Данные этого исследования находятся в открытом доступе.
Итак, в целом по РФ число неверующих составляет 13%, в то время как доля россиян с определенным вероисповеданием значительно больше и на момент исследования достигла 57%. Помимо 5 % затруднившихся с ответом, далее, возможный миссионерский интерес вызывает четверть россиян, верующих без принадлежности к какой-либо религии.
Говоря о православных верующих, необходимо обратить внимание на отсутствие сегодня в экспертном сообществе четких критериев их определения...Социально-демографические особенности современного церковного православного христианина достаточно размыты, однако принадлежность к РПЦ все же чаще отмечается среди городских жителей, и среди женщин, нежели мужчин.
Согласно полученным данным, ислам является второй по степени распространенности религией в России, его исповедуют 6,5% населения, среди которых наибольшее количество мужчин, проживающих преимущественно в селах. Примечательно, что мусульмане России чаще, чем в среднем, называют себя счастливыми людьми.
При рассмотрении гражданской позиции респондентов, возникает интересная связь: как оказалось, среди россиян, желающих покинуть территорию Российской Федерации, а уверенно об этом говорят 9% — кстати, чаще среднего это молодые люди, — также чаще можно встретить неверующих, а также, несколько чаще среднего среди них оказываются протестанты и иудеи. Мусульмане в данной группе представлены без отличий от среднего по России. Что же касается православных церковных россиян, то они заметно реже выказывают желание уехать, и, согласно данным, чаще говорят о любви к России.
График Correspondence Map (многомерная свертка данных), позволяющий судить о резонирующих характеристиках респондентов, подтверждает сказанное. Мы видим, что к атеистам ближе всего, как и было сказано, утверждение «хочу жить в другой стране», в то время как к церковным православным наиболее приближено утверждение «люблю Россию».
В связи с этим, хотелось бы обратить внимание на специфическую группу «граждан-мирян», имеющих активную гражданскую позицию наряду с ответственным отношением к своему православному вероисповеданию. Данная группа составляет 4,5%. Что интересно, она достаточно «ресурсообеспеченная» в социальном плане и объединяет чаще молодых россиян, чаще среднего имеющих высшее образование и сравнительно высокий доход ... «Граждан-мирян» чаще всего можно встретить в Москве и Московской области, а так же в Калуге, Костроме, Туле, Новгороде, Липецке и Санкт-Петербурге.
Еще одно наблюдение. Мы пытались прояснить ситуацию, связанную с соблюдением Заповедей Божьих в современном российском обществе, естественно, с учетом специфики перевода языка Заповедей на секулярный анкетный язык. Так, в целом по России около 60% населения заповеди не соблюдают, в то время как живут согласно хотя бы 7 заповедям не более 6% россиян. Хотелось бы обратить внимание на любопытный факт: наименьшее число людей, не соблюдающих заповеди, находятся не в группе активных прихожан (43% живущих не по заповедям), а среди россиян с активной гражданской позицией (36%).
Несколько слов о экономической активности россиян. Так, согласно данным исследования, в России 9% населения готовы к предпринимательской деятельности. Это также чаще это молодые люди, имеющие активную гражданскую позицию, склонные к благотворительности, более того, что крайне важно, выражающие желание иметь детей. Среди подгруппы «предпринимателей», желающих покинуть Россию, опять же чаще мы видим атеистов, протестантов и иудеев. Остаться в стране планируют в основном экономически активные православные предприниматели, а также отдельно выделяется небольшая (около 300 000 человек), но достаточно примечательная группа староверов, которую хотелось бы отметить.
Как показывает данный график, еще одна «карта соответствий», староверы, — эта сравнительно наиболее высокодоходная группа россиян, при этом с ярко выраженной религиозной идентичностью. Они чаще говорят о том, что вера важна в их жизни, соблюдают религиозные предписания, говорят о том, что «хотели бы верить больше», Возможно, эта группа может служить прообразом экономически активной православной группы, на которую имеет смысл обратить внимание.
Приближаясь к заключительным тезисам, хотелось бы пару слов сказать о демографии, а точнее о тех, кто наследует Россию не в переносном, а в прямом смысле... Так, согласно нашим данным, 11% респондентов выразили желание иметь много детей. Примечательно, что в данной группе у россиян часто доход выше среднего по России, и одновременно религия, по словам самих опрошенных, играет достаточно важную роль в их жизни. Следует заметить, что эти данные противоречат убеждению ряда социологов, которые в рамках модернизационного подхода склонны считать, что высокая степень религиозности и высокий уровень рождаемости связаны с низким уровнем социально-экономического развития. Однако в мировой практике многочисленные данные показывают, что при сходных социально-экономических условиях, более высокий уровень рождаемости наблюдается в группах с более высоким уровнем религиозности. В связи с этим, появляется возможность говорить о некой «демографической надежде» современного общества, непосредственно связанной с россиянами, серьезно оценивающими роль религии в своей жизни.
Мы подошли вплотную к «супергруппе» россиян — это те самые 11%, которые хотят иметь много детей. Хотела бы отметить, что эта групп включает не только православных, но и представителей всех вероисповеданий. В этой группе мы видим множественные более вероятные положительные корреляции, связывающие не только веру и важность семейных ценностей, но и более высокое межличностное доверие, более высокую гражданскую активность, большую склонность к благотворительности и более высокий уровень патриотизма.
В XXI веке, большая скорость социального времени, высокая плотность информационного потока, а так же акцент на горизонтальных, сетевых взаимодействиях побуждают современного человека не просто играть различные социальные роли в течение одного дня, — это было и раньше, — но буквально становиться разными люди в течение дня, перебирая «предельные идентичности».
При этом, последние, определяют систему ценностей отдельного индивида и, соответственно, общества в целом, формируя критерии «добра и зла». Важно добавить, что одновременное наличие у человека комплекса различных по сути идентичностей, остро ставит вопрос о наличии или отсутствии резонанса между встроенными в эти идентичности системами ценностей. Если эти разные системы ценностей резонируют между собой, всё нормально. Но если они оказываются несовместимыми, мы сталкиваемся с аномией, социальной апатией, алкоголизацией, ну и риском депопуляции.
Напротив, в случае наличия резонанса идентичности, — мы, по сути, возвращаемся к ранее приведенному эмпирическому свидетельству о наличии «супергруппы» россиян. Может быть, в какой-то степени это та самая Новая Симфония... Здесь мы видим, как связанными в непротиворечивое целое оказываются желание иметь детей, активная и открытая социальная позиция, вера, любовь к Родине.
В современном российском обществе существует сегодня большое количество очень серьезных проблем. Однако не хотелось бы, чтобы это мешало нам видеть то хорошее, что у нас есть.
по материалам:
sreda.org
Оригинал взят у iov75 в О падающем рейтинге
Сентябрьский опрос Блевады-Центра свидетельствует о серьёзном падении «уровня доверия» народов России к Русской Православной Церкви Московского патриархата (РПЦ МП). За два прошедших года с 33% до 25% - это серьёзная динамика.
А теперь самое свежее, ноябрьский опрос.
Более половины россиян доверяют РПЦ, показал опрос
Более половины россиян заявили о своем доверии Русской православной церкви, гласят данные опроса фонда "Общественное мнение".
Как показал опрос, 64% опрошенных относят себя к православию, 8% к исламу, а 22% не считают себя верующими. В целом доверяют РПЦ 64% опрошенных, о своем недоверии заявили 19% респондентов. Говоря об отношении к патриарху Кириллу, 51% сказали, что доверяют, а 21% опрошенных сообщили об обратном.
По сообщению ФОМ, 47% респондентов считают, что в настоящее время РПЦ положительно влияет на общественную жизнь страны, 21% уверены, что РПЦ не оказывает влияния, а 10% высказались об отрицательном влиянии РПЦ на общественную жизнь страны.
Кроме того, 35% опрошенных полагают, что РПЦ вмешивается в те сферы общественной жизни, в которые вмешиваться не должна; не заметили излишнего вмешательства церкви 29% респондентов. Примером ненужного вмешательства РПЦ 7% опрошенных назвали вмешательство в сферу искусства.
Говоря о влиянии РПЦ на политику российских властей, 29% заявили, что РПЦ его не оказывает; 25% полагают, что влияние "слабое", а 16% — что "сильное". Кроме того, почти половина опрошенных (46%) выразили мнение, что за последние годы влияние РПЦ на власть не менялось, 24% считают, что возросло, а 3% — уменьшилось.
Отвечая на вопрос о влиянии РПЦ на культуру, 44% высказались о своем положительном отношении, а 33% выразили противоположную точку зрения. Согласно данным ФОМ, 61% опрошенных также полагают, что государственным органам следует учитывать позицию РПЦ в той же мере, что и позицию других общественных организаций.
Опрос "ФОМнибус" проводился 4–5 ноября в 104 населенных пунктах страны среди 1500 респондентов.
Источник: "РИА-Новости " (https://ria.ru/religion/20171110/1508553871.html)
Вся ирония заключается в том, что мы живём "в медиа-среде принципиально нового качества: среде, в которой никакая информация не может ни окончательно устареть, ни быть окончательно разоблачена. Какой бы бесстыдной и ложной она ни была", - справедливо отмечает Виктор Мараховский. Это новая реальность! Жуткая, но реальнее самой реальности. Когда правда - есть ложь! И наоборот.
Верить, никому нельзя!
Journal information