"Теплая Заступница мира холодного" или Вторая Пасха... Авг. 27, 2018 в 23:11

28 августа православные отмечают великий праздник – Успение Пресвятой Богородицы. Причем праздник этот настолько важен, что не ограничен одним днем, нет. Вплоть до вечера 5 сентября в храмах будут говорить об Успении Божией Матери и читать молитвы в честь этого события...

Священный город трех религий Иерусалим дважды в год становится русским. И оба раза – на Пасху: второй Пасхой называют Успение Пресвятой Богородицы...


Андрей Рублев. Богоматерь [1408] Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире.

Как ни странно, это значимое для христианского календаря событие вообще не упоминается в Священном Писании. Известно лишь, что перед самой своей крестной смертью Иисус Христос завещал своей матери "в сыновья" апостола Иоанна, своего любимого ученика. "И с этого времени ученик сей взял Ее к себе", – пишет сам апостол в своем Евангелии...

Согласно преданию Мать Христа после распятия Своего Сына скромно жила в доме апостола Иоанна Богослова – в Иерусалиме и Эфесе (западное побережье Малой Азии), проводя время в молитве. Тоскуя и скорбя об ушедшем Сыне, Мария часто приходила на то место, где Она видела Его последний раз – на Елеонскую гору, откуда уже Воскресший Христос много лет назад вознесся на небо. Во время одной из молитв на Елеонской горе перед Богородицей предстал архангел Гавриил и возвестил Ей, что через три дня Она перейдет в вечность...

Современные богословы отмечают, что документальных свидетельств о дальнейшей судьбе Девы Марии практически нет – вплоть до V века прямые указания на него в трудах отцов Церкви отсутствуют. Между тем в католической церкви считается, что праздник Успения существовал еще со времен апостолов. Древнейшим же письменным сказанием о смерти Богородицы является трактат Transitus Sanctae Mariae, сохранившийся на греческом, латинском, сирийском и эфиопском языках. Богословы спорят о времени появления труда. Большинство из них датируют его VI веком, тогда же в церковную традицию входит празднование Успения.

Само слово "успение" переводится со старославянского как "мирная кончина". Еще одно значение – "сон". Именно так понимается в христианстве смерть – как переход из жизни земной в жизнь вечную. И на каждом богослужении верующие молятся о "христианской кончине живота – безболезненной, непостыдной, мирной".

"В течение всей жизни нашей мы рвемся к той полноте жизни, которую обещал нам Господь; знаем мы это или нет, эту полноту мы можем найти только в Боге. И вот и знавшие это святые, и верующие поистине, и колеблющиеся, и не знавшие это, и даже это всю жизнь отрицавшие, в день, когда их душа разлучится от тела, окажутся перед живым Богом, Который есть жизнь, Который есть радость, красота... На всех путях и правды, и неправды человек ищет этой полноты, этой неизреченной красоты, этого смысла и этой все побеждающей, все очищающей, все преображающей любви..." – писал о смысле праздника известный православный миссионер XX века митрополит Сурожский Антоний (Блум).

"Поэтому мы и можем праздновать сегодня полной радостью день Успения Божией Матери... Радость наша может быть совершенна, без слез, без горя: это торжество жизни; но это тоже свидетельство для нас о том, что воскресение – не пустое слово, что воскресение – не иносказание, но все мы по слову Божию воскреснем и войдем в полноте нашего человечества и душой, и духом, и плотью в вечность, в радость вечную Господа нашего", – отмечал он.

Говоря об истории праздника, Церковь опирается на апокрифическую историю, отраженную в Transitus Sanctae Mariae. По ней к моменту смерти Богородица жила в Иерусалиме и часто посещала Голгофу и место воскресения своего сына. Однажды ей явился архангел Гавриил (тот, кто возвестил, что ей предстоит родить Христа) и сказал, что через три дня она "отойдет ко Христу Богу" и в подтверждение своих слов вручил ветвь с райского дерева, указав нести ее во время погребения перед телом...

Ее спеленутое тело Сложили в молодом лесу. Оно от мук помолодело, Вернув бывалую красу. Уже не шумный и не ярый, С волненьем, в сжатые персты В последний раз архангел старый Влагает белые цветы, – это Александр Блок, сумевший удивительно тонко передать нам сразу два мотива Успения Пресвятой Богородицы: сдержанную печаль расставания, печаль неизбежную, когда мы теряем того, кто нам близок. И тихую, еще неясную радость от того, что сердце ощущает: это расставание не навечно, за этим расставанием тайна, и оно еще обернется встречей...

Как и предрек архангел Гавриил, Успение случилось на третий день.

Внезапно горница, где находились Богородица и апостолы, озарилась светом, и все увидели Христа в сиянии божественной славы. Со страхом и трепетом смотрели апостолы на это чудное явление и видели, как душа Божией Матери разлучилась с телом и Христос принял ее в Свои руки. Как некогда Богоматерь держала на руках Младенца Иисуса, так теперь Ее Сын и Бог, спустившийся с небес к Ее смертному одру, принимал на Свои руки маленькую и хрупкую душу Марии, родившуюся в новую жизнь. Такой, в виде спеленатого младенца, изображается душа Богородицы на православных иконах праздника.

В Иерусалиме собрались все апостолы (кроме Фомы) и совершили погребение Богородицы в Гефсиманском саду, где любил молиться ее сын и где были похоронены ее родители – Иоаким и Анна. Согласно преданию, мимо процессии с телом проходил первосвященник Афоний, сильно ненавидевший христиан. Он попытался опрокинуть одр, но его руки были невидимым образом отсечены. Кроме того, чтобы помешать погребению, к процессии направили стражу, но ложе с Девой Марией и апостолов "точно стена окружило облако".

Спустя три дня апостол Фома, не успевший на погребение, попросил открыть гробницу, чтобы проститься с Богородицей. "Когда святые апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, – остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы", – писал святитель Димитрий Ростовский.

В тот же день во время вечерней трапезы ошеломленным ученикам явилась сама Богоматерь и приветствовала их словами: "Радуйтесь! – ибо я с вами во все дни". Считается, что именно с этого момента Богородица стала главной помощницей людей – христиане верят, что к ее ходатайствам прислушивается сам Господь.

Интересно, но, в отличие от истории погребения, местонахождение самой гробницы известно еще с I века благодаря письмам Дионисия Ареопагита. В 326 году царица Елена, мать императора Константина, построила на этом месте базилику, просуществовавшую до XI века.

Храм, существующий и по сей день, был восстановлен крестоносцами. Он находится под землей – вниз ведут 50 ступеней. Сама часовня с камнем, на который было положено тело, имеет крестообразную форму. В южной части часовни есть даже есть специальный придел для мусульман, которые также почитают Деву Марию.

"Церковный год заканчивается праздником Успения Пресвятой Богородицы, а начинается празднованием ее Рождества (21 сентября. – Прим. ред.). Церковный индикт (календарь) снова раскроет перед нами картину нашего спасения. Богослужебный орнамент, которым полна церковная традиция, не есть просто эстетический, абстрактный узор. Каждый церковный праздник – не просто день в календаре. Он наполнен символикой, которая есть некий мост между разными реальностями. Суть праздника всегда – вторжение в жизнь мира Божественной жизни и ответ людей на это вторжение", – объясняет протоиерей Александр Рябков.

Богослужения в праздник Успения священники совершают в голубых облачениях. Этот цвет – Богородичный – символизирует небесную чистоту и непорочность. Вечером накануне 28 августа из алтаря в центр храма, как и перед Пасхой, выносят плащаницу – большую икону, на которой изображена лежащая во гробе Богоматерь. А 28 или 29 августа совершается чин Ее погребения. Верующие как бы становятся участниками тех событий: как в Страстную пятницу, когда совершается чин погребения Христа. Это еще одно свидетельство родства двух праздников. Как и то, что Успение Богородицы предваряет двухнедельный строгий пост.

В католической церкви к празднику Успения (отмечается 15 августа. – Прим. ред.) добавились еще две даты: Вознесение Девы Марии и ее Коронование. Но это сравнительно недавняя традиция.

На Руси же Успение всегда было одним из самых любимых праздников. Ему посвящены самые известные храмы – начиная от знаменитой Десятинной церкви, заканчивая Успенским собором Московского Кремля. В честь Успения Богородицы множество сел на Руси назывались Успенскими, Успеньями, Успенками. Успенский – одна из самых распространенных русских фамилий. Почему именно этот праздник так приглянулся нашим предкам – тоже большая загадка...

"И стражей вечному покою Долины заступила мгла. Лишь меж звездою и зарею Златятся нимбы без числа. А выше, по крутым оврагам Поет ручей, цветет миндаль, И над открытым саркофагом Могильный ангел смотрит в даль, – так Александр Блок изобразил торжество жизни в этот миг, миг, который можно воспринять как кончину. Перейдя в мир иной, мир горний, Богородица не только не оставила людей в одиночестве, наоборот, она усыновила всех нас – объяв всех, даже самых отъявленных грешников, Своею Любовью как Покровом. Отныне Богородица стала Матерью нам всем – нашей Милостивой Спасительницей и Заступницей.

"Теплой Заступницей мира холодного" назвал Богородицу другой поэт – Михаил Лермонтов. И это так. Одна из самых любимых молитв у людей – это "Песнь Пресвятой Богородице". Знаменитая Ave, Maria, если на латыни. Происхождение молитвы, известной еще с первых веков христианства, уникально. Ее первые слова: "Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах..." – это приветствие архангела Гавриила (того самого!) в момент, когда он сообщал Деве Марии весть о том, что Она родит Сына Божия. А продолжение молитвы – слова праведной Елисаветы, исполнившейся Духа Святого. Елисавета была матерью пророка Иоанна и родственницей Девы Марии. Евангелист Лука так описывает по-человечески очень понятную встречу двух беременных родственниц. "Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?"

Вот эти слова приветствия, с которыми, по наитию Святого Духа, Елисавета обратилась к Деве Марии, продолжая приветствие архангела Гавриила, ложатся в основу первой богородичной молитвы, называемой "Песнь Пресвятой Богородицы". То есть эта молитва пришла к нам из мира горнего, и каждый раз, повторяя ее, мы возвращаем эти слова в то небо, откуда они были ниспосланы.

Молитвы к Богородице

Заступнице усердная, благоутробная Господа Мати, к Тебе прибегаю аз окаянный и паче всех человек грешнейший; вонми гласу моления моего, и вопль мой и стенание услыши. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, всеблагая и милосердая Владычице, не презри мене отчаяннаго и во гресех погибающаго; помилуй мя, кающагося во злых делех моих, и обрати на путь правый заблудшую, окаянную душу мою. На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О детях. Прошение к Богородице

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещенных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их во страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим.

Краткая молитва к Божьей Матери

Пресвятая Богородица, спаси нас!

По материалам:

Антон Скрипунов – https://ria.ru/religion/20170828/1501181278.html

http://www.interfax-religion.ru/?act=print&div=18747


promo iov75 january 4, 2012 19:41 Leave a comment
Buy for 20 tokens
Внутреннее пространство романских храмов украшалось настенными росписями — фресками и скульптурными рельефами. Центральное место в романской живописи и скульптуре занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном Божьем могуществе (Христос во славе, Страшный суд и т.п.).…