Богослов Владимир Николаевич Лосский в "Догматическом богословии", дает такое определение Промысла Бога о мире и человеках:
- Промысел Божий – есть согласование Божественной воли и человеческой свободы, в предвидение свободных действий твари ("твари" от слова "творение").
Ключевой момент ... СОГЛАСОВАНИЕ, это то, что религиозные мудрецы называют - синергией (со-работничество Бога и человека). То есть, без "органичного" согласования - Промысел дает пробуксовку. "Без меня, меня Бог спасти не может". Предвидение Бога, в контексте своеволия и бунта "против небес", простое знание причинно-следственной связи с неизбежным и роковым финалом.
Богословы говорят о принципиальном нежелании Бога нарушать:
а) свободный выбор (волю?) человеков;
б) использовать внешне-силовое давление.
Правда, это не согласуется с библейским повествованием о всемирном потопе и грядущем (неизбежном) апокалипсисе. В контексте этих глобально-трагических событиях - роль и выбор человеков сводится к нулю. Думаю, что принципиальная неспособность (испорченность?) человеков (без внешнего участия Бога) преобразить, гармонизировать мир и общества - является главной причиной и условием для этого вмешательства. Процитирую из своего старого поста: " Конец света или Соблазн апокалиптики. "
- Действительно, с каждым годом в мире становится не спокойнее и опаснее жить. Мировые новости пестрят авариями, крушениями, катастрофами; аномалиями, стихиями и катаклизмами; терактами, конфликтами, военными действиями и боевыми столкновениями. Всё это происходит на фоне дальнейшего всеобщего падения нравов, морали и культуры, не говоря уже о духовности человечества. Растут насилие, жестокость, подавление, эксплуатация, несправедливость и расчётливость. Стираются границы, национальные и культурные различия; мир всё более превращается в гигантский муравейник, копошащийся в одних ритмах и по одним законам абсурда. Технологическая мощь достигнутая современными гигантами тела и пигмеями духа и, давшая неограниченные возможности влиять как на природу, так и на потенциальное будущее всей нашей истории, только усиливают нашу ответственность. Беда в том, что уродливый перекос в сторону одной из крайностей (автономности человеческого бытия), столь свойственный современному категорическому сознанию, вносит дисбаланс и хаос в формирующийся мир будущего. У христианства был исторический шанс (абсолютная гегемония над телом и духом человека, а также его возможным загробным будущем) реализовать свои духовно-нравственные идеалы (Средневековье и отчасти Возрождение) и свободно-творческое со-работничество человека с природой и Богом. Увы, перекос в сторону религиозной фатальности (мир как жестко-структурирования и вечная социальная пирамида), а не декларируемой свободы, стал началом... исторического конца культурно-мировоззренческого доминирования - гармоничного со-существования. (До локковского "человек - человеку волк", оставался маленький шажок). В свою очередь наука, индифферентная по отношению к духовно-нравственному фундаментальному человеческому началу (игнорируя эту генетически необходимую функцию), давшая человеку ощущения всемогущества и автономности бытия, принесла больше горя, чем постулируемых ею ценностей и идеалов. Таким образом, перекос в эту крайность, дал негативный опыт того, как "нечеловеческий мир" торжествует над человеком. Проблема в том, как совместить эти две парадигмы и два фундаментальных, а по сути единых начала?" Конец цитаты.
По сути, Промысел Бога - эта нерассказанная история о возможном со-работничества двух творческих начал. Абсолютного и ограниченного (но, потенциально-бесконечного по своим возможностям). Поскольку главное условие: "согласование Божественной воли и человеческой свободы..." (двух личностных начал), остается невостребованным и нереализуемым. Скорее, можно говорить о ПРОТИВОСТОЯНИИ!
Journal information