iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

Всматриваясь в Бездну

"Мы сознаем теперь, что многие века были слепы, что не видели красоты избранного Тобой народа, не узнавали в нем наших братьев. Мы понимаем, что клеймо Каина стоит на наших лбах. На протяжении веков наш брат Авель лежал в крови, которую мы проливали, источал слезы, которые мы вызывали, забывая о Твоей любви. Прости нас за то, что мы проклинали евреев. Прости нас за то, что мы второй раз распяли Тебя в их лице. Мы не ведали, что творили".
Папа Иоанн XXIII «Акт раскаяния»

«Христианские конфессии находят своё единство во Христе; иудаизм находит своё единство в Торе. Христиане веруют, что Иисус Христос есть воплотившееся Слово Божье; для иудеев Слово Божие главным образом присутствует в Торе. Эти две традиции веры имеют в качестве своей основы единого Бога Завета, который открывает себя людям через Слово. В поисках правильного поведения в отношении Бога христиане обращаются ко Христу как источнику новой жизни, а иудеи - к учению Торы. Этот тип теологического осмысления отношений между иудаизмом и христианством начинается с Nostra Aetate и может и должен развиваться на этом солидном фундаменте».
Папа Франциск.

Прочёл интересную статью Ольги Четвериковой «На пути к антихристу: механизмы иудаизации христианства». И хотя статья написана в 2015 г., меня нисколько не удивляет яростная полемика (вызванная этой статьей), длящаяся и по сей день. Тема затронутая Ольгой Николаевной крайне болезненная. Выводы … убийственные!

Цитата:
«Так, незаметно, не встречая громких осуждений и без широких дискуссий, произошла ревизия христианского учения о Церкви Христовой и совершён переход католической верхушки к поклонению иудейскому богу и к совместному с иудеями ожиданию того, кого они называют машиахом, а христиане - антихристом. Осуществляя мощную идейную экспансию, Ватикан использует свой авторитет для втягивания руководства других конфессий в сферу своего влияния, но сам он в реальности является лишь орудием в руках мощных транснациональных структур, внедряющих универсальную мировую религию и глобальную этику для всего человечества. Только в этом свете можно понять смысл тех процессов, которые сегодня происходят на Ближнем Востоке и в которые так активно втягивают Россию». Конец цитаты.

Стоит подчеркнуть, что Ольга Николаевна пишет о Римо-Католической церкви. Что вроде не должно бы вызывать столь сильного, эмоционального раздражения (вплоть до личностных оскорблений автора) у русской православной аудитории. Ну мало ли, что там творит католическая элитарная верхушка. В конце концов, элиты всегда предавали свои народы. И в этом смысле, чем принципиально религиозная элита отличается от светской … непонятно? Мы же знаем, что как минимум со времен Борджиа (благо, многие смотрели этот сериал), эти парни в женских нарядах творили такое, что им сам Люцифер … и брат и сват :)

Однако реакция есть и реакция крайне болезнена.

Думаю, это обусловленно  тем, что и наша религиозная элита связана с этими глобальными процессами (речь идёт о серьёзнейшей ревизии ВСЕГО христианского учения в целом). Я говорю об известной Речи Алексия II Патриарха Московского и всея Руси, сказанной им 13 ноября 1991 г. в г. Нью-Йорке на встрече с раввинами, где звучало следующее: «Дорогие братья, шалом вам, во имя Бога любви и мира! Бога отцов наших, который явил Себя угоднику Своему Моисею в Купине неопалимой, в пламени тернового куста, и сказал: «Я Бог отцов Твоих, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова». Он Сущий – Бог и Отец всех, а мы все братья, ибо мы все дети Ветхого Завета его на Синае, который в Новом Завете, как мы христиане, верим, обновлен Христом. Эти два Завета являются двумя ступенями одной и той же богочеловеческой религии, двумя моментами одного и того же богочеловеческого процесса. В этом процессе становления Завета Бога с человеком Израиль стал избранным народом Божиим, которому были вверены законы и пророки. И через него восприял Свое «человечество» от Пречистой Девы Марии воплотившийся Сын Божий. «Это кровное родство не прерывается и не прекращается и после Рождества Христова… И потому мы, христиане, должны чувствовать и переживать это родство как прикосновение к непостижимой тайне смотрения Божия». Конец цитаты.

Знает ли об этой речи Ольга Четверикова? Уверен, что да … знает. Как и об экуменической движухи высшей православной элиты во Всемирной совете церквей (30 марта 1961 года — Русская Православная Церковь вступила во «Всемирный совет церквей». Это за четыре года до принятия Nostra Aetate). Но, формально, учёный-автор рассматривает историю: «принятия Декларации Nostra Aetate 1965 г., изменившей христианское учение о Церкви Христовой и перенявшей иудейский взгляд на отношения между Ветхим и Новым Заветом и на избранничество еврейского народа». Точнее говоря, историю документа оказавшего и оказывающего колоссальное влияние на прогресс в диалоге между иудеями и католиками (что «освобождает» её от опасных параллелей и более опасных обвинений). А поскольку, для православных христиан, католики не христиане (несмотря на заверения в обратном религиозно-православного истеблишмента РПЦ МП), оговорка Ольги Николаевны про: «изменившей христианское учение о Церкви Христовой» можно считать досадной оговоркой. Nostra Aetate изменила (да … и с этим невозможно спорить) КАТОЛИЧЕСКОЕ учение о Церкви Христовой. И эти изменения уже имеют необратимый характер. Рубикон пройден и пути назад нет! Только вперёд! Только в ЦЕЛИ – светлое иудеохристианское Будущее в единой и неделимой церкви антихриста! Вопрос о том, когда Сын Божий Иисус Христос, перестанет считаться таковым (т.е. Сыном Бога!), только вопрос времени. Опять таки повторюсь – элиты и религиозные в том числе, ВСЕГДА … когда им по той или иной причине это выгодно, предадут! Это нормально, для нашего ненормального мира.

И всё же, Ольга Николаевна, обошла стороной очень важный аспект иудеохристианских взаимоотношений, которые уходят своими корнями в седую древность первохристианских общин. У читателей её статьи, может возникнуть предположение, что религиозная элита предпринявшая ревизию, взяла все те идеи (которые она тщательно систематизировала) из неоткуда. Это не так. Если угодно, корни этого духовно-интеллектуального противостояния находятся в «христианском детстве» - это первый этап. Второй этап, конец XII по конец XV века в Испании (и пусть он ввёлся под надзором властей, именно на основе этих диспутов были созданы труды, изложившие основы еврейской веры). Ну а третий, это небезызвестная Катастрофа европейского еврейства. Холокост и «сакральное табуирование» его итогов (вплоть до уголовного преследования сомневающихся!), только архимедова «точка опоры», которая помогла совершить «теологическое землетрясение», приведшее к возникновению нового религиозного мира. Новой религиозной реальности, где иудеи снова стали «старшими братьями», а «богоизбранный народ» обрёл новое дыхание.

И тут нам поможет прекрасная работа священномученика Русской православной Церкви Илариона (Троицкого) «Очерки из истории догмата о Церкви». Во 2-ой главе посвящённой противоиудейской полемике первых двух веков, автор отмечает, что самосознание Церкви Христовой с исторической неизбежностью вошло в антагонизм с национальным самосознанием еврейского народа.

Безусловно, отрицать тот факт, что первые ученики, апостолы и последователи христианского учения были евреи (как и то, что первоначально римская власть не проводила принципиального различия между христианством и иудаизмом), было бы нелепо. В книге «Деяний» апостольских чётко говорится о том, что первые христиане собирались в иерусалимском храме, исполняли иудейские обряды Закона и т.д. Это факт. (Радует, что нынешняя христианско-религиозная элита не требует и вряд ли потребует от рядовых верующих, подобной строгости и верности «преданиям» иудейской древности. Но тогда это было так. Праведность первых христиан, по словам Спасителя, должна была превзойти «праведность книжников и фарисеев»). И все же, размолвка была неизбежной! Причина этому – активнейший христианский прозелитизм среди язычников, породивший пласт глубоких проблем (наприм., обрезываться им по закону Моисея или нет). А в широком смысле, выход христианства за национальные рамки еврейского религиозного национализма. Ап. Павел недвусмысленно указал на универсальность, антинациональность христианской Церкви и нового народа Бога («новый народ» - принципиально неприемлемая реальность для современных апологетов иудаизма. «Первый Завет... не был отменён Новым» и доктрина фарисеев не противоположна христианству, а, значит, остаётся неизменным призвание иудейского народа, который и сегодня является «благословением для всех народов земли», - говорится в декларации 1973 г. «Отношение христиан к иудаизму». Но кроме этого в этой декларации французской Епископальным комитетом по отношениям с иудаизмом и принятой французской Епископальной конференцией, впервые было заявлено, что иудейский народ имеет всемирную миссию в отношении народов, в то время, как собственная миссия христианской церкви «может лишь входить в этот самый вселенский план о спасении»).

Этот месседж совершенно и абсолютно незнаком христианским апологетам первых веков Церкви Христовой. Более того, именно Церковь Христова призвана благовествовать народам мира, Евангелие спасения. Первый Завет утратил свою самодостаточную ценность. Его уникальные пророчества, образы и символы – лишь свидетельства о Христе и Его Церкви – истинном Израиле. Именно на этот народ изливаются дары Бога и Дух Божий освещает его. Первые написанные перстом Бога скрижали Завета (которые разбил Моисей, когда народ сотворил себе идола и поклонялся ему) и есть Новый Завет – дарованный народу христианскому Господом Иисусом. Нет и не может быть никакого «вселенского» плана спасения человеков вне и без Церкви Христовой. «Новое человечество, возсозданное Христом и объединённое в Церковь, есть единственное общество человеческое, с которым Бог вступил в союз», - пишет святой Иларион.
Причем, столь любимый современными иудейскими апологетами «грех христианского антисемитизма», был совершенно не известен христианам древности. Иустин Философ вполне благосклонен к иудействующим христианам.

Характерно, что христианская Церковь, несмотря на горячие головы некоторых своих фанатичных ригористов (например Маркиона учившего, Бог Ветхого Завета не имеет ничего общего с истинным Богом — Отцом Небесным и впоследствии анафематствованного), не отвергала ветхозаветное наследие. Тени и символы прошлого очищались, освобождались от историко-национальных и обрядовых условностей. Духовная Свобода во Христе была выше Закона древнего Моисея. И споры о дальнейших путях Бога и Его нового народа, не перерастали в призывы к убийствам и религиозным преследованиям.

«В ересеологической литературе, - пишет архиеп. Иларион (Троицкий) – иудействующие характеризуются тремя чертами. Во-первых, они считали обязательным исполнение ветхозаветного закона и в христианстве. Во-вторых, отвергали авторитет ап. Павла, называя его отступником от закона, а ап. Петру приписывали соблюдение всех обрядов закона. В третьих, отрицали безмужное рождение Христа Спасителя, Который, по их мнению, был человек и по избранию помазан и сделан был Христом за свою праведную жизнь, так как, он исполнил весь закон». Любопытно отметить, что нынешние «мудрецы» идут значительно дальше.

Из работы Ольги Николаевны: «В июле 2000 г. 170 известных раввинов и иудейских учёных на собрании в Балтиморе опубликовали историческую с их точки зрения декларацию «Дабру Эмет» («Говорите правду»), составленную в духе концепции двух путей к Богу, основывающуюся на идеях Э.Бенамозега и М.Бубера. Впервые в истории авторы документа, констатировав, что христианство радикально изменилось и высоко почитает иудаизм, призвали и иудеев переосмыслить своё отношение к христианству, предложив восемь тезисов, на основе которых должны строиться их отношения. Это - поклонение одному Богу (через христианство сотни людей пришли к Богу Израиля); признание авторитетной одной и той же книги; признание иудеями и христианами нравственных принципов Торы («все мы созданы по образу Божьему»); признание, что нацизм не был христианским явлением (хотя без долгой истории христианского антииудаизма и насилия христиан по отношению к евреям, нацистская идеология не смогла бы устоять и реализоваться); уважение к праву еврейского народа на землю Израиля; взаимное уважение верности каждого своему Откровению (христиане служат Богу через Иисуса Христа, а иудеи - через Тору); новые отношения между иудеями и христианами не подорвут иудейской традиции; иудеи и христиане должны сотрудничать в целях мира и справедливости (наши общие усилия совместно с другими общинами веры помогут установить Царство Божье»). Эта декларация явилась фактически тактическим ходом, позволяющим иудеям избежать упрёков в изоляционизме и противопоставлении себя христианству и дающая возможность активнее привлекать христиан к «диалогу». И она никоим образом не означала изменения общей позиции, ясно выраженной активной участницей иудейско-католического «диалога» Хелен Фрай: «иудаизм может прекрасно обойтись и без Иисуса... Но вместе с тем иудеи могут принять и принимают Иисуса как человека, через которого язычники узнали Бога Израиля»… Такие же чёткие формулировки содержались и в документе 1985 г. Понтификальной комиссии по отношениям с иудаизмом - «Замечаниях о правильном представлении иудеев и иудаизма в поучении и катехизисе Католической церкви», которые во многом воспроизводили французскую декларацию 1973 г. Повторив, что иудеи являются «Народом Божьим Ветхого Завета, который никогда не был отвергнут», и отметив значение критического осмысления истории церкви, он выдвинул следующие рекомендации, крайне положительные для иудаизма:

- христиане могут воспользоваться иудейскими традициями чтения Библии;
- Ветхий Завет сохраняет собственную ценность откровения;
- Иисус был иудеем и им всегда оставался;
- вечность Израиля - это исторический факт и предзнаменование в Божественном плане, что означает, что избрание иудеев остаётся, даже если христиане рассматривают себя также как народ Божий и дети Божьи».

Как видим, нынешние «книжники и фарисеи», пошли значительно дальше древних евионитов. Понятно, что учение ап. Павла о Церкви Христовой как о «новом творении» общечеловеческого организма в «новом Адаме» (главе Церкви), обречено на забвение либо на жесточайшую ревизию. Ведь совершенно очевидно, что в «новой редакции», человеческое воплощение Бога Слова – абсолютно не нужно как и Его жертва.

Как видим, на этом этапе «диалога» … никакой диалог невозможен!

продолжение следует

Всматриваясь в Бездну

Tags: публицистика, размышления, религия
Subscribe

promo iov75 november 27, 19:24 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Эсхатологические представления вырастают на базе повседневных эмпирических наблюдений, продиктованных желанием определить все возможные связи и параллели между «миром» (извечным порядком) природы и находящимся в стадии становления «миром» людей, но оформляются они на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments