iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

Промысел Бога или нерассказанная история



Богослов Владимир Николаевич Лосский в "Догматическом богословии", дает такое определение Промысла Бога  о мире и человеках:
-  Промысел Божий – есть согласование Божественной воли и человеческой свободы, в предвидение свободных действий твари ("твари" от слова "творение").
Ключевой момент ... СОГЛАСОВАНИЕ, это то, что религиозные мудрецы называют - синергией (со-работничество Бога и человека). То есть, без "органичного" согласования - Промысел дает пробуксовку. "Без меня, меня Бог спасти не может". Предвидение Бога, в контексте своеволия и бунта "против небес",  простое знание причинно-следственной связи с неизбежным и роковым финалом.
Богословы говорят о принципиальном нежелании Бога нарушать:
а) свободный выбор (волю?) человеков;
б) использовать внешне-силовое давление.
Правда, это не согласуется с библейским повествованием о всемирном потопе и грядущем (неизбежном) апокалипсисе. В контексте этих глобально-трагических событиях - роль и выбор человеков сводится к нулю. Думаю, что принципиальная неспособность (испорченность?) человеков (без внешнего участия Бога) преобразить, гармонизировать мир и общества - является главной причиной и условием для этого вмешательства. Процитирую из своего старого поста: " Конец света или Соблазн апокалиптики. "
-   Действительно, с каждым годом в мире становится не спокойнее и опаснее жить. Мировые новости пестрят авариями, крушениями, катастрофами; аномалиями, стихиями и катаклизмами; терактами, конфликтами, военными действиями и боевыми столкновениями. Всё это происходит на фоне дальнейшего всеобщего падения нравов, морали и культуры, не говоря уже о духовности человечества. Растут насилие, жестокость, подавление, эксплуатация, несправедливость и расчётливость. Стираются границы, национальные и культурные различия; мир всё более превращается в гигантский муравейник, копошащийся в одних ритмах и по одним законам абсурда.  Технологическая мощь достигнутая современными гигантами тела и пигмеями духа и, давшая неограниченные возможности влиять как на природу, так и на потенциальное будущее всей нашей истории, только усиливают нашу ответственность. Беда в том, что уродливый перекос в сторону одной из крайностей (автономности человеческого бытия), столь свойственный современному категорическому сознанию, вносит дисбаланс и хаос в формирующийся мир будущего. У христианства был исторический шанс (абсолютная гегемония над телом и духом человека, а также его возможным загробным будущем) реализовать свои духовно-нравственные идеалы (Средневековье и отчасти Возрождение) и свободно-творческое со-работничество человека с природой и Богом. Увы, перекос в сторону религиозной фатальности (мир как жестко-структурирования и вечная социальная пирамида), а не декларируемой свободы, стал началом... исторического конца культурно-мировоззренческого доминирования - гармоничного со-существования. (До локковского "человек - человеку волк", оставался маленький шажок).  В свою очередь наука, индифферентная по отношению к духовно-нравственному   фундаментальному человеческому началу (игнорируя эту генетически необходимую функцию), давшая человеку ощущения всемогущества и автономности бытия, принесла больше горя, чем постулируемых ею ценностей и идеалов.  Таким образом, перекос в эту крайность, дал  негативный опыт того, как "нечеловеческий мир" торжествует над человеком. Проблема в том, как совместить эти две парадигмы и два фундаментальных, а по сути единых начала?"  Конец цитаты.
По сути, Промысел Бога - эта нерассказанная история о возможном со-работничества двух творческих начал. Абсолютного и ограниченного (но, потенциально-бесконечного по своим возможностям). Поскольку главное условие: "согласование Божественной воли и человеческой свободы..." (двух личностных начал), остается невостребованным и нереализуемым.  Скорее, можно говорить о ПРОТИВОСТОЯНИИ!
iov75

Tags: богословие, размышления, человек и Бог
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo iov75 april 19, 2020 13:34 10
Buy for 40 tokens
Первая решительная победа жизни над смертью. Непрерывная война между ними – между живым духом и мертвым веществом – образует, в сущности, всю историю мироздания. Хотя и много насчитывалось побед у духа до Воскресения Христова, но все эти победы были неполные и нерешительные, только…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment