iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

Против кого они дружат

В текущем конфликте между Константинопольским и Московским патриархатами, как это обычно и бывает в конфликтах, люди поддерживают ту или иную сторону почти автоматически – чаще всего, исходя из своих уже давно сложившихся симпатий или антипатий.

Но перед тем, как выражать поддержку той или иной стороне, важно понять, о чем, собственно, идет речь, что стоит на кону, каковы цели участников. Реальная же цель всего "автокефального" проекта – которую никто и не думает скрывать – состоит в подавлении Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Эта община рассматривается властями, как Украины, так и США, как принципиально враждебная их интересам на политическом, культурном и мировоззренческом уровне. Если ее невозможно искоренить полностью, ее влияние должно быть максимально подорвано, ее численность – максимально сокращена, ее важнейшие монастыри и храмы – переданы другим общинам.

Хотя тем, кто следит за развитием ситуации, это должно быть уже вполне ясно, немного остановимся, чтобы обосновать этот тезис и напомнить об отношении текущих гражданских властей к Церкви, возглавляемой митрополитом Онуфрием. Как провозглашает президент Порошенко, Церковь – это “щупальца государства-агрессора”, которые автокефалия призвана “обрубить”, “пятая колонна”, храмы, в которых поминается Патриарх Кирилл, не могут считаться украинскими. Другие представители украинской политической элиты полностью разделяют такое отношение – Министр Иностранных дел Украины Павел Климкин говорит, что Украинской Православной церкви в общении с Московским Патриархатом, “не место в Украине”, советник главы МВД Зорян Шкиряк и вовсе переходит на ненормативную лексику, очевидно, забыв патриотический плакат “Матюки перетворюють тебе в москаля”: “Гундяев и его попы-гэбисты РПЦ достигли очередного окончательного дна… Идите [вон], упыри московские. Вон с нашей святой, омываемой праведной кровью наших славных предков и современных воинов-героев, украинской земли”. Спикер верховной Рады Андрей Парубий провозглашает, что УПЦ (МП) это не Церковь а “КГБистская секта”. Примеры можно умножать – и это не какие-то экстремисты-крикуны на улицах, это верхние слои политической власти.

Проект автокефалии также крепко увязан с перспективой передачи новосоздаваемой структуре важнейших храмов и монастырей, которые сейчас занимает УПЦ (МП), причем Министерство Культуры Украины уже создает комиссии для описи имущества православных храмов, и подробно объясняет, как Киево-Печерская и Свято-Успенская Почаевская лавры могут быть, по букве закона, отняты у УПЦ.

При этом, правда, Порошенко заявляет о своем намерении обойтись без насилия – но увы, этот тот самый политик, который обещал, что подчиненные ему войска “никогда не будут стрелять по жилым кварталам”.

Такое отношение украинских властей к Церкви пользуется всемерной поддержкой со стороны властей США, которые выражают свое благоволение этому проекту с большой настойчивостью.

Госсекретарь США Майкл Помпео на днях заявил, что «Мы призываем церковь и власти страны <...> продвигаться к созданию автокефальной украинской православной церкви», до него такую поддержку выражали посол по свободе совести Джон Браунбек, бывший вице-президент (и ревностный адепт ЛГБТ идеологии) Джо Байден, и Государственный Департамент.

Но к политикам и дипломатам США трудно выражать претензии – они отстаивают интересы тех групп, которые они представляют, это их работа. А если интересы приходят в конфликт с принципами и ценностями – политики всегда предпочитают интересы. Это в самих США попытка государства создавать под себя церковную структуру была бы отвергнута с негодованием, как покушение на конституцию и основополагающие права граждан – а в чужих странах почему бы и нет. Политики отлично дружат с саудовскими аравитянами, почему бы им не поддержать и киевские власти, если это в их интересах.

Если вы настолько наивны, чтобы полагать, что американские политики всерьез интересуются правами человека, то они в этой вашей наивности ничуть не виноваты. Они приложили все усилия к тому, чтобы рассеять это заблуждение.

Но политики обычно не претендуют на то, чтобы быть Первоиерахами, возглавлять Вселенскую Церковь, быть светом вселенной и пасти народы. Поэтому они огорчают не так сильно, как охотно вписавшийся в проект по подавлению УПЦ (МП) Патриарх Варфоломей. Это глубоко трагично, что человек, от которого мы могли бы ожидать мудрости и пастырской заботы, присоединился к врагам и гонителям Церкви.

Поэтому вопрос о том, поддерживаю ли я в этом конфликте Константинополь, можно прямо сформулировать так: поддерживаю ли я усилия светских властей (и союзного им Константинополя) по подавлению Украинской Православной Церкви Московского Патриархата?
Будет ли мое присоединение к компании Порошенко, Парубия, Шкиряка, Байдена, патр. Варфоломея и других, и участие в их усилиях по “обрубанию щупалец страны-агрессора” проявлением христианской любви?

На этот вопрос можно отвечать и с позиции христианина, и с позиции человека, разделяющего принципы свободы и прав – которые политики провозглашают и которым не следуют.

С точки зрения принципов свободы вероисповедания, если вы всерьез им привержены, никакая вообще религиозная группа не должна подвергаться клевете, шельмованию и угрозам со стороны государственных властей. Государственные власти не должны создавать под себя и в своих политических целях какие-либо церковные организации. Честный человек, приверженный принципу свободы вероисповедания, не должен в этом участвовать и это поддерживать.

С точки зрения православного христианина это не просто некая религиозная группа – это Церковь Христова, это его братья и единоверцы. Быть на стороне их гонителей – немыслимо.

Поэтому, как ни ужасен разрыв с Константинополем, (а он действительно ужасен), поддерживать в этой ситуации гонителей Церкви – много ужаснее. Дружба лучше разрыва – но не всегда. Иногда важно уточнить с кем и против кого вам предлагают дружить.


СЕРГЕЙ ЛЬВОВИЧ ХУДИЕВ
Источник: "Радонеж"

Tags: религия и политика
Subscribe

promo iov75 november 27, 19:24 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Эсхатологические представления вырастают на базе повседневных эмпирических наблюдений, продиктованных желанием определить все возможные связи и параллели между «миром» (извечным порядком) природы и находящимся в стадии становления «миром» людей, но оформляются они на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments