Это самая большая "утечка мозгов" за два десятилетия. Согласно официальной статистике, за прошлый год из России уехали 350 тысяч человек — в десять раз больше, чем в 2011 году.
Из пяти победителей Международной физической олимпиады школьников лишь один твердо решил остаться в России
Опросив пятерых российских старшеклассников, взявших золотые медали на 48-й Международной физической олимпиады школьников, "Коммерсантъ" помимо прочего решил выяснить, где те предполагают работать после окончания института. И получил ответы.
Дмитрий Плотников: "Буду работать программистом, а вот где — ответить пока не хватает опыта. Но работать в России не планирую. Почему происходит утечка мозгов? Вот есть зарплата в Google — $250 тыс. в год. Через четыре года можно купить себе домик и жить с семьей. А в России, я думаю, потолок зарплаты программиста — это 200 тыс. руб. И если зарплата выше, уровень жизни тоже выше. А что еще нужно? Семья, уровень жизни и работа. В девятом классе мне предложили посетить лабораторию в МГУ — одну из ведущих, с дорогим лазерным оборудованием. Прихожу — а там сидят мужики за старыми компьютерами, атмосфера в духе 1980–90-х. Обстановка как в квартире у бабушки, зато новое лазерное оборудование. Я решил, что работать в таких условиях не хотел бы. Опять же Google. Там уверены — чем лучше обстановка, тем лучше сотрудник работает. В России этого не понимают".
Сергей Власенко: "У меня нет установки уехать из страны или остаться, это не принципиально. Все зависит от условий для работы. Если они будут, то я останусь. А «утечка мозгов»... Людей можно понять — она происходит из-за уровня жизни, из-за зарплаты".
Станислав Крымский: "В мегаполисах жить можно, а отъедешь 100 км от города, и все ужасно. Люди достойны лучшей жизни... Люди уезжают, скорее всего, за большими зарплатами и другим уровнем жизни. Но я останусь — не представляю себя в другой культуре. Мне будет сложно адаптироваться в другой стране. Кроме того, моя семья не собираются уезжать и все мои учителя живут в России".
Кирилл Паршуков: "«Утечка мозгов» происходит, потому что человек не может реализовать себя в стране. Сам я останусь, если будет возможность реализовать себя и если я буду нужен Родине".
Василий Югов :"Я планирую работать там, где для этого условия лучше. Сейчас они лучше за границей. Не знаю, как будет через четыре-шесть лет — но вряд ли что-то изменится".
Как видите, твёрдо решил остаться в России, только Станислав, но и он с пониманием относится к отъезжающим. Не слишком хорошая новость, особенно если вспомнить, что и Нобелевские лауреаты по физике российского происхождения Андрей Гейм и Константин Новосёлов живут в Англии и не собираются возвращаться. Возможно, в Кремле планируют заменить физиков трудовыми мигрантами из Средней Азии.
http://www.apn-spb.ru/news/article26475.htm
А как все начиналось в нашей истории:
Оригинал взят у itsitizen в Как большевики сбивали богоугодную с "исторического пути"...
Москва. 1919 г. Длинные очереди за хлебом, разруха. Голод. По улице бодро шагает юноша в солдатской шинели, в сбитых, стоптанных сапогах. Он идет и улыбается. Какое значение имеют сапоги, когда юноша мечтает стать инженером?
Их было много. Они шли и ехали, ехали и шли десятки, сотни, тысячи километров, шли, чтоб уметь и знать. «Много ярких картин осталось в памяти, — писала Н. К. Крупская об этих днях. — Вспоминается, как привели раз в Наркомпрос парня, крестьянина-бедняка, который не знал даже, что существует на свете какой-то Наркомпрос. А добравшись до Москвы, разыскал памятник Ломоносову и сел у его подножья, надеясь, что его кто-нибудь там увидит и отведет куда надо. Пара студентов обратила на него внимание, узнала, в чем дело, и привела в Наркомпрос».
2 августа 1918 г. Совет Народных Комиссаров издал декрет. В нем говорилось, что каждый юноша и каждая девушка, достигшие 16 лет, могут свободно, не предъявляя ни диплома, ни аттестата, ни даже свидетельства об окончании школы, стать слушателями любого высшего учебного заведения страны.
Казалось, исполнилась вековая мечта. Теперь все, крестьяне и рабочие смогут поступить в университет, в любой вуз. Но было еще одно препятствие. Для того чтобы поступить в высшее учебное заведение и успешно учиться там, необходимо уже обладать определенным объемом знаний, равным примерно курсу старой гимназии или нашей средней школы. Ни у рабочих, ни у крестьян таких знаний не было. В царской России двери гимназий для «кухаркиных детей» были закрыты. Нужно было ломать и эту преграду.
И вот 2 февраля 1919 г. в Коммерческом институте (ныне Институт имени Плеханова) состоялось торжественное открытие первого в мире рабочего факультета. Новых студентов приветствовал нарком просвещения А. В. Луначарский.
Вскоре рабфаки были созданы при многих вузах. Сначала они пытались давать своим слушателям в сокращенном виде и в популярной форме те знания, которые давались на основных факультетах института. Но потом рабфак постепенно стал превращаться в школу, которая готовила рабочих к высшему учебному заведению.
В сентябре 1920 г. Совнарком издал декрет «О рабочих факультетах», об организации рабфаков при всех вузах. Перед рабфаками были поставлены задачи: широкое вовлечение пролетарских и крестьянских масс в стены высшей школы, ознакомление слушателей с научными методами исследований и дача достаточных знаний для обеспечения работы в вузах. Рабочие факультеты были дневные (со сроком обучения 3 года) и вечерние (4 года).
В 1926 г. на 62 рабфаках страны было уже больше 32 тыс. слушателей. Несмотря на происки реакционных профессоров, стремившихся сорвать дело подготовки новой, советской интеллигенции, рабфаки твердо шли своим путем. В 1935/36 учебном году на 772 рабфаках обучалось уже 276 тыс. человек. Эта новая советская интеллигенция построила заводы и шахты, спроектировала новые города, обогатила науку новыми открытиями.
В конце 30-х годов, когда в нашей стране вся молодежь имела возможность получить среднее образование в школах, рабфаки были упразднены.
Л. Куршнер, 1961 год.
Journal information