iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

Либеральная теология

Вполне закономерно, что истоки либеральной теологии «спрятаны» в протестантизме. Догматическое и традиционно-культурное наследие православия и католичества - дает слишком мало пространства для мировоззренческого маневра. XIX — нач. XX века, время прорывных философских инсайтов и научных открытий. Происходит серьёзнейшая деформация привычного представления о мире, обществе, человеке.

Бог, Его Промысел и забота о всех нас, место Церкви в мире и т.п. «классические» представления, уже мало вписываются в эту новую реальность.(Нечто подобное происходит и сегодня в наше - цифровое преображение - времени и мира). Рождается достаточно сложная и противоречивая реальность. Однако тогда для протестантизма, это не оказалось проблемой. Принципиальный разворот от доктрины в «сторону» христианской этике и социального служения обществу произошёл достаточно «естественно». Вера в способность и возможность человеческого разума, обустроить наш общий земной ДОМ, была фирменным коньком либеральной теологии, ещё со времен Просвещения и даже чуть раньше. К этому времени антропоцентризм имел уже давнюю историю. А для пытливых мыслителей его основополагающие принципы, считались очевидными и совершенно разумными. Церковная традиция, слепая вера, истинность церковных представлений о мире, обществе (его иерархии), человеке и т.д. – уже не являлись априорными для ученных определяющих «большую интеллектуальную политику». Это то, что на поверхности. Но есть и скрытый аспект.

Для традиционно-религиозного мировоззрение, наиболее опасным являлась ВЕРА (новоявленных апостолов от науки) в ВОЗМОЖНОСТЬ человеческого разума не только избавить мир от культовых предрассудков, но и СПОСОБНОСТЬ человека - построить более совершенное, справедливое общество. Средневековое общество, сакрализованное христианской церковью, явно не отвечала этим требованием. Можно сказать так. Церковь - не сдала этот исторический экзамен Бога. И дело не столько в инквизиции или бесчисленных гонениях, на всех, кто имел дерзость мыслить иначе. Дело в жестком табиуровании любой попытки на сколь-нибудь даже слабый месседж по изменению общества. То есть, социальное преобразование общества, для церковников было априори невозможным. И сегодня, я слышу голоса христиан считающих, что единственно приемлемой формой общественной организации народов, является только Царство. По аналогии с Царством Небесным. Но если Небесное Царство – царство Любви и Справедливости (так нам говорят), то на земле был «построен» прямопротивоположный симулякр. Да и ещё освещенный сакральной властью. Можно долго спорить об этом, но факт остается фактом – человечество (в лице его лучших представителей, в интеллектуальном смысле) отправило в утиль это древнее недоразумение. Вернемся к теме.

Три кита позднего Просвещения – Кант, Гегель и Шлейермахер (примат нравственности – разума – интуитивного опыта) дали мощный толчок для либеральной теологии. Заметьте, не Откровение. Библия, для либеральных теологов – это собрание древних текстов, которые в свою очередь, сложились под влиянием древне-иудейских представлений и псевдонаучных знаний. То есть – очень древней и архаичной культуры. Какое там БогоОткровение. О чем вы? Бибилия служила и служит, только инструментарием для обоснования новых представление об: обществе, культуре, истории, науке, мировоззрении. То есть о том, что современный либеральный теолог пытается вам впарить.

Для либеральной теологии очень важны четыре идеи: 1) доверие к разуму, 2) примат личности, 3) имманентность Бога, 4) мелиоризм (убеждение, что человеческая природа может улучшаться и улучшается). Начиная с Шлейермахера основная аудитория – это просвещенные люди, мыслители и ученые. Элитаризм – вечный конек, что либерала в правительстве Медведева, что либерала от богословии. Сверхъестественное – на чем стоит и крепнет вера в православии и католичестве, мало интересует людей этого направления мысли. Это паллиатив. Старческие костыли. Химеры прошлого постоянно вступающие в жесткое противоречие с современными научными представлениями («научная картина мира»). А перед наукой либеральная теология ВСЕГДА испытывала пиетет. А поскольку наука – система развивающихся знаний (и сегодняшние теории, завтра станут вчерашними), либеральная теология – рисковала оказаться глупой служанкой науки.

P/S.

Где-то 20-е годы XX века либеральная школа теологии пережила закат своей популярности. Человечество принципиально не захотело становится лучше. Благочестивее и религиозней, что ли. Мировые кризисы – мировоззренческие, экономические, политические и мировая война, стали причинами утраты влияние либеральной теологии на умы человеков. Экзистенциализм отчаявшегося человека начал рулит растерянными умами. Либеральный оптимизм сменился мрачным пессимизмом и нигилизмом. Колоссальный разрыв между Богом и человеком стал очевиден. Бог стал отчужденным и совершенно не рефлексируемой реальностью. Как ни странно, но именно этот мировоззренческий кульбит обусловил – возвращение к библейскому, «классическому» вИдению сакрального.

Богословская неоортодоксия, была естественным ответом на человеческое вопрошание в божественною пустоту. Главная попытка либеральных теологов – примирения веры и разума, исторически потерпела экзистенциональный крах. Хотя и сегодня, потребность в смягчении противоречий между наукой и религий + откровенная дегуманизация современного общества не дают потухнуть - идеям либеральной теологии (привет Васильевой). И возможно, мы станем свидетелями её нового «второго дыхания». Традиционный фундаментализм современной церкви уже исчерпал свой жизненный ресурс.



Tags: богословие и наука, размышления, философия и религия, христианство в современном мире
Subscribe

promo iov75 апрель 19, 2020 13:34 10
Buy for 40 tokens
Первая решительная победа жизни над смертью. Непрерывная война между ними – между живым духом и мертвым веществом – образует, в сущности, всю историю мироздания. Хотя и много насчитывалось побед у духа до Воскресения Христова, но все эти победы были неполные и нерешительные, только…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments