С момента гибели семьи бывшего императора Николая II в 1918 г. до настоящего времени в различных российских и зарубежных изданиях появляются упоминания о так называемых “ритуальных убийствах” и участии в убийстве царской семьи неких “тайных сил”. Обширные статьи на эту тему публиковались в сборнике “Царь Колокол” , в газете “Память”
Достаточно активно вопрос о “ритуальных убийствах” обсуждается в различных общественных организациях, близких к радикальным течениям Русской Православной Церкви .
У современных писателей нередки упоминания об “изуверском каббализме” применительно к расстрелу царской семьи , обсуждаются слухи об “отделении от тела августейших голов” , тема “ритуального убийства все чаще становится предметом полемики.
Попало под удар “критики” сторонников “ритуальных действий” и следствие Генеральной прокуратуры РФ по уголовному делу об обнаружении останков царской семьи: “Весьма вероятно, что фальшивое следствие Генеральной прокуратуры РФ, возглавляемое В.Н.Соловьевым, для современных адептов первобытных культов, находящихся ныне на вершине власти в России, и является тем магическим болваном, картонным терафимом или же колдовским сосудом, с помощью которого они все более и более разнуздывают стихию вопиющего государственного беззакония” , - писал о нем историк Л.Болотин.
С точки зрения закона обсуждение вопроса о “ритуальных убийствах” некорректно, поскольку существующее российское уголовное и гражданское законодательство не знает такого понятия. Российскому законодателю до 1917 г. также не было известно такое юридическое понятие, хотя существовали неоднократные попытки проведения процессов об убийствах как о преступлениях “ритуальных”. Нам неизвестно ни об одном следственном деле или судебном процессе о “ритуальных убийствах”, возникшем после октября 1917 г. Характерно, что такие процессы не проводились даже в фашистской Германии, где евреи преследовались повсеместно.
Учитывая общественную значимость настоящего дела, автор счел возможным провести анализ следственных материалов на предмет соответствия обстоятельств гибели семьи Николая II бытовавшим и бытующим в мире понятиям о “ритуальном убийстве”.
История возникновения “кровавого навета”
Человеческие жертвоприношения были широко распространены в Древнем мире. Достаточно много упоминаний о них у Геродота, других античных авторов. Особенно кровавыми такие жертвоприношения были в древнем Карфагене, Ассирии, у инков, в Индии. Людоедство с признаками определенного “ритуала вкушения” человеческого мяса отмечалось в ходе судебных процессов в отношении японских офицеров в ходе Второй мировой войны. Отмечаются жертвоприношения и на территории языческой Руси. Обвинения в использовании человеческой крови довольно широко были распространены на Ближнем Востоке. Первое упоминание о “ритуальных убийствах”, совершенных иудеями, относится, видимо, к 170 г. до н.э., когда правитель эллинистической Сирии Антиокус Эпифанус приказал осквернить еврейский храм в Иерусалиме. Древнегреческий автор Апион оправдывал действия правителя тем, что якобы Антиокус нашел в храме греческого пленника, который объяснил, что каждый год евреи захватывают грека-иностранца, откармливают его на убой, а потом ведут в какой-то лес, где и приносят того в жертву, затем вкушают внутренности погибшего и дают клятву всегда ненавидеть греков. В этом случае не упоминается о человеческой крови, цель рассказа - противопоставить евреев грекам. Следующий случай “ритуального” убийства упоминается через 579 лет в 419 г. в Сирии, где якобы во время праздника Пурим евреи убили христианского мальчика . В промежутке между этими датами тысячи христиан прошли чрез “судилища” и погибли якобы за ритуальное использование крови, в чем они обвинялись “язычниками”, хотя никаких объективных доказательств их “преступлений” не было найдено. Основанием для репрессий в отношении христиан послужили превратно понятые слова Иисуса Христа: “Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие” (Иоанн 6, 53-55).
Иудаизм подчеркнуто отрицательно относился к употреблению крови. Библия наложила строгий запрет на употребление крови как пищи: “...Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится” (Левит 17, 14). Поиски “обоснования ритуальных убийств” у евреев в различных священных книгах (Торе, Талмуде и других) не дали результата. До настоящего времени для иудаизма характерна целая система запретов, связанных с употреблением в пищу продуктов, содержащих кровь. Даже куриное яйцо, в котором имеется капелька крови, считается непригодным для еды.
В течение более чем 600 лет обвинения в “ритуальных убийствах” против евреев не возникали, хотя в ряде стран (например, в Испании) евреи жили бок о бок с христианами под властью мусульман и не пользовались особыми привилегиями. В той же Испании евреи время от времени получали власть над христианами, но массовых гонений и “ритуальных убийств” при этом не наблюдалось.
Следующие обвинения в “ритуальных убийствах” возникли в отношении евреев только в средневековье, когда широкое распространение получили разнообразные обвинения лиц разных национальностей в колдовстве и магии. Применение пыток “гарантировало” получение необходимого признания при самых фантастических обвинениях. Рассматривая события в историческом контексте, можно сказать, что популярный религиозный миф о “ритуальных убийствах” говорил скорее не об их существовании, а о страхе и предрассудках христианских общин тех времен. Общество приписывало оккультные способности любой исключительной группе: старикам, детям, прокаженным, уродам, сумасшедшим, мусульманам, евреям.
Не понимая природу возникновения и распространения болезней, например, во Франции в 1321 г. во время пандемии чумы, власти считали распространение болезни происками сарацинов, христианских отступников и евреев. Под пыткой были даже установлены составляющие части “отравы” (головы змей, ноги жаб, волосы женщины, бездрожжевой хлеб и другие).
В то же время нужно отметить, что, несмотря на распространение версии о “ритуальных убийствах” среди широких слоев населения, власти достаточно редко проводили подобные процессы. Зачастую власти прямо осуждали попытки обвинений в “ритуальных убийствах”. Например, когда без каких-либо доказательств регенсбургские власти арестовали, заключили в тюрьму и подвергли пытке руководителей евреев этого города, император Германии Фридрих III вмешался для того, чтобы спасти невинных евреев.
В католических странах гражданские и церковные власти очень неохотно принимали обвинения в “кровавом навете". Католическая церковь признала святость только двух ритуальных жертв: Симона Трентского (больше чем через 300 лет после его смерти) и Андреаса Ринна (больше чем через 110 лет после окончания дела), когда события уже носили легендарный характер. Обычно папство твердо стояло на отрицании “ритуальных убийств”. В 1247 г. Папа Иннокентий IV обнародовал папское письмо (Lachrymabiem Judaeorum Alemannie), которое осуждало “кровавый навет” и запрещало, правда, неуспешно, духовенству разжигать эти обвинения. Были папские интердикты против “кровавого навета” в 1272 г. (Папа Григорий X), 1422 г. (Папа Мартин V) и 1540 г. (Папа Павел III). В 1759 г. евреи Польши посылали прошение Папе Бенедикту XIV, который дал заказ Кардиналу Лоренцо Ганганелли подготовить доклад на эту тему. Светские власти также неоднократно отказывались поддерживать подобные обвинения: богемский король Премысл-Оттокар II (1254 г.), германские императоры Фридрих III (1470 г.), Карл V (1544 г.), Максимилиан II (1566 г.), венецианский дож Пьетро Мосенего (1475 г.), польские короли Болеслав (1264 г.), Казимир III, (1334 г.), Казимир IV (1453 г.), Стефан Батор (1576 г.) и даже турецкий султан Абд ал Мажид (1840 г.). Многие известные ученые отвергали эти обвинения, например, Гуго Гротис, Дж.-Х. Вансеил, Э.Ренан и другие. Все эти авторитеты понимали настоящие причины обвинения: религиозное суеверие, стремление захватить еврейское имущество.
В Восточной Европе процессы, связанные с так называемыми “ритуальными убийствами”, начинаются гораздо позже, чем в Западной. В Польше они почти не были известны до XIV в. Впервые сведения о “ритуальных убийствах” появилась в России после раздела Польши и присоединения ее части к России в XVIII в. Одним из первых представителей России, кто познакомился с материалами на эту тему, был генерал-прокурор Державин Г.Р. В 1799 г. четыре еврея в Сенненском уезде в Белоруссии были арестованы в связи с тем, что перед еврейской Пасхой возле кабака нашли погибшую молодую девушку. Тело женщины, руки и ноги были исколоты, но следов крови не обнаружили. Г.Р.Державин подготовил большой доклад о евреях, живущих на присоединенных территориях, упомянув и об этом случае . С момента вхождения Польши в Россию до 1817 г. судами рассматривались материалы о 5-ти случаях “ритуальных убийств”. Ни одно из них не было доказано.
28 февраля 1817 г. последовало “высочайшее повеление”, в котором императором Александром I говорилось: “...Чтобы евреи не были обвиняемы в умерщвлении христианских детей по одному предрассудку, что они имеют нужду в христианской крови, а что если бы где случилось смертоубийство и подозрение падало на евреев, - без предубеждения, однако же, что они сделали сие для получения христианской крови, то было бы производимо следствие на законном основании и проч.” . Несмотря на царский указ, ритуальные обвинения продолжали появляться в провинциях. Для своего времени самым известным стал так называемый “Велижский процесс” об убийстве двух крестьянских мальчиков в Велиже в 1817 году. Обвинение по нему не было доказано. В конце концов, Сенат оправдал обвиняемых и сослал обвинителей в Сибирь за ложные показания .
Император Николай I утвердил оправдательный для евреев вердикт, но высказал следующее типичное для него и эпохи соображение: “Разделяя мнение Государственного совета, что в деле сем по неясности законных доводов, другого решения последовать не может как то, которое в утвержденном мной мнении изложено, считаю однако нужным прибавить, что внутреннего убеждения, что убийство евреями произведено не было, не имею и иметь не могу. Неоднократные примеры таких умерщвлений с теми же признаками, но всегда непонятными по недостатку законами требуемых доказательств, и даже ныне производимое весьма странное дело в Житомире, доказывает, по моему мнению, что между евреями существуют, вероятно, изверги или раскольники, которые христианскую кровь считают нужной для своих обрядов, - сие тем более возможным казаться может, что к несчастью и среди нас, христиан, существуют иногда такие секты, которые не менее ужасны и непонятны, н.п. сожигальщики и самоубийцы, которых неслыханный пример был уже при мне в Саратовской губернии. Словом, не думая отнюдь, чтобы обычай сей мог быть общим евреям, не отвергаю, однако, чтобы среди них не могли быть столь же ужасные изуверы, как и между нас, христиан» . Министр внутренних дел отозвался на мнение царя и поручил чиновникам в его министерстве подготовить доклад о “ритуальных убийствах”: “Розыскание об убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их”. Отчет включает в себя список 134 “случаев злодейского изуверства евреев”, вместе с Велижским .
Самое известное уголовное дело о “ритуальном убийстве” в дореформенном суде - “Саратовское дело” (1853-1862), когда еврейский солдат был арестован и признан виновным. С сегодняшних позиций в нем трудно усмотреть какую-то “ритуальность”. Тем не менее государство учредило особую комиссию для исследования обвинения.
Первое дело о “ритуальном убийстве” новой послереформенной судебной системой было проведено в 1879 г. в Кутаиси, когда власти арестовали девять евреев-хасидов по обвинению в убийстве девушки Сарры Мобадзе. Все обвиняемые были оправданы.
Наиболее известное и последнее из упоминавшихся среди “ритуальных убийств” ХХ века так называемое “Дело Бейлиса”. 20 марта 1911 г. в небольшой пещере на окраине г. Киева был обнаружен труп мальчика Андрея Ющинского, на голове и теле которого имелись ранения, но следов крови в пещере не обнаружили. Подозрение пало на управляющего кирпичным заводом еврея Бейлиса. В связи с тем что не имелось веских доказательств участия Бейлиса в убийстве, он был оправдан, тем не менее дело вызвало ожесточенную дискуссию о его “ритуальности”. Специально приглашенные эксперты по вопросам “ритуальных убийств” не смогли дать убедительных ответов на вопросы суда.
Как правило, преступления о “ритуальных убийствах” оставались нераскрытыми. Нераскрытые тяжкие преступления давали волю фантазии. В.И.Даль сетует на то, что “слабое, неудовлетворительное розыскание следователей, разные ухищрения и уловки жидов, наглое и упорное запирательство их, нередко подкуп, уверенность большей части образованных людей, что обвинение это есть гнусная клевета (...) спасали евреев доселе каждый раз от заслуженной казни...” .
В.И. Даль приводит 20-ть случаев “ритуальных убийств” с начала XIX в. по 1844 г. Ни по одному из них не была доказана причастность конкретных лиц к совершению преступлений.
Убийства XVIII-XX вв., которые относили к “ритуальным”, резко отличались друг от друга по ряду признаков. Прежде всего, характеристикой потерпевших. Среди погибших дети и взрослые, мужчины и женщины, убийство их, как правило, не приурочено к какой-то определенной дате или празднику, эти преступления разнообразны по исполнению.
Почти все трупы по данным убийствам найдены либо в поле, либо в воде. Свидетели преступления, как правило, отсутствовали. Многие трупы найдены спустя значительное время после смерти. Работа с трупами, обнаруженными в воде и на открытой местности, и сейчас представляет большие сложности для следователей и судебных медиков - на трупах появляются дополнительные повреждения, причиненные дикими животными и насекомыми, другими природными факторами. Эти раны и посмертные изменения зачастую трудно отличить от повреждений острыми и режущими орудиями - например, следы зубов мышей, крыс, собак, повреждения, причиненные рыбами, раками и др. Распространенность в данной местности слухов о “ритуальных убийствах” легко могла натолкнуть следователей и население на мысли в “определенном русле”. О делах, проведенных до XVIII в., судить сложно, поскольку следственными органами для получения показаний активно применялись пытки, которые вносили свои “коррективы” в показания обвиняемых.
Если придерживаться признаков, приведенных авторами, отстаивающими существование “ритуальных убийств”, то и сейчас под эту категорию можно подогнать большое число преступлений, причем преступниками будут лица самых различных национальностей и вероисповеданий, особенно из числа лиц с отклонениями в психике.
Ни одно из отмеченных в XVIII-XX вв. умышленных убийств на территории России не дает веских оснований для отнесения их к разряду совершенных евреями “ритуальных убийств”.
Journal information