Традиционно дети в России идут в школу в возрасте семи лет. Недавно правило изменилось, теперь в школу идут с шести с половиной лет. Но всё же они приходят в школу в более старшем возрасте, чем их американские сверстники, большинство которых приходят в детский сад в пять лет. В русской школе учатся одиннадцать, а не двенадцать лет. Начальная школа охватывает классы с 1 по 4, средняя — с 5 по 9 и старшие классы 10-11. обычно начальная школа, средняя и старшие классы располагаются в одном и том же здании, в отличие от Америки, где они могут быть на расстоянии многих миль друг от друга. Школы обычно имеют номера. Габриэль ходит в школу №5. Иногда вы увидите школы, названные в чью-то честь, например «имени Пушкина» названа в честь знаменитого русского поэта. В Южной Каролине у нас была Чэндлер Грик, Скайленд, Блю Ридж и так далее. В России всё более основательно. Номера школ могут достигать трёхзначных чисел в крупных городах вроде Москвы и Петербурга.
Все школы по всей стране начинают работу в один день — 1 сентября или в «День Знаний». Дети наряжаются и приносят с собой цветы для учителей. В школе проходит большое представление. Все встречаются на школьном дворе, дети собираются по классам. Это официальное начало школьного года, а мы, родители, наблюдаем со стороны. Это очень впечатляет. Я не могу представить, сколько денег тратится на цветы ко Дню Знаний по всей России. Конечно, это просто моё западное капиталистическое любопытство. Здесь представить не могут, почему это американские школы даже в одном и том же штате начинают учебу в разные дни. Я на самом деле не знаю ответа на этот вопрос. И ещё, тут детей в школу привозят родителями. В Южной Каролине всегда был вариант школьного автобуса. Здесь дети обычно идут пешком или садятся на городской автобус. И теперь вы даже видите многочисленные автомобили у школы, когда родители подвозят детей к школе. Когда я впервые приехал сюда много лет назад, редко можно было увидеть такое. Поскольку Габриэль ходит в школу, расположенную не близко, он каждое утро идёт на автобусную остановку и садится на городской автобус. Обычно из школы его забирает дедушка и приводит домой. Если это оказывается невозможным, то либо я, либо Оксана отправляемся в школу, чтобы он шёл домой с кем-нибудь. Если мы очень заняты, она отправляет за ним такси. Стоит это чуть менее $2.00.
У детей в начальной школе один и тот же учитель все годы, пока они ходят в начальную школу. Учительницей Габриэля, когда он начал учиться в прошлом году, была Галина Михайловна. Она будет его учителем, пока он закончит начальную школу. Она учила и Оксану, когда та ходила в начальную школу! Она знает нашу ситуацию и очень добра к Габриэлю. Так что когда начался этот учебный год, мы не волновались. Он знал, что идёт к той же учительнице и в основном у него те же одноклассники, что и в прошлом году. Я полагаю, тут есть и преимущества и недостатки по сравнению с ежегодной сменой учителей и одноклассников, но для нас явно преимуществ больше.
Учащиеся в средней школе и в старших классах занимаются с той же группой учителей по различным предметам. То есть, у них один учитель по математике, другой по науке, третий и истории и так далее, но состав учителей не меняется. У них будет всё тот же учитель математики с начала средней школы и до окончания старших классов. Так же и для остальных предметов. А если возникает серьёзная проблема, то родители могут попросить другого учителя для своего класса. Однако «нормально» сохранять неизменным состав учителей.
Программа обучения во многом похоже на «упорядоченную» программу. Факультативов нет. Все учатся по одному курсу. Основные предметы и классы, в которых они преподаются: история (5-11), Обществознание (6-11), Русский язык (2-11), Русская литература (5-11), Иностранный язык, обычно английский или немецкий (2-11), Домоводство (1-11), Физкультура (1-11), Рисование (1-7), Музыка (1-7). Есть ещё чтение и письмо для младших, конечно. Математику преподают каждый год, география, биология, физика и химия начитаются в средней школе и изучаются в старших классах. Есть ещё курс, где детей учат навыкам выживания, военной подготовке и оказанию первой помощи (7-11). Поскольку одноклассники Романа уже прошли курс, а он — нет, нам пришлось воспользоваться услугами наставника, чтобы «догнать» прошлый год.
В целом я думаю, большинство американцев посчитают это весьма строгим методом обучения. Я бы ещё добавил, что школы тут занимаются обучением. Здесь нет ничего подобного «вечернему футболу в пятницу», как в Америке. И «социальные вопросы» сексуальности и половой принадлежности просто не считаются задачей школьной системы в России. В Америке у Романа в 9 классе был учитель — открытый гей. В России этого не разрешено, президента Путина за этот закон часто критикуют на Западе, но я не думаю, что положение изменится.
Ещё одно отличие в том, что ученикам начальной школы разрешено держать при себе мобильные телефоны. Им разрешается позвонить домой, если это необходимо. Опять же, я понимаю, почему в американских школах этого не дозволяют. А для нас русский вариант оказался большой подмогой. Когда Габриэль в прошлом году не мог понять слово или задание, он мог позвонить нам. Иногда учительница брала телефон и говорила с Оксаной, что прояснить то, что сбивало с толку. И сама Галина Михайловна всё время держит телефон на столе. Оксана, не колеблясь, ей звонила, если надо было-то передать. И она сразу же отвечала и никогда, кажется, не расстраивалась из-за звонка. Мы не злоупотребляем этим, но это помогает суметь что-то сделать в случае необходимости. Она сказала Оксане, что делает это потому, что всегда бывает возможно, что она немедленно нужна родителям. На прошлой неделе и Габриэля были проблемы с желудком, и Оксана позвонила после начала уроков, чтобы сказать учительнице, что ему, возможно, придется извиниться и даже уйти домой. К тому же, хотя мы стараемся не пользоваться её добротой, Оксане иногда приходится звонить ей вечером, чтобы разобраться с заданием. Тут очень тесные «рабочие» взаимоотношения между родителями и учителями.
В отличие от Америки Габриэль приходит из школы в разное время. Нам даётся расписание. Обычно у него четыре или пять уроков, в зависимости от того, есть ли физкультура, она бывает три раза в неделю. Занятие более структурировано, чем в Америке. Ученики переодеваются в спортивную одежду и проделывают некоторые весьма точные упражнения. Но даже в более занятые дни Габриэль приходит домой раньше, чем это было в Южной Каролине, либо в 12-30 или 1-30. Когда он приходит домой раньше, у него побольше домашних заданий, чем это было в Америке. Более того, даже если бы не было проблемы с языком, тут родителям почти всегда надо работать с детьми над домашним заданием. Заданий много и они могут быть сложными. Оксана говорит, что это похоже на комбинацию государственной школы и домашнего обучения! Она шутит, но это весьма точное описание.
И, наконец, в конце и средней школы, и старших классов ученики в России должны сдать ряд сложных стандартизированных тестов. Они могут пройти все предметы, но это не значит, что они сдадут эти завершающие стандартизованные тесты с триумфом. Это большой барьер, и очень важный для поступления в университет. Это создало ещё одну проблему, когда Роман начал учиться тут. В России вам действительно нужен сертификат, когда вы заканчиваете среднюю школу. В старшие классы не принимают без официального сертификата. Роман заканчивал девятый класс в Америке, но естественно, предъявить сертификат или диплом не мог. Следовательно, пришлось повторить девятый класс. Но это не стало большой проблемой, поскольку мы понимали, что он действительно не проходил курса математики и науки, которые прошли другие ученики. Окончание средней школы тут явно имеет большее значение, чем в Америке. У них в конце года даже проводится ученический бал!
Одна из причин, почему есть сертификат и выпускной бал в том, что после средней школы есть вариант пойти в колледж. Если ученик проходит вступительные экзамены в колледж и принят туда, он или она может не идти в два старших класса школы. Колледж в России — совсем не то же самое, что университетское образование. Образование в колледже продолжает ваше общее образование, которое вы получили бы в старших классах, но к тому же дает студенту курсы по избранной специальности. Итак, чтобы пойти в колледж, вы должны получить аттестат об образовании, но ещё должны быть уверены в выбранной профессии — по крайней мере, в целом. Роман знал уже некоторое время, что хочет заниматься дизайном, архитектурой или строительной наукой. Он напоминает моего второго сына, родившегося в Америке, который стал специалистов по строительству в Клемсон, а теперь является проектным менеджером компании, строящей многоэтажные дома. Стремление Романа к этой области подтвердилось после того, как он познакомился с этой работой поближе. Так что он отправляется в колледж на четыре года. В конце ему надо будет выполнить некоторые общие образовательные экзамены, которые должен пройти любой учащийся старших классов, но у него уже будут пройдены и курсы, имеющие отношение к выбранной профессии. Его колледж — колледж архитектуры и гражданского строительства. После получения там диплома у него будет возможность пойти работать, если он найдет подходящую работу в этой области, или он может продолжить получать высшее образование в университете.
«Переключение» с американской школьной системы представляло для нас некоторые проблемы, но мы довольны. Кроме получения того, что мы считаем хорошим образованием, Габриэль теперь легко общается на русском. Курсы Романа в колледже достаточно напряжённые и ему приходится усердно учиться. Занятия у него проходят с 9 утра до 5 вечера с понедельника по пятницу, затем ещё полдня в субботу. Но оба мальчика довольны своими школами. Конечно, вы найдёте родителей и учеников, которые не всем довольны. Некоторые считают образование тут слишком суровым, многие полагают, что стандартизованные тесты становятся более «западными». Например, они включают ответы с множественным выбором, которых раньше не было. Надо было писать свои ответы без каких-либо предложенных вариантов. По нашему опыту, однако, нас пока всё устраивает.
По нашему опыту, однако, нас пока всё устраивает.
http://polismi.ru/kultura/eta-vesjolaya-planeta/1861-shkoly-v-rossii.html
Journal information