Через 100 лет после постройки храм сгорел,из-за восстания, которое подняли возмущенные православные за изгнание горячо любимого ими Иоанна Златоуста, который открыто обличал пороки не только обычных мирян, но и представителей правящей элиты, равно утопающей в роскоши и богатстве, как и во всех грехах. Храм восстановил император Аркадий, но он опять был разрушен во время восстания народа, видимо, как ни прикрывались властители империи наружным благочестием, но людям глаза не закроешь, и не вырежешь всем языки, тем не менее, восстание утонуло в крови 35 тыс. человек.
После этого император Юстиниан заложил новый храм, несмотря на имеющиеся 30 церквей, которые сияли золотом, изумрудами и серебром. Он решил построить храм беспримерный в человеческой истории, который превзошел величием и роскошью, все, что есть в мире, даже Библейский храм Соломона. Ежедневно трудились около 10 тыс. рабочих. Со всех концов империи доставлялись мрамор, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни, из древних античных храмов вывозилось тоже все самое лучшее.
Когда строительство было окончено, мир был потрясен. Храм словно парил над городом. Настолько все в нем говорило о небесном, что люди, молясь, чувствовали присутствие Бога.
Алтарь был из литых золотых досок на золотых столпах, алтарь переливался драгоценными камнями более 70 цветов и оттенков. 40 окон в куполе заливали Софию светом.
Но богатство и роскошь Византии были давно «бельмом» в глазах турецких властителей.
В 1453 году турецкий султан Мехмед 2 во главе 200-тысячной армии осадил столицу. Константин11 не успел собрать войско, в столице было всего лишь 14 тысяч бойцов, император отрекаться от престола не стал, сам возглавил своих воинов и вместе с ними героически сопротивлялся захватчикам.
Но силы были неравны, и турки, сметая все на пути, ворвались в город. Султан приказал искать труп погибшего императора. Его еле нашли под грудой тел и опознали только по обуви, на которой были вышиты золотом двуглавые орлы. Уже мертвому императору по велению султана отрубили голову и выставили на высокой колонне.
Когда турки ворвались в храм, они увидели священника со святыми реликвиями, который на их глазах исчез за дверью, она слилась со стеной. (Лишь в 1850 г. во время реставрации дверь была обнаружена и вскрыта, она вела в часовню, а затем в уходящую вниз лестницу, которая теперь была завалена мусором. Видимо, священнику удалось тогда скрыться).
Мехмед въехал в Православный храм на белом коне. Но красота и великолепие Святой Софии поразили его настолько, что он вместо того, чтобы сравнять ее с землей, приказал превратить ее в мечеть. Крест был заменен на полумесяц. Пристроили минареты. Мозаики были замазаны известью. Были замазаны также портреты Константина и Юстиниана.

В 1934 г. Мечеть была упразднена, и в ней был открыт музей, были расчищены мозаичные образы Богоматери, Христа и многие шедевры византийских мастеров. Люди, входящие в храм чувствуют особую свободу в сияющем пространстве, ощущают дух средневековья и его непревзойденную красоту. И по сей день собор Святой Софии является музеем и открыт для всех, кто может его посетить.
Д. Юрьева для iov 75 с использованием статей М.В.Губарева и А.Ю. Низовского.
Journal information