«Что касается других конфессий и их отношений с Богом, то я не имею права и власти судить об этом».
Л.Н. Толстой.

«Nostra Aetate» («В наш век»).
Отличительная особенность нового века – беспрецедентная открытость глобального мира (средств информации и коммуникации, экономик, финансов, политики, культур, религий и т.д.). Открытость реализуется через сближение (союзы, открытость границ, тнк, международные организации/союзы/фонды и т.д.), взаимопроникновение и усиление связей как между людьми, так и народами/государствами. Очевидно, что у этого «духа времени» есть как сторонники, так и яростные противники (охранители «закрытых систем»). Ватикан, осознавая и принимая как неизбежное сей факт, изменил своё отношение к нехристианским религиям (2-ой Ватиканский собор. Декларация «Nostra Aetate». Об отношении церкви к нехристианским религиям). В действительности декларация «Nostra Aetate», главный акцент делает на отношениях католической церкви к иудаизму. Более чем отношениях. Речь идет о «духовных узах» между народом Нового Завета и биологическими потомками Авраама. При этом стоит обратить внимание на то, что РПЦ МП в своих «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», не рассматривает глубоко и принципиально эту проблему.Во второй главе Концепции - «Церковь и нация» пишется следующее: «Ветхозаветный народ израильский был прообразом народа Божия – новозаветной Церкви Христовой. Искупительный подвиг Христа Спасителя положил начало бытию Церкви как нового человечества – духовного потомства праотца Авраама». «Заместительное богословие» во всей своей красе. Всё точка!
Безусловно мнение отдельных князей церкви, по теме взаимоотношений с представителями нехристианских религий, известно. (Так например, небезызвестный экуменист митр. Иларион (Алфеев), выступая 22 октября 2013 года в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ, сказал: «Мы как люди, верующие в Единого Бога, не сомневаемся в том, что Бог действует в самой разной среде, в том числе за пределами Церкви, что Он может воздействовать и на людей, не принадлежащих к христианству». С мнением митр. Илариона пересекается мнение архиеп. Тиранский и всей Албании Анастасия (Яннулатоса): «Что касается проблемы значения и ценности других религий, православное богословие, с одной стороны, подчеркивает уникальность Церкви, а с другой, допускает, что даже вне Церкви возможно постижение основных религиозных истин (таких, как существование Бога, стремление к спасению, различные этические принципы, преодоление смерти). При этом само христианство рассматривается не просто как религиозное верование, но как высшее выражение религии, то есть как переживаемая на опыте связь человека со Святым – с личностным и трансцендентным Богом. Таинство «Церкви» превышает классическое понятие «религии».
В целом, позиция православной элиты сводится к отчасти простому, но при этом, широкому пониманию необходимости мирного со-существования с нехристианскими религиями при взаимных контактах и конструктивном диалоге с последними.
Вернусь к богословскому месседжу «Nostra Aetate».
Народы земли – это единое человеческое сообщество. Источник которого также Един – это Бог. Так или иначе, ВСЕ религии говорят об одном, но в зависимости от культурно-религиозного контекста их звуки зачастую не попадают в унисон друг с другом. Понятно, что полнота Истины, априори выражена в христианстве, что, однако, не исключает «духовного единства» последней с потомками Авраама. Образ благой оливы и её благословенных Богом корнях (народ Израиля) и привитых к первой … «диких ветвей маслины» (языческие народы), очень наглядно показывают «ху из ху».
На кресте Христос примирил ВСЕХ. Это не важно, что дальнейшая история человечества свидетельствует о совершенно обратном. Главное (согласно документу), отныне предав забвению кровавое прошлое, необходимо стремится ради блага всего человечества к взаимопониманию, совместно оберегать и поддерживать социальную справедливость, нравственные ценности, мир и свободу.




Итак подытожим.
Декларация «Nostra Aetate» кроме благих пожеланий: «мира во всём мире», преодолений религиозных конфликтов, антисемитизма, глобального продвижения нравственных ценностей, справедливости, свободы и т.д., признаёт за всеми иными формами религиозного вЕдения – человеческую жажду в обретения смысла жизни и нравственного самосовершенствования. За аврамистическими - знание Единого Бога Творца, Промыслителя и будущего Судии мира.
В последствии, на основе этой христианско-католической Декларации, за евреями был признан статус «старших братьев» (католические богословы признают спасение евреев «теологически бесспорным» и объявляют этот вопиющий парадокс «неразрешимой божественной тайной»). А католическая церковь возжаждала общецерковно-эсхатологического дня … общего воссоединения во Христе.
P/S. Всегда поражался и поражаюсь тому, как взрослые дяди верят тому, что накалякали сами на бумаге (пусть и витиеватым языком). Объективная жизнь-злодейка всегда путает и будет путать их планы. Как например и сейчас: Делегация католических епископов обвиняет Израиль в «систематической дискриминации христиан». Обратите внимание – в СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ (то есть, это сознательно-выстроенная Система). Кожаные человеки, с параноидальной настойчивостью указывающие Богу как «нужно» рулить отныне, даже не смешны, а вызывают … ну, да ладно.
Всех благ и … не видитесь на экуминистические разводки!
Нужно помочь человеку иной веры … помоги, НО ... «дружба дружбой, а табачок врозь», - как говорил мой покойный старец.
Journal information