iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Category:

"Теплая Заступница мира холодного" или Вторая Пасха...

28 августа православные отмечают великий праздник – Успение Пресвятой Богородицы. Причем праздник этот настолько важен, что не ограничен одним днем, нет. Вплоть до вечера 5 сентября в храмах будут говорить об Успении Божией Матери и читать молитвы в честь этого события...

Священный город трех религий Иерусалим дважды в год становится русским. И оба раза – на Пасху: второй Пасхой называют Успение Пресвятой Богородицы...


Андрей Рублев. Богоматерь [1408] Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире.

Как ни странно, это значимое для христианского календаря событие вообще не упоминается в Священном Писании. Известно лишь, что перед самой своей крестной смертью Иисус Христос завещал своей матери "в сыновья" апостола Иоанна, своего любимого ученика. "И с этого времени ученик сей взял Ее к себе", – пишет сам апостол в своем Евангелии...

Согласно преданию Мать Христа после распятия Своего Сына скромно жила в доме апостола Иоанна Богослова – в Иерусалиме и Эфесе (западное побережье Малой Азии), проводя время в молитве. Тоскуя и скорбя об ушедшем Сыне, Мария часто приходила на то место, где Она видела Его последний раз – на Елеонскую гору, откуда уже Воскресший Христос много лет назад вознесся на небо. Во время одной из молитв на Елеонской горе перед Богородицей предстал архангел Гавриил и возвестил Ей, что через три дня Она перейдет в вечность...

Современные богословы отмечают, что документальных свидетельств о дальнейшей судьбе Девы Марии практически нет – вплоть до V века прямые указания на него в трудах отцов Церкви отсутствуют. Между тем в католической церкви считается, что праздник Успения существовал еще со времен апостолов. Древнейшим же письменным сказанием о смерти Богородицы является трактат Transitus Sanctae Mariae, сохранившийся на греческом, латинском, сирийском и эфиопском языках. Богословы спорят о времени появления труда. Большинство из них датируют его VI веком, тогда же в церковную традицию входит празднование Успения.

Само слово "успение" переводится со старославянского как "мирная кончина". Еще одно значение – "сон". Именно так понимается в христианстве смерть – как переход из жизни земной в жизнь вечную. И на каждом богослужении верующие молятся о "христианской кончине живота – безболезненной, непостыдной, мирной".

"В течение всей жизни нашей мы рвемся к той полноте жизни, которую обещал нам Господь; знаем мы это или нет, эту полноту мы можем найти только в Боге. И вот и знавшие это святые, и верующие поистине, и колеблющиеся, и не знавшие это, и даже это всю жизнь отрицавшие, в день, когда их душа разлучится от тела, окажутся перед живым Богом, Который есть жизнь, Который есть радость, красота... На всех путях и правды, и неправды человек ищет этой полноты, этой неизреченной красоты, этого смысла и этой все побеждающей, все очищающей, все преображающей любви..." – писал о смысле праздника известный православный миссионер XX века митрополит Сурожский Антоний (Блум).

"Поэтому мы и можем праздновать сегодня полной радостью день Успения Божией Матери... Радость наша может быть совершенна, без слез, без горя: это торжество жизни; но это тоже свидетельство для нас о том, что воскресение – не пустое слово, что воскресение – не иносказание, но все мы по слову Божию воскреснем и войдем в полноте нашего человечества и душой, и духом, и плотью в вечность, в радость вечную Господа нашего", – отмечал он.

Говоря об истории праздника, Церковь опирается на апокрифическую историю, отраженную в Transitus Sanctae Mariae. По ней к моменту смерти Богородица жила в Иерусалиме и часто посещала Голгофу и место воскресения своего сына. Однажды ей явился архангел Гавриил (тот, кто возвестил, что ей предстоит родить Христа) и сказал, что через три дня она "отойдет ко Христу Богу" и в подтверждение своих слов вручил ветвь с райского дерева, указав нести ее во время погребения перед телом...

Ее спеленутое тело Сложили в молодом лесу. Оно от мук помолодело, Вернув бывалую красу. Уже не шумный и не ярый, С волненьем, в сжатые персты В последний раз архангел старый Влагает белые цветы, – это Александр Блок, сумевший удивительно тонко передать нам сразу два мотива Успения Пресвятой Богородицы: сдержанную печаль расставания, печаль неизбежную, когда мы теряем того, кто нам близок. И тихую, еще неясную радость от того, что сердце ощущает: это расставание не навечно, за этим расставанием тайна, и оно еще обернется встречей...

Как и предрек архангел Гавриил, Успение случилось на третий день.

Внезапно горница, где находились Богородица и апостолы, озарилась светом, и все увидели Христа в сиянии божественной славы. Со страхом и трепетом смотрели апостолы на это чудное явление и видели, как душа Божией Матери разлучилась с телом и Христос принял ее в Свои руки. Как некогда Богоматерь держала на руках Младенца Иисуса, так теперь Ее Сын и Бог, спустившийся с небес к Ее смертному одру, принимал на Свои руки маленькую и хрупкую душу Марии, родившуюся в новую жизнь. Такой, в виде спеленатого младенца, изображается душа Богородицы на православных иконах праздника.

В Иерусалиме собрались все апостолы (кроме Фомы) и совершили погребение Богородицы в Гефсиманском саду, где любил молиться ее сын и где были похоронены ее родители – Иоаким и Анна. Согласно преданию, мимо процессии с телом проходил первосвященник Афоний, сильно ненавидевший христиан. Он попытался опрокинуть одр, но его руки были невидимым образом отсечены. Кроме того, чтобы помешать погребению, к процессии направили стражу, но ложе с Девой Марией и апостолов "точно стена окружило облако".

Спустя три дня апостол Фома, не успевший на погребение, попросил открыть гробницу, чтобы проститься с Богородицей. "Когда святые апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, – остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы", – писал святитель Димитрий Ростовский.

В тот же день во время вечерней трапезы ошеломленным ученикам явилась сама Богоматерь и приветствовала их словами: "Радуйтесь! – ибо я с вами во все дни". Считается, что именно с этого момента Богородица стала главной помощницей людей – христиане верят, что к ее ходатайствам прислушивается сам Господь.

Интересно, но, в отличие от истории погребения, местонахождение самой гробницы известно еще с I века благодаря письмам Дионисия Ареопагита. В 326 году царица Елена, мать императора Константина, построила на этом месте базилику, просуществовавшую до XI века.

Храм, существующий и по сей день, был восстановлен крестоносцами. Он находится под землей – вниз ведут 50 ступеней. Сама часовня с камнем, на который было положено тело, имеет крестообразную форму. В южной части часовни есть даже есть специальный придел для мусульман, которые также почитают Деву Марию.

"Церковный год заканчивается праздником Успения Пресвятой Богородицы, а начинается празднованием ее Рождества (21 сентября. – Прим. ред.). Церковный индикт (календарь) снова раскроет перед нами картину нашего спасения. Богослужебный орнамент, которым полна церковная традиция, не есть просто эстетический, абстрактный узор. Каждый церковный праздник – не просто день в календаре. Он наполнен символикой, которая есть некий мост между разными реальностями. Суть праздника всегда – вторжение в жизнь мира Божественной жизни и ответ людей на это вторжение", – объясняет протоиерей Александр Рябков.

Богослужения в праздник Успения священники совершают в голубых облачениях. Этот цвет – Богородичный – символизирует небесную чистоту и непорочность. Вечером накануне 28 августа из алтаря в центр храма, как и перед Пасхой, выносят плащаницу – большую икону, на которой изображена лежащая во гробе Богоматерь. А 28 или 29 августа совершается чин Ее погребения. Верующие как бы становятся участниками тех событий: как в Страстную пятницу, когда совершается чин погребения Христа. Это еще одно свидетельство родства двух праздников. Как и то, что Успение Богородицы предваряет двухнедельный строгий пост.

В католической церкви к празднику Успения (отмечается 15 августа. – Прим. ред.) добавились еще две даты: Вознесение Девы Марии и ее Коронование. Но это сравнительно недавняя традиция.

На Руси же Успение всегда было одним из самых любимых праздников. Ему посвящены самые известные храмы – начиная от знаменитой Десятинной церкви, заканчивая Успенским собором Московского Кремля. В честь Успения Богородицы множество сел на Руси назывались Успенскими, Успеньями, Успенками. Успенский – одна из самых распространенных русских фамилий. Почему именно этот праздник так приглянулся нашим предкам – тоже большая загадка...

"И стражей вечному покою Долины заступила мгла. Лишь меж звездою и зарею Златятся нимбы без числа. А выше, по крутым оврагам Поет ручей, цветет миндаль, И над открытым саркофагом Могильный ангел смотрит в даль, – так Александр Блок изобразил торжество жизни в этот миг, миг, который можно воспринять как кончину. Перейдя в мир иной, мир горний, Богородица не только не оставила людей в одиночестве, наоборот, она усыновила всех нас – объяв всех, даже самых отъявленных грешников, Своею Любовью как Покровом. Отныне Богородица стала Матерью нам всем – нашей Милостивой Спасительницей и Заступницей.

"Теплой Заступницей мира холодного" назвал Богородицу другой поэт – Михаил Лермонтов. И это так. Одна из самых любимых молитв у людей – это "Песнь Пресвятой Богородице". Знаменитая Ave, Maria, если на латыни. Происхождение молитвы, известной еще с первых веков христианства, уникально. Ее первые слова: "Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах..." – это приветствие архангела Гавриила (того самого!) в момент, когда он сообщал Деве Марии весть о том, что Она родит Сына Божия. А продолжение молитвы – слова праведной Елисаветы, исполнившейся Духа Святого. Елисавета была матерью пророка Иоанна и родственницей Девы Марии. Евангелист Лука так описывает по-человечески очень понятную встречу двух беременных родственниц. "Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?"

Вот эти слова приветствия, с которыми, по наитию Святого Духа, Елисавета обратилась к Деве Марии, продолжая приветствие архангела Гавриила, ложатся в основу первой богородичной молитвы, называемой "Песнь Пресвятой Богородицы". То есть эта молитва пришла к нам из мира горнего, и каждый раз, повторяя ее, мы возвращаем эти слова в то небо, откуда они были ниспосланы.

Молитвы к Богородице

Заступнице усердная, благоутробная Господа Мати, к Тебе прибегаю аз окаянный и паче всех человек грешнейший; вонми гласу моления моего, и вопль мой и стенание услыши. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, всеблагая и милосердая Владычице, не презри мене отчаяннаго и во гресех погибающаго; помилуй мя, кающагося во злых делех моих, и обрати на путь правый заблудшую, окаянную душу мою. На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О детях. Прошение к Богородице

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещенных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их во страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим.

Краткая молитва к Божьей Матери

Пресвятая Богородица, спаси нас!

По материалам:

Антон Скрипунов – https://ria.ru/religion/20170828/1501181278.html

http://www.interfax-religion.ru/?act=print&div=18747


Tags: православие в России
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo iov75 january 27, 2014 19:35 6
Buy for 20 tokens
Существует две точки зрения на Апокалипсис. Первая, если так можно выразиться - «статичная». То есть, существует день и час, когда эта «космическая» драма с неотвратимостью «домоклова меча» обрушится на головы бесчисленных сонмов грешников. Вторая. Опять…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments