iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

Проверка версии о так называемом “ритуальном убийстве” ...

Проверка версии о так называемом “ритуальном убийстве” семьи российского императора Николая II и лиц из его окружения в 1918 году

С момента гибели семьи бывшего императора Николая II в 1918 г. до настоящего времени в различных российских и зарубежных изданиях появляются упоминания о так называемых “ритуальных убийствах” и участии в убийстве царской семьи неких “тайных сил”. Обширные статьи на эту тему публиковались в сборнике “Царь Колокол” , в газете “Память”
Достаточно активно вопрос о “ритуальных убийствах” обсуждается в различных общественных организациях, близких к радикальным течениям Русской Православной Церкви .
У современных писателей нередки упоминания об “изуверском каббализме” применительно к расстрелу царской семьи , обсуждаются слухи об “отделении от тела августейших голов” , тема “ритуального убийства все чаще становится предметом полемики.
Попало под удар “критики” сторонников “ритуальных действий” и следствие Генеральной прокуратуры РФ по уголовному делу об обнаружении останков царской семьи: “Весьма вероятно, что фальшивое следствие Генеральной прокуратуры РФ, возглавляемое В.Н.Соловьевым, для современных адептов первобытных культов, находящихся ныне на вершине власти в России, и является тем магическим болваном, картонным терафимом или же колдовским сосудом, с помощью которого они все более и более разнуздывают стихию вопиющего государственного беззакония” , - писал о нем историк Л.Болотин.
С точки зрения закона обсуждение вопроса о “ритуальных убийствах” некорректно, поскольку существующее российское уголовное и гражданское законодательство не знает такого понятия. Российскому законодателю до 1917 г. также не было известно такое юридическое понятие, хотя существовали неоднократные попытки проведения процессов об убийствах как о преступлениях “ритуальных”. Нам неизвестно ни об одном следственном деле или судебном процессе о “ритуальных убийствах”, возникшем после октября 1917 г. Характерно, что такие процессы не проводились даже в фашистской Германии, где евреи преследовались повсеместно.
Учитывая общественную значимость настоящего дела, автор счел возможным провести анализ следственных материалов на предмет соответствия обстоятельств гибели семьи Николая II бытовавшим и бытующим в мире понятиям о “ритуальном убийстве”.

История возникновения “кровавого навета”

Человеческие жертвоприношения были широко распространены в Древнем мире. Достаточно много упоминаний о них у Геродота, других античных авторов. Особенно кровавыми такие жертвоприношения были в древнем Карфагене, Ассирии, у инков, в Индии. Людоедство с признаками определенного “ритуала вкушения” человеческого мяса отмечалось в ходе судебных процессов в отношении японских офицеров в ходе Второй мировой войны. Отмечаются жертвоприношения и на территории языческой Руси. Обвинения в использовании человеческой крови довольно широко были распространены на Ближнем Востоке. Первое упоминание о “ритуальных убийствах”, совершенных иудеями, относится, видимо, к 170 г. до н.э., когда правитель эллинистической Сирии Антиокус Эпифанус приказал осквернить еврейский храм в Иерусалиме. Древнегреческий автор Апион оправдывал действия правителя тем, что якобы Антиокус нашел в храме греческого пленника, который объяснил, что каждый год евреи захватывают грека-иностранца, откармливают его на убой, а потом ведут в какой-то лес, где и приносят того в жертву, затем вкушают внутренности погибшего и дают клятву всегда ненавидеть греков. В этом случае не упоминается о человеческой крови, цель рассказа - противопоставить евреев грекам. Следующий случай “ритуального” убийства упоминается через 579 лет в 419 г. в Сирии, где якобы во время праздника Пурим евреи убили христианского мальчика . В промежутке между этими датами тысячи христиан прошли чрез “судилища” и погибли якобы за ритуальное использование крови, в чем они обвинялись “язычниками”, хотя никаких объективных доказательств их “преступлений” не было найдено. Основанием для репрессий в отношении христиан послужили превратно понятые слова Иисуса Христа: “Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие” (Иоанн 6, 53-55).
Иудаизм подчеркнуто отрицательно относился к употреблению крови. Библия наложила строгий запрет на употребление крови как пищи: “...Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится” (Левит 17, 14). Поиски “обоснования ритуальных убийств” у евреев в различных священных книгах (Торе, Талмуде и других) не дали результата. До настоящего времени для иудаизма характерна целая система запретов, связанных с употреблением в пищу продуктов, содержащих кровь. Даже куриное яйцо, в котором имеется капелька крови, считается непригодным для еды.
В течение более чем 600 лет обвинения в “ритуальных убийствах” против евреев не возникали, хотя в ряде стран (например, в Испании) евреи жили бок о бок с христианами под властью мусульман и не пользовались особыми привилегиями. В той же Испании евреи время от времени получали власть над христианами, но массовых гонений и “ритуальных убийств” при этом не наблюдалось.
Следующие обвинения в “ритуальных убийствах” возникли в отношении евреев только в средневековье, когда широкое распространение получили разнообразные обвинения лиц разных национальностей в колдовстве и магии. Применение пыток “гарантировало” получение необходимого признания при самых фантастических обвинениях. Рассматривая события в историческом контексте, можно сказать, что популярный религиозный миф о “ритуальных убийствах” говорил скорее не об их существовании, а о страхе и предрассудках христианских общин тех времен. Общество приписывало оккультные способности любой исключительной группе: старикам, детям, прокаженным, уродам, сумасшедшим, мусульманам, евреям.
Не понимая природу возникновения и распространения болезней, например, во Франции в 1321 г. во время пандемии чумы, власти считали распространение болезни происками сарацинов, христианских отступников и евреев. Под пыткой были даже установлены составляющие части “отравы” (головы змей, ноги жаб, волосы женщины, бездрожжевой хлеб и другие).
В то же время нужно отметить, что, несмотря на распространение версии о “ритуальных убийствах” среди широких слоев населения, власти достаточно редко проводили подобные процессы. Зачастую власти прямо осуждали попытки обвинений в “ритуальных убийствах”. Например, когда без каких-либо доказательств регенсбургские власти арестовали, заключили в тюрьму и подвергли пытке руководителей евреев этого города, император Германии Фридрих III вмешался для того, чтобы спасти невинных евреев.
В католических странах гражданские и церковные власти очень неохотно принимали обвинения в “кровавом навете". Католическая церковь признала святость только двух ритуальных жертв: Симона Трентского (больше чем через 300 лет после его смерти) и Андреаса Ринна (больше чем через 110 лет после окончания дела), когда события уже носили легендарный характер. Обычно папство твердо стояло на отрицании “ритуальных убийств”. В 1247 г. Папа Иннокентий IV обнародовал папское письмо (Lachrymabiem Judaeorum Alemannie), которое осуждало “кровавый навет” и запрещало, правда, неуспешно, духовенству разжигать эти обвинения. Были папские интердикты против “кровавого навета” в 1272 г. (Папа Григорий X), 1422 г. (Папа Мартин V) и 1540 г. (Папа Павел III). В 1759 г. евреи Польши посылали прошение Папе Бенедикту XIV, который дал заказ Кардиналу Лоренцо Ганганелли подготовить доклад на эту тему. Светские власти также неоднократно отказывались поддерживать подобные обвинения: богемский король Премысл-Оттокар II (1254 г.), германские императоры Фридрих III (1470 г.), Карл V (1544 г.), Максимилиан II (1566 г.), венецианский дож Пьетро Мосенего (1475 г.), польские короли Болеслав (1264 г.), Казимир III, (1334 г.), Казимир IV (1453 г.), Стефан Батор (1576 г.) и даже турецкий султан Абд ал Мажид (1840 г.). Многие известные ученые отвергали эти обвинения, например, Гуго Гротис, Дж.-Х. Вансеил, Э.Ренан и другие. Все эти авторитеты понимали настоящие причины обвинения: религиозное суеверие, стремление захватить еврейское имущество.
В Восточной Европе процессы, связанные с так называемыми “ритуальными убийствами”, начинаются гораздо позже, чем в Западной. В Польше они почти не были известны до XIV в. Впервые сведения о “ритуальных убийствах” появилась в России после раздела Польши и присоединения ее части к России в XVIII в. Одним из первых представителей России, кто познакомился с материалами на эту тему, был генерал-прокурор Державин Г.Р. В 1799 г. четыре еврея в Сенненском уезде в Белоруссии были арестованы в связи с тем, что перед еврейской Пасхой возле кабака нашли погибшую молодую девушку. Тело женщины, руки и ноги были исколоты, но следов крови не обнаружили. Г.Р.Державин подготовил большой доклад о евреях, живущих на присоединенных территориях, упомянув и об этом случае . С момента вхождения Польши в Россию до 1817 г. судами рассматривались материалы о 5-ти случаях “ритуальных убийств”. Ни одно из них не было доказано.
28 февраля 1817 г. последовало “высочайшее повеление”, в котором императором Александром I говорилось: “...Чтобы евреи не были обвиняемы в умерщвлении христианских детей по одному предрассудку, что они имеют нужду в христианской крови, а что если бы где случилось смертоубийство и подозрение падало на евреев, - без предубеждения, однако же, что они сделали сие для получения христианской крови, то было бы производимо следствие на законном основании и проч.” . Несмотря на царский указ, ритуальные обвинения продолжали появляться в провинциях. Для своего времени самым известным стал так называемый “Велижский процесс” об убийстве двух крестьянских мальчиков в Велиже в 1817 году. Обвинение по нему не было доказано. В конце концов, Сенат оправдал обвиняемых и сослал обвинителей в Сибирь за ложные показания .
Император Николай I утвердил оправдательный для евреев вердикт, но высказал следующее типичное для него и эпохи соображение: “Разделяя мнение Государственного совета, что в деле сем по неясности законных доводов, другого решения последовать не может как то, которое в утвержденном мной мнении изложено, считаю однако нужным прибавить, что внутреннего убеждения, что убийство евреями произведено не было, не имею и иметь не могу. Неоднократные примеры таких умерщвлений с теми же признаками, но всегда непонятными по недостатку законами требуемых доказательств, и даже ныне производимое весьма странное дело в Житомире, доказывает, по моему мнению, что между евреями существуют, вероятно, изверги или раскольники, которые христианскую кровь считают нужной для своих обрядов, - сие тем более возможным казаться может, что к несчастью и среди нас, христиан, существуют иногда такие секты, которые не менее ужасны и непонятны, н.п. сожигальщики и самоубийцы, которых неслыханный пример был уже при мне в Саратовской губернии. Словом, не думая отнюдь, чтобы обычай сей мог быть общим евреям, не отвергаю, однако, чтобы среди них не могли быть столь же ужасные изуверы, как и между нас, христиан» . Министр внутренних дел отозвался на мнение царя и поручил чиновникам в его министерстве подготовить доклад о “ритуальных убийствах”: “Розыскание об убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их”. Отчет включает в себя список 134 “случаев злодейского изуверства евреев”, вместе с Велижским .
Самое известное уголовное дело о “ритуальном убийстве” в дореформенном суде - “Саратовское дело” (1853-1862), когда еврейский солдат был арестован и признан виновным. С сегодняшних позиций в нем трудно усмотреть какую-то “ритуальность”. Тем не менее государство учредило особую комиссию для исследования обвинения.
Первое дело о “ритуальном убийстве” новой послереформенной судебной системой было проведено в 1879 г. в Кутаиси, когда власти арестовали девять евреев-хасидов по обвинению в убийстве девушки Сарры Мобадзе. Все обвиняемые были оправданы.
Наиболее известное и последнее из упоминавшихся среди “ритуальных убийств” ХХ века так называемое “Дело Бейлиса”. 20 марта 1911 г. в небольшой пещере на окраине г. Киева был обнаружен труп мальчика Андрея Ющинского, на голове и теле которого имелись ранения, но следов крови в пещере не обнаружили. Подозрение пало на управляющего кирпичным заводом еврея Бейлиса. В связи с тем что не имелось веских доказательств участия Бейлиса в убийстве, он был оправдан, тем не менее дело вызвало ожесточенную дискуссию о его “ритуальности”. Специально приглашенные эксперты по вопросам “ритуальных убийств” не смогли дать убедительных ответов на вопросы суда.
Как правило, преступления о “ритуальных убийствах” оставались нераскрытыми. Нераскрытые тяжкие преступления давали волю фантазии. В.И.Даль сетует на то, что “слабое, неудовлетворительное розыскание следователей, разные ухищрения и уловки жидов, наглое и упорное запирательство их, нередко подкуп, уверенность большей части образованных людей, что обвинение это есть гнусная клевета (...) спасали евреев доселе каждый раз от заслуженной казни...” .
В.И. Даль приводит 20-ть случаев “ритуальных убийств” с начала XIX в. по 1844 г. Ни по одному из них не была доказана причастность конкретных лиц к совершению преступлений.
Убийства XVIII-XX вв., которые относили к “ритуальным”, резко отличались друг от друга по ряду признаков. Прежде всего, характеристикой потерпевших. Среди погибших дети и взрослые, мужчины и женщины, убийство их, как правило, не приурочено к какой-то определенной дате или празднику, эти преступления разнообразны по исполнению.
Почти все трупы по данным убийствам найдены либо в поле, либо в воде. Свидетели преступления, как правило, отсутствовали. Многие трупы найдены спустя значительное время после смерти. Работа с трупами, обнаруженными в воде и на открытой местности, и сейчас представляет большие сложности для следователей и судебных медиков - на трупах появляются дополнительные повреждения, причиненные дикими животными и насекомыми, другими природными факторами. Эти раны и посмертные изменения зачастую трудно отличить от повреждений острыми и режущими орудиями - например, следы зубов мышей, крыс, собак, повреждения, причиненные рыбами, раками и др. Распространенность в данной местности слухов о “ритуальных убийствах” легко могла натолкнуть следователей и население на мысли в “определенном русле”. О делах, проведенных до XVIII в., судить сложно, поскольку следственными органами для получения показаний активно применялись пытки, которые вносили свои “коррективы” в показания обвиняемых.
Если придерживаться признаков, приведенных авторами, отстаивающими существование “ритуальных убийств”, то и сейчас под эту категорию можно подогнать большое число преступлений, причем преступниками будут лица самых различных национальностей и вероисповеданий, особенно из числа лиц с отклонениями в психике.
Ни одно из отмеченных в XVIII-XX вв. умышленных убийств на территории России не дает веских оснований для отнесения их к разряду совершенных евреями “ритуальных убийств”.

Tags: религия и политика
Subscribe

promo iov75 november 5, 2013 13:14 70
Buy for 40 tokens
Печально знаменитая 58-я статья Безусловно, одной из важнейших составляющих Черного мифа репрессий в СССР является пресловутая 58-я статья УК РСФСР, по которой были осуждены подавляющее большинство «политических» (в том числе и «открыватель» темы А.Солженицын). Что же…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments