iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

Антроподермический переплёт. Как звучит-то ... заумно и таинственно

Антроподермический переплёт - это книжный переплёт, изготовленный из человеческой кожи.


Илл: экспонат Библии, Гарвард.

СТРАШНЫЕ КНИГИ

К началу XVIII века страны Западной Европы переживали бурную перестройку общества. Этот период назвали эпохой Просвещения. В это «просвещённое» время в Европе, как ни странно, получили распространение весьма мрачные вкусы. Так, многие библиофилы, соперничая друг с другом в приобретении редких образцов книг с изящными и оригинальными переплётами, выбирали переплёты… из человеческой кожи!

Мастера своего дела

Искусство изготовления книжных переплётов всегда было востребованным. Оно рождалось в стенах христианских монастырей, где для богослужебных книг изготовлялись переплёты из дерева — крышки, а их поверхность украшалась резьбой, покрывалась бархатом или кожей и обвивалась украшениями из слоновой кости, драгоценных металлов и камней. Украшение переплётов было тогда занятием ювелиров и стоило больших денег.
Для «домашнего обихода» в Средние века книжные переплёты обтягивались кожей, как правило, бычьей, снабжались металлическими уголками и застёжками. Часто кусок брали такой большой, что всю книгу можно было завернуть в кожу и завязать узлом, чтобы повесить себе на пояс, отправляясь в дорогу.
Творчество переплётчиков достигло совершенства на севере Италии. Миланские мастера украшали обложки книг многочисленными фигурными композициями и медальонами, используя тиснение, мозаику и позолоту. Свою технику они перенесли во Францию, и с XVI столетия французские переплёты стали образцовыми. Самыми любимыми были изображения кружевных узоров, цветов, лавровых веток и разнообразных завитков.
Желание впечатлить оставалось неизменным. Неслучайно во многих западноевропейских книжных коллекциях сохранились образцы нетрадиционных переплётов, выполненных в разных обстоятельствах. Так, в Париже, в музее Карнавале, хранится датированный 1793 годом небольшой томик Конституции Первой французской республики, переплетённый в человеческую кожу и поступивший в музей из библиотеки Тюрго.

Плоды революции

Эта техника была официально разрешена в XVII веке. Она получила большую популярность во времена Великой французской революции и оставалась такой среди высших сословий даже в XIX веке. Обычно таким образом переплетались книги по анатомии, завещания, судебные решения. Конечно, существовало множество легенд, связанных с данной техникой, почти все из них отражали её в чёрном свете и осуждали.
Барон д’Ольн, или Анн Робер Жак Тюрго, французский государственный деятель, экономист и разносторонний учёный, был автором сочинений по языкознанию, философии, истории, географии, политике, религии. Он участвовал в создании Энциклопедии» Дидро и д’Аламбера и по роду своей многообразной деятельности собрал большую коллекцию книг. Он не дожил нескольких лет до Французской революции 1789 года, и, возможно, томик конституции попал в его коллекцию позднее от наследников.
В другом хранилище, в музее города Нанта, есть барабан, изготовленный из кожи ярого роялиста, завещанной им для того, чтобы в ходе контрреволюции призывать в поход монархистов против республиканцев.
Нант, как и Париж, пережил ужасы революционного бунта. В 1792 году из разграбленного местного собора Святых Петра и Павла восставшими был извлечён драгоценный реликварий из золота и эмали, в котором хранилось сердце королевы Франции Анны Бретонской, ставшее символом Бретани — провинции, где родилась Анна. Сердце королевы просто выбросили (оно так и не было найдено), а золотой сосуд отправили на переплавку на монетный двор. К счастью, его удалось спасти.

Усеянный звёздами

В эпоху Просвещения — идейного течения, основанного на убеждении в решающей роли разума и науки в познании подлинной природы человека, — в Англии хирург Джон Хантер, один из основоположников экспериментальной патологии, переплетал свои медицинские книги в кожу тех людей, чьи трупы ему приходилось вскрывать.
В библиотеке английского герцога Мальборо хранятся два тома, переплетённые в кожу колдуньи Мэри Ратмен, казненной за убийство в начале XIX века. В другой английской библиотеке многотомный судебный отчёт по громкому делу Кордье, обвинённого в убийстве, переплетён в кожу самого убийцы.
Ещё одно известное «завещание» приобрёл в конце XIX столетия французский астроном, основатель журнала «Астрономия» и автор научно-популярных книг Камиль Фламмарион. Все его труды неоднократно издавались в России, ведь в них, рассчитанных на широкий круг читателей, доступно раскрывались тайны космоса.
Фламмарион, часто разъезжая с лекциями, самозабвенно рассказывал о фантастической красоте внеземных миров и вероятности жизни на других планетах. Собирая разного рода информацию, поступавшую, в частности, от многочисленных корреспондентов, Фламмарион сделал знаменательный вывод о том, что душа человека остаётся жива после смерти плоти, но «бесплотный дух не заключён в нашем пространстве, он живёт в четвёртом измерении, в гиперпространстве».
У выдающегося астронома, к тому же обладавшего весьма эффектной внешностью, было множество поклонников, особенно среди женщин. Среди последних — одна молодая особа, которая оставила о себе долгую память в его жизни.
28-летняя графиня Санаба всё свободное время проводила за усердным изучением звёздного неба.
Сочинения Фламмариона её особенно увлекали, и она попросила своего супруга, который был намного старше её, пригласить знаменитого мэтра провести весной несколько дней в их замке в горах на юге Франции. Учёный приехал, и как-то раз графиня призналась ему в том, что страдает, но не от любви (в этом она не созналась), а чахоткой. Она хладнокровно заметила, что кончина её близка, и добавила: «Я вам впоследствии сделаю подарок, а вы меня очень оскорбите, если не примете его».
Вскоре Фламмарион уехал в Жювизи (пригород Парижа), где находилась устроенная им обсерватория, и совершенно забыл о таинственном обещании его почитательницы. Но однажды на его имя пришёл пакет с письмом, обрамлённым траурной каймой. Астроном вынул из пакета кусок… белой толстой кожи. Письмо, написанное врачом графини, гласило: «Я исполняю желание умершей… Я должен был ей поклясться, что перешлю вам на другой день после её смерти кожу с её плеч, которою вы так любовались при вашем посещении. Она желает, чтобы вы переплели в эту кожу первый экземпляр вашего сочинения, издаваемого вами после её смерти».
Фламмарион не побрезговал и принял «подарок». Он вручил его одному кожевнику, и тот тщательно обрабатывал кожу в течение трёх месяцев. Затем учёный велел переплести в неё одно из своих сочинений — «Звёзды и достопримечательности неба». Обрез книги был красный, усеянный золотистыми звёздами. На переплёте золотыми буквами были напечатаны слова: «В воспоминание об умершей».
Душа усопшей графини никогда не беспокоила Фламмариона ни в снах, ни наяву — видимо, умиротворенная, она нашла приют в гиперпространстве. Книга Фламмариона до сих пор хранится в библиотеке покойного астронома в Жювизи.


Автор Михаил ЕФИМОВ
http://religiopolis.org/publications/12156-strashnye-knigi.html

Tags: история
Subscribe

promo iov75 november 27, 19:24 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Эсхатологические представления вырастают на базе повседневных эмпирических наблюдений, продиктованных желанием определить все возможные связи и параллели между «миром» (извечным порядком) природы и находящимся в стадии становления «миром» людей, но оформляются они на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments