Почему мы вообще ставим такую проблему? Почему все так сложно? Почему, то, что присуще или «дано» человеку априори, вдруг становится теоретической проблемой, требующей специального рассмотрения?Преп. Иоанн Дамаскин говорит о том, что мысль, что «Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого»… «знание, что Бог есть, нам от природы всеяно». Отсюда: «если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следы Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя», - говорит свт. Василий Великий. Но почему все-таки, для нашего современного сознания, вера в Господа не является самодостаточной, самоочевидной истиной, а требует специального теоретического обоснования или просвещения, в смысле образования? «Не без основания можно сказать, что заключенная в заповедях Христа реальность остается в историческом христианстве не вполне осуществленною. В своем бытийном достоинстве христианство невыразимо превосходит разумение тех, что по лени своей не восхотели обрести святое боговедение, которая и есть вечная жизнь (ср. Ио. 17,3)».
От непосредственного Новозаветного Откровения (открытости, так как Божественное Откровение — не однократный акт, а процесс. В ветхозаветные времена Бог постепенно открывал людям знание о Себе, приспособляясь к способности восприятия дохристианского человечества. В Новом Завете мы имеем завершение и исполнение ветхозаветного Откровения в лице Господа Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божия), через подчас специфически сложный и многовековой духовный опыт, а порой и философскую рефлексию, религиозное ведение, оттачиваясь, понятийно оформляясь, предстает пред нами как законченная и целостная мировоззренческая система, имеющая своим глубинным основанием и «центром» веру в Спасителя. «В богословии под Откровением понимается такое состояние человека, когда он восходит на уровень интуитивного постижения Божественной истины, во много раз превышающей его собственное разумение. Это состояние описывается не как вывод из умозаключений и не как воздействие непонятной силы, а как таинственная встреча, где происходит взаимное «узнавание» Творца и творения… В связи с разговором об Откровении необходимо упомянуть об условиях, при которых человеку может быть возвещена религиозная истина.
Во-первых, это «чистое сердце». «Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога», - говорится в Новом Завете. Это одно из главных требований аскетики: душа, больная страстями или запачканная грехом, имеет лишь искаженное знание о Боге. Во-вторых, это то качество души, о котором говорил преп. Серафим Саровский, - «решимость». Необходимо волевое усилие, готовность следовать воле Божией, желание обновления жизни, потому что после встречи с Богом человек уже не может быть прежним. Наконец, третье - это любовь к Богу, о которой со всей силой говорится уже в Ветхом Завете. Постижение Божественного не может быть простой любознательностью, даже «любомудрием» (философией), а становится делом жертвенного подвига. О. Павел Флоренский как-то сказал, что ищущий истину делает шаги навстречу своей смерти… В связи с этим очень важно дать определение «богодухновенности» Священного Писания. Богодухновенность (т. е. вдохновленность Богом) Священного Писания - это такое воздействие Духа Божьего на священного писателя, при котором, несмотря на личную, социально-историческую, национально-культурную его ограниченность, истина Божия передается без ущерба. Автор той или иной книги не может быть обычным грешником, но он - человек своего времени и ограничен естественным ходом истории. Поэтому текст Библии, особенно Ветхий Завет, не является «телеграммой», адекватной неизреченным глаголам Божиим, а передачей абсолютности Откровения ограниченными средствами древнего писателя… Но сам человек проходит в историческом бытии огромный путь, который можно обозначить схематически: рай - отпадение от Бога - язычество (и даже сатанизм) - воспитательная дисциплина Ветхозаветного Закона - спасительная свобода в Новозаветной любви Божией. Так что меняется не Откровение, а уровень его постижения человеком. Можно сказать и по другому: Бог открывает человеку знание о Себе настолько, насколько человек может вместить».
Journal information