуточная и искать в ней политики не стоит – как и искать преступных призывов.

Что же, наверное, он действительно был далек от того, чтобы призывать к ядерной войне – он просто пытался пошутить. Но есть вещи, которыми шутить не надо.И надо понимать, что восприятие высказывания сильно зависит от контекста. Ерническая песенка, которую солдаты (или, например, студенты) поют в позднесоветские годы, прекрасно понимая, что это пародия и фига в кармане, и что она никогда не попадет на радио или телевидение – это одно. Та же песенка, которая исполняется уже на концерте по поводу 23 февраля, в официальном контексте – это совсем другое.

Когда люди передразнивают военную пропаганду, всем понятно, что никакой Вашингтон они бомбить не хотят, и мукам и смерти миллионов не смеются, а смеются именно над пропагандой и доводят ее до абсурда, намеренно выставляя в подчеркнуто идиотском виде.

Концерт по поводу военного праздника, своды храма – все это задает атмосферу, в которой никто не ожидает ерничанья и фиг в кармане. Поэтому песенка приобретает весьма угрюмое и угрожающее звучание. И можно было догадаться с самого начала, что ее именно так и воспримут. Разумеется, искать тут намеренную провокацию и попытку подыграть враждебной пропаганде значило бы погрешать против бритвы Оккама. Там где все объясняется простым недомыслием и безответственностью, незачем искать изощренную злую волю.

Но проблема безответственности существует. Человек, делающий публичные высказывания (а публичное исполнение песни таким высказыванием, определенно, является) обязан подумать о том, как это будет воспринято и кому это принесет пользу.

Неважно, шутите вы с огнем или занимаетесь поджогами совершенно серьезно – результат один и тот же. Как говорит Писание, “Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть, так – человек, который коварно вредит другу своему и потом говорит: "я только пошутил". (Прит.26:18,19)

В мире, нашпигованным оружием под завязку, нельзя делать ничего, что повышало бы градус – и без того высокий – страха и враждебности. Это как повышать температуру на складе с легковоспламеняющимися материалами. Нельзя создавать образ, который наверняка будет использован (и в данном случае был использован) для враждебной пропаганды – вы тут смеха ради притворяетесь опасными психопатами, а те, кому нужно, радостно поверят, что вы и есть опасные психопаты, и бросятся уверять других.

Одно из заметных явлений нашего времени – впрочем, возможно, не исключительно нашего – состоит в стирании граней между пародией и пародируемым. Отличить пламенного адепта, который несет пафосную и кровожадную чушь в состоянии острого политического воодушевления, от гнуснохихикающего насмешника и издевателя, который несет все тоже самое в порядке язвительной пародии, становится невозможно. Есть множество примеров того, как граждане с наисерьезнейшим видом перепощивают даже не фейки – а пародии, написанные язвительными противниками исключительно с целью поиздеваться над ними.

Пафосная пропаганда может восприниматься как шутка и насмешка – и напротив, шутка и насмешка – как официозная пафосная пропаганда. Поэтому лучше воздержаться от шуток на некоторые темы.

Но одна из причин, по которым скандал вообще стал возможен – это невнятный статус исаакиевского Собора. Многие в сетях сравнивают выступление хора с известным случаем Pussy Riot. Это сравнение не совсем верно – кощунство “панк-певиц” было совершенно намеренным, хор едва ли стремился именно к кощунству – просто так получилось, по недомыслию. Потому что предназначение Храма – чтобы в нем служили Богу. Заниматься в нем чем-то другим – всегда спорная и потенциально опасная практика. Можно согласиться, например, с концертами классической музыки, прославляющей Бога – она не создает резкого диссонанса с предназначением здания. Но когда люди используют Храм просто в качестве концертной площадки, безо всякой оглядки на то, для чего он предназначен – это почти неизбежно приводит к безобразным скандалам.

Поэтому концертными залами должна распоряжаться филармония. А храмами – Церковь. Это достаточно очевидное соображение, и в этом мы еще раз убедились.


Сергей Худиев
Источник: "Радонеж"


Tags: курьёзы, милитаризм
Subscribe

promo iov75 september 10, 09:37 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Христианство – смерть врагов на войне не является убийством... Ч. I Крайне важно, для нашей темы, познакомится с мнением блаженного Августина: «Естественный порядок вещей, стремящийся к установлению мира среди людей, требует, чтобы решение и право начать войну принадлежало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments