iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Записка из подполья

"Стремись не понять, что ты в состоянии верить, но
поверить, что ты в состоянии понять".
бл. Августин

Человек с верою и присутствием духа побеждает даже
в самых трудных предприятиях, но стоит ему поддаться
самому ничтожному сомнению, и он погибнет.
И.В. Гёте




Один уважаемый мною блоггер, высказал странную мысль: "Я, плесень на бесконечной морде вечно-ухмыляющегося Бытия".
Бытие болеет мною, как впрочем и я им. Причем, диагностика последних конвульсий свидетельствует о непредсказуемости и парадоксальности неизбежного Схлопывания. Когда синтезируются два парадокса, а моя личность и лично-безличная морда бытия - явный парадокс, это приводит не к гегелевскому синтезу, а к новой чреде более или менее забавных парадоксов.

Но выход есть, нужно просто удалить плесень (хотя именно плесени человечество обязано изобретением пенициллина – средства, которое спасло миллионы жизней, при этом подставив под смерть... саму жизнь), но вот решить эту проблему навсегда - вряд ли получится. И знаете почему?

СКУЧНО!

По сути, весь поиск Бога сводится к вопросам о том: Кто я? и Кем я могу стать? Все остальное, так или иначе связано именно с этими базисными "положениями". Препарированный "бог" Фомы Аквината, не отвечает на эти вопросы, поскольку их ракурс - что ты можешь знать, для того, чтобы только задать эти вопросы. Вообще, у св. Фомы Аквинского мы читаем, на первый взгляд, весьма соблазнительную для религиозного сознания фразу: «Но священное учение преимущественно и трактует о Боге, видя в Нем высочайшую причину; к тому же (познает Бога) не только так, как познают Его философы, - через Его творения, «ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им» (Рим. 1, 19), - но и так, как Он знает Себя и (это знание) сообщает другим» (св. Фома Аквинский «Сумма теологии». М. 2002 г. С. 11.). Ключевой фразой здесь является: «но и так, как Он знает Себя…». Акциденции, трансценденции, атрибуты - только мишура и символы, существующие для мишуры и символов. Тогда как познание-ответов основных вопросов - "золотой ключик" Буратины ведущий к счастью. Счастье, по Эпикуру, это вообще основной мотиватор того, что называем Бытием. Все остальное, только средства, служащие достижению этой цели. Всё!

Хитрость в том, что эта цель ВЕРЫ (а переход в измерение веры возможен только при прямо противоположных условиях: никакое свидетельство чувств или рассудка не может быть равнозначным акту доверия тому, что дано в Откровении) принципиально недостижима и вот почему. Ещё древние говорили о том, что Бог не может быть ограничен ни одним нашим понятием. Бог - это благо, но благо не Бог. Бог - это любовь, но любовь, это не Бог и т.д. Это то, что мудрецы называют апофатическим богословием. Любое понятие, как понятие (даже в гегелевском смысле) ограничивая бесконечное, что само по себе антиномично, а в прошлом говорили ... богохульство. Вот почему Иоанн Скотт Эриугена и говорил о том, что Бог не знает Сам Себя, в том смысле, что знание-определение всегда ограничивает субъект-объект, что по отношению к бесконечному Богу - абсурдно. И апелляция к прошлым авторитетам, "кроме того, позитивного откровения, которое человек сегодняшний находит в деятельности человека вчерашнего", только временный паллиатив от которого так или иначе все-же придется отказаться (в силу бесконечности пути и цели). По этому, Гегелю и понадобилось его пресловутая мифологема о том, что Бог познает Сам Себя через человека. Или Экхартовское: "глаз которым, я смотрю на Бога есть тот же глаз, которым Бог смотрит на меня". Эта цель недостижима и потому, что: "Достижение есть ограничение, но Божий промысел лишен ограничений. Если наступит момент, когда ты сможешь ощутить всю полноту своего счастья, - в тот же самый момент ты увидишь еще более грандиозное величие, которого можно достичь. Чем больше ты есть, тем большим ты можешь стать, и чем большим ты можешь стать, тем большим ты уже можешь быть" (Нил Доналд Уолш).

Цель, это не финиш и пьедестал победителей украшенных венцом, это бесконечный процесс и в этом его красота (то, что понимали под "красотой" древние греки) и божественное величие. Вот почему вековые попытки институциональной церкви (за редким исключением) вызывали яростное сопротивление и юродство духа. Освободив человека "вообще", поставив его лицом к Лицу с Личностным Богом (в акте богооткровенной веры), христианство в лице Церкви – жестко структурировала его в общественном бытии (табуирование социального поведение и мышления). Религиозно-структурированное сознание порождает и структурированное, унитарное социальное бытие - канонизирует и регламентирует его формы, а также жёстко-схваченное содержание. Так сказать, религиозная дисциплина жизни. Христианский тип мышления заставляет аналогичным образом подходить и к социальному: общество ранжировано — в нем: короли, знать, военные, священники, крестьяне, торговцы, служители муз. Так есть и так будет всегда, это Неизменный порядок, каждая социальная фигура самообусловленна. Всегда будут проститутка и преступник. Неизменная иерархичность духовного мира, проецируется на неизменную социальную структуру.

Любовь "феномен" вообще весьма уникальный и индивидуальный, чтобы вгонять его в "прокрустово лоно", чисто понятий и регламентированных правил поведения. Это как в детской сказки "Иванко и царь Поганин" наступал обязательный час восхваления, а оно это нужно? И если нужно, то кому? Богу? Человекам, для стимулирования того, что будучи естественным превратилось в противоестественное (любовь, как непознанная необходимость :)), которую нужно стимулировать и возбуждать в себе. Это же естественное чувство. Зачем стимулировать данность!? Или это, как говорят "дисциплинарная школа". Но зачем? В школу приходят научится тому, чего не ведают и не знают - это очевидно. Тогда как жизнь - практический опыт вспомнить (катарсис), то, что ты и так давно знал. Вспомнить и ... действовать исходя из своего воспоминания! В этом смысле, знание без опыта - есть форма без содержания или как это говорят формальная логика. Но есть и логика диалектическая, содержательная. Щедрость, сострадание, доброта, доверие, самопожертвование - только тогда обретают смысл, когда переживаются со-опытом. Со-переживаются с человеком, так происходит вспоминание кто ты и кем ты можешь стать! Иначе, тебя ждёт горький и бесплодный плод понятий и ничтожной идеи ... самого себя, точнее каким бы ты мог быть, чисто умозрительно и ... жалкий страх персонажем, который мы называем дьяволом

(из старого)


Tags: размышления
Subscribe

promo iov75 november 5, 2013 13:14 68
Buy for 40 tokens
Печально знаменитая 58-я статья Безусловно, одной из важнейших составляющих Черного мифа репрессий в СССР является пресловутая 58-я статья УК РСФСР, по которой были осуждены подавляющее большинство «политических» (в том числе и «открыватель» темы А.Солженицын). Что же…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments