Когда спрашивают - есть ли духовность в современном мире? - я обычно отвечаю, что нет, от слова совсем. Нет никакой духовности. Духовность это шахта, в которой подвижники добывают экзистенциальный смысл, делясь им с окружающими. Смысл этот - самое главное, за что идёт борьба. Люди живут в городах зимой и греются, не замечая инфраструктуры, так же и обыватель греется добытым другими смыслом, не замечая его. Но борьба идёт и те, кто понимает, ищут и пока находят.
Современная "духовность" это что-то среднее между энергетиком burn и гербалайфом. Человеку предлагается сомнительное духовное здоровье и немного мотивации для движения. Естественно, за деньги, поскольку современная духовность это товар. Больше денег - больше духовности. Солидный господь для солидных господ.
Но если говорить о настоящем экзистенциальном опыте, то он демократичен и распространяется посредством издательской деятельности и организации лекций. Но духовностью этот смысл-товар тоже не является.
Объясняю - духовность всегда разделяет, отлепляет, преобразует и мобилизует. Духовность не костыль, а преображающий свет. Не псевдопреображающее кривляние религиозных людей, а настоящее, что ни с чем не спутаешь.
Откуда же появился греющий страну смысл? - если его по моим словам - давно нет.
Революция в России прервала тысячелетнюю традицию и средневековая духовность сохранилась в советский период в своего рода схронах и заповедниках. Эти схроны были вскрыты и русских захлестнуло чувство мнимого богатства экзистенциального опыта. Но этот уголь осырел и уже не греет душу, только коптит. Хотя эффект неожиданности ещё длится и доставляет. Но это не надолго.
Смысл добирается и от распаковки восточных традиций, ранее недоступных западному обывателю. Но эти колодцы не вечны, и смысла уже начинает категорически не хватать.
Своему времени - свои подвижники, добывающие смысл.
Причём, смысл этот невозможно конвертировать. Это уникальная энергия и купить её невозможно, потому что смысл зашифрован и сам человек, взыскующий смысла, должен преобразовать себя в ключ.
Бывало, что смысл, как источник целебных вод, бьёт из-под земли и люди черпают его от души, сколько кому надо. А потом источник пропадает, и обойдёшь всю землю - ничего не найдешь.
Но таких людей сегодня нет - соты опустели. Улей мёртв и разноцветное цветение современного мира это гамма разложения. При разложении выделяется определённого рода энергия. Зимой можно спрятаться в труп лошади и немного согреться.
Есть люди имитирующие добычу смысла и люди имитирующие его получение. Имитация как уход от бездны экзистенциального ужаса вполне паллиативна, но в долгосрочной перспективе чревата психическими пандемиями.
Шахта смысла закрыта. Дальше будет только хуже.
P/S.
iov75
Что мы подразумеваем когда говорим - духовность? Определенную культовую и сакральную практику, со всеми вытекающими атрибутами, чинами и ритуалами? Образ жизнедеятельности человека и его специфически-непохожую мотивационную ориентацию в мире? Сакральность вглядывания в мир "здесь и сейчас". Благодушное перенесение скорбей (аскезис) как необходимое (промыслительное) следствие дисгармонии между человеком и Неизвестным Святым? Тогда стихийные бедствия, социальные потрясения и подобные им ужасы, переполняющие этот хрупкий мир, в котором сама жизнь является величайшим недоразумением и бьющемся в предсмертной агонии - антагонизмом, приобретают никому неведомый и, в следствие этого бессмысленный, но все-таки Смысл. И что тогда будет означать такая духовность в государственной жизни, этого Левиафана – питающегося свежим "мясо" чистых идей?
Эпоха - сменяет эпохи. Сегодняшнее вступление человечества в "новый мир", характерны принципиально новыми, качественными и нравственно-ценностными преобразованиями. Чтоо остается в "удел" традиционной духовности (которая сама для себя является проблемой и тайной. Монашеской исихией, несводимой к "частям" и "членам")? При этом, не менее очевидно, что духовность невозможно выкинуть на мусорную свалку сегодняшне-будущей эпохи. Не говоря уже о гигантском пласте отпечатавшемся в культурной жизнедеятельности человеческого Лика. Духовные потребности человечества принципиально неистрибимы. Они могут трансформироваться, мутироваться, деградировать (менять идеологические сыслы), при этом оставаясь теснейшим образом связанной с жизнью общества. Его тайной. Духовность, так или иначе, спрятаны внутри мировоззренческих смыслов. Её истоки находятся в:
1) самом человеке, во всем многообразии его творческо-созерцательного или разрушительного бытия (наука).
2) Боге - открывающем Себя в Промысле о конечных смыслах человечества и истории (религия).
Journal information