Top.Mail.Ru

Взбранной Воеводе. Версии патриаршая и - историческая Июл. 22, 2017 в 06:02

Оригинал взят у diak_kuraev в Взбранной Воеводе. Версии патриаршая и - историческая
"Мы называем ее Взбранной Воеводой потому, что она впереди всякого воинства и в первую очередь воинства монашеского, которое устремляется к святости вне зависимости от того что происходит за стенами монастыря. Монастырские стены и община это как крепость и семья, имеющая главой своей Взбранную Воеводу, великого полководца духовной жизни царицу небесную".




На самом деле молитва "Взбранной Воеводе" была написана в честь избавления Константинополя в 626 году от нашествия авар, славян и Сасанидов, когда Патриарх Кпльский Сергий I с иконой Божией Матери обошел городские стены и опасность была отвращена. Сергий, кстати, еретик-монофелит.

перевод священника Михаила Асмуса:
Вождю-Поборнице победы песнопения / И - как избавленный от бед - благодарения / Посвящаю Тебе, город Твой, Богородице. / Но имеющая власть необоримую, / Ото всех опасностей освободи меня, / Чтоб взывать Тебе: Радуйся, Невеста неневестная!

Проимий представляет собой победную благодарственную песнь, обращенную к Богородице от лица «Ее города», т. е. Кпля, «избавленного от ужасов» нашествия иноплеменников (синаксарь Триоди Постной на субботу 5-й седмицы).

В церковнославянском переводе «город Твой» (греч. ἀναγράφω σοι ἡ πόλις σου «я, город Твой, Тебе надписываю» т.е. посвящаю) заменено на «раби Твои».

«Град» впервые заменили на «раб» в XIV в., при правке славянских богослужебных книг на Афоне, что отражено в болгарских и сербских рукописях. В XV в. в русских списках появляется форма «раби».

В результате чего привязка молитвы к историческому событию (нашествию варваров на Константинополь) в переводе нивелировалась. Греческой традиции стиха (за редкими исключениями, зафиксированными в средневековых рукописях: в некоторых греческих списках также вместо слова πόλις - город употреблено слово δοῦλος - раб (напр., РНБ. Греч. № 230. Л. 83об. XII в.) это изменение не коснулось.
http://www.pravenc.ru/text/63814.html

То есть это речь столичного города к Божией Матери, а не речь тех, кто убежал из городов. И это речь к военной избавительнице, а не к игуменье. То есть это речь тех, кто совсем не считал чем-то маловажным те бури, что происходят в политике (полисе) и за пределами монашеских келий. Это речь тех, кто желает защитить своих детей и свои дома от нашествия варваров, а не тех, кто "стремится к святости", не имея ни первого, ни второго...

***
Кстати, на патриаршую службу была приглашена настоятельница Никольского Черноостровского женского монастыря в Малоярославце Калужской области игумения Николая (Ильина). Это патриарший ответ на "Исповедь послушницы".

***
Еще из патриаршей проповеди:

"Царица Небесная не знала никаких поражений. Она прошла через жизнь, не омрачив человеческими поступками и даже мыслями красоты своей личности и своей природы, соединенной через рождение Сына с природой Божественной".

Это уже догматические странности. Зачем ставить знак равенства между "человеческим" и "греховным"? Зачем как-то отличать природу Марии от нашей, всечеловеческой? Не "природу Марии" восприял ее Божественный Сын, а "нашу природу". Кроме того, размышления о незапятнанной чистоте природы Марии наводят на мысль о том, что проповедник исповедует католический догмат о чуждости Марии первородному греху.

Фраза сказана так, что Мария - это активный деятель, который своим действием (рождением Сына) соединил свою природу с природой Бога. Но соединение двух природ - это действие Бога, в Свою Божественную и Предвечную Ипостась чудесным и немыслимым способом воипостазирующего человечество.

Мариология все же не должна становиться сокращенным изданием христологии (как у католиков).

промо iov75 november 5, 2013 13:14 68
Разместить за 40 жетонов
Печально знаменитая 58-я статья Безусловно, одной из важнейших составляющих Черного мифа репрессий в СССР является пресловутая 58-я статья УК РСФСР, по которой были осуждены подавляющее большинство «политических» (в том числе и «открыватель» темы А.Солженицын). Что же…