iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Митрополит Волоколамский Иларион ... слился :)

Митрополит Волоколамский Иларион: «Церковь нейтральна в отношении того, какую форму правления избирает народ»

Недавнее интервью главы синодального Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, в котором ему среди прочих был задан вопрос о целесообразности восстановления монархии в России, вызвал широкий общественный резонанс и породил много комментариев – как сочувственных, так и критических. В интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" иерарх разъяснил свою позицию:

- Владыка, большой общественный резонанс вызвало Ваше высказывание о возможности восстановления монархии в России. Посыпались комментарии – сочувственные и не очень. Как Вы это объясните?

– Я хотел бы просто привести целиком то, что я сказал в своей передаче "Церковь и мир". Мне был задан вопрос: "Владыка, на днях патриарх Грузии Илия II призвал вернуть в страну монархию. Что Вы думаете по поводу этой инициативы, и вообще в этой связи у меня возникает вопрос: а в Московском патриархате не гуляют подобного рода мысли?"

На это я ответил: "Я очень уважаю Грузинского патриарха, знаю его со своих детских лет и даже был его иподиаконом некоторое время. Думаю, что если Грузинский патриарх высказывает то или иное мнение, значит, у него для этого должны быть какие-то основания. Что касается Московского патриархата, то, во-первых, церковная позиция в отношении форм правления сформулирована в "Основах социальной концепции Русской православной церкви". По сути дела, там говорится, что Церковь нейтральна в отношении того, какую форму правления избирает народ, что она ко всякой власти относится лояльно до тех пор, пока власть не начинает призывать к каким-либо действиям, идущим вразрез с христианской нравственностью. Такова позиция Церкви. Во-вторых, можно сказать, что внутри нашей Церкви есть группы людей, которые ратуют за восстановление монархии. И я думаю, что если наше общество когда-нибудь созреет для обсуждения этого вопроса, то Церковь примет в этом обсуждении самое активное участие".

По-моему, в этом ответе все сказано достаточно однозначно. Наша официальная позиция в отношении форм правления сформулирована в "Основах социальной концепции". Если дискуссия по теме монархии возникнет, наша Церковь примет в ней участие. Что еще к этому можно добавить?

- Но Вам был задан еще вопрос о Вашем личном мнении в отношении возвращения в нашу страну монархии – не как председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, а именно вас лично

– Да. И я ответил буквально следующее: "Мое личное мнение заключается в том, что форма правления, когда человек помазывается на царство священнослужителями и получает не просто мандат от избирателей на выполнение властных полномочий в течение определенного срока, но санкцию от Бога через Церковь на свое правление (и правление является пожизненным, пока монарх не передаст власть своему наследнику), положительно зарекомендовала себя в истории. Она имеет много преимуществ по сравнению с любыми выборными формами правления, когда человек приходит на какой-то конкретный срок".

В то же время я сказал: "С другой стороны, абсолютных монархий в наше время практически не осталось. По большей части можно увидеть конституционные монархии, в которых, как правило, монарх играет декоративную роль. Мы все знаем такие страны, где монарх не может подписать ни одного закона, не имеет полномочий вмешаться в текст законодательного акта. Нужна ли нам в России такая монархия? Очень сомневаюсь в этом".

Можно ли в этом ответе видеть призыв к восстановлению монархии или призыв к дискуссии о восстановлении монархии? По-моему, нет. Если только, конечно, вы не пожелаете читать между строк.

Давайте не будем делать сенсации из того, что не является сенсацией. Моя позиция по вопросу о формах правления совпадает с позицией, сформулированной в "Основах социальной концепции". Другой позиции у меня нет.

http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=486

P/S. Епископ Егорьевский Тихон Шевкунов назвал монархическую форму правления «особым путем», однако добавил, что «реально говорить о возвращении монархии невозможно». Таким образом священнослужитель ответил на вопрос после своего выступления в Библиотеке иностранной литературы.

Комментируя возможность реставрации монархии, епископ Тихон вспомнил историю конца 1980-х годов. «Я дежурил у митрополита Питирима, к нему пришли люди с шашками и стали требовать действий по возвращению монархии,— рассказал иерарх.— Он подумал и сказал: "Если вам вернуть царя, вы его через три дня снова расстреляете"». По словам Тихона Шевкунова, «во многом мы (православные.— "Ъ") монархию идеализируем, монархи бывали разные». «Монархическое сознание — наш рудимент»,— заключил священнослужитель.

Напомним, 2 июля глава синодального отдела РПЦ по внешним церковным сношениям митрополит Волоколамский Иларион в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия 1» положительно охарактеризовал монархию как форму правления. «Человек, который получает не просто мандат от избирателей, но получает санкцию от Бога через Церковь — это та форма правления, которая себя в истории положительно зарекомендовала и имеет преимущества перед любыми выборными формами правления»,— заявил епископ Иларион.

Дискуссии о возможности реставрации монархии в России проходят на фоне столетия с момента отречения Николая II в 1917 году. Празднование юбилея революции было открыто в апреле в Музее современной истории России.

Источник: Коммерсант


Tags: церковь и власть
Subscribe

  • Инклинги – христианский ответ XX веку.

    Инклинги» (англ. Inklings) — неофициальная литературная дискуссионная группа в Оксфордском университете, существовавшая в течение почти двух…

  • Владимирский собор в Киеве

    В стародавние имперские времена в 1852 году митрополит Филарет (Амфитеатров) загорелся мыслью выстроить в Киеве собор, посвященный 900-летию крещения…

  • Сергиев Посад. Hello, Люксор!

    Hello, Люксор! Наблюдая за тобой, и за подборкой твоих фильмов, поражаюсь их недалекому выбору и примитивной тематике. Во-первых, всегда…

promo iov75 april 19, 2020 13:34 10
Buy for 40 tokens
Первая решительная победа жизни над смертью. Непрерывная война между ними – между живым духом и мертвым веществом – образует, в сущности, всю историю мироздания. Хотя и много насчитывалось побед у духа до Воскресения Христова, но все эти победы были неполные и нерешительные, только…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments