iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

Владимирский собор в Киеве

В стародавние имперские времена в 1852 году митрополит Филарет (Амфитеатров) загорелся мыслью выстроить в Киеве собор, посвященный 900-летию крещения Руси, правивший в то время император Николай 1 одобрил этот проект. По всей России стали собирать средства на строительство этой уникальной красоты. Через 7 лет средства были собраны, а Киево-Печерская Лавра пожертвовала на строительство храма кирпичи со своего кирпичного завода.
Облик храма воссоздает старо-византийский стиль, в таком стиле строили соборы во времена самого князя Владимира Святославовича, которому и посвящен храм.



Собор был заложен в 1862 году, но его строительство тянулось почти 30 лет.Строительством руководил академик В.Н. Николаев, архитектор В.Я.Маевский и инженер Д. Биркин. Существенный вклад внес архитектор Рудольф Бернгард, который совершил точные математические расчеты, благодаря которым удалось избавиться от трещин в стенах собора.

Одновременно с собором, воздвигался памятник Богдану Хмельницкому, но он был готовым ранее собора.

В 1896 году, наконец, произошло освящение храма в присутствии уже Николая 2 и его супруги. С массивных бронзовых дверей главного портала на них смотрели изображенные княгиня Ольга и князь Владимир.



Но великую славу выдающегося памятника культуры и искусства собору принесло именно внутреннее убранство собора, его росписи, которые принадлежат кисти великих русских художников, чьи имена вошли в историю всемирного искусства - это В.М. Васнецов, М.А.Врубель, М.В.Нестеров, П.А.Сведомский и В.А.Котарбьинский. Васнецов и Нестеров придерживались русско-византийской манеры, а учившиеся в Риме Сведомский и Котарбьинский (по происхождению поляки) тяготели к европейской школе. В соборе предстает вся история русского православия (тридцать фигур русских святых: мучеников, святителей, князей, святых жен, Христа ради юродивых) ищущего подвига и правды.



Больше всего композиций и отдельных росписей принадлежат В.М.Васнецову. Кроме евангельских сюжетов он пишет «Крещение князя Владимира» и «Крещение киевлян». Прекрасно исполнены иконописные портреты Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги. Центральная композиция в алтаре храма – Богоматерь с младенцем. Она производит незабываемое, сильное впечатление. Богоматерь словно освященная зарей несет навстречу миру своего Сына. Ее большие, карие глаза полны печали и любви, и смотрят на входящего. Один из современников, посетивший собор писал, что это не мадонна Рафаэля, «Васнецовская» Богоматерь – это «проникновение в Божественный замысел и любовная покорность ему наряду с великим страданием и самоотречением».

Кисти Врубеля принадлежат росписи правого нефа собора. Нестерову принадлежат 4 иконостаса, композиции «Рождество» и «Воскресение», «Богоявление». Особенно выделяются иконы святых князей Бориса и Глеба и княгини Ольги. Образ князя Глеба исполнен одухотворенной печали, и словно предчувствием близкой смерти.



Сведомский и Котарбьинский вдвоем выполнили полные драматизма и трагедии, реалистические композиции «Тайная вечеря», «Христос перед Пилатом», «Распятие» и др.

Владимирский собор сразу привлек внимание современников. Его художественные достоинства горячо обсуждались, о них много спорили, но то, что в этом соборе нашел свое яркое и неповторимое воплощение стремительный взлет русского искусства конца 19 века, никто не оспаривал. Не можем оспорить и мы. Это действительно мощное вдохновенное произведение русских православных художников Российской империи.



В 1929 г. Всеукраинский ЦК принял решение о закрытии храма Святого Владимира и превращении его в Музей антирелигиозной пропаганды. (Интересно, что там можно было пропагандировать, кроме красоты?) В годы гитлеровской оккупации велись реставрационные работы в соборе.

Сейчас Владимирский собор – символ всей русской православной истории и искусства, после уничтожения Союза стал принадлежать Украинской православной церкви Украинского патриархата. В этом соборе в 1995 г. был избран патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет. Интересный ход истории - выдающиеся русские художники, писавшие шедевры для России, вдруг «оказались» в украинской юрисдикции! Может поэтому постановления собора, проходишего в стенах Владимирского храма, где все свидетельствует о России и ее историческом духе, не был признан ни одной из поместных Православных церквей.

Д. Юрьева
Специально для iov75 с использованием статей М.В.Губарева и А.Ю. Низовского.


Tags: история России, культура, православие
Subscribe

promo iov75 november 27, 19:24 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Эсхатологические представления вырастают на базе повседневных эмпирических наблюдений, продиктованных желанием определить все возможные связи и параллели между «миром» (извечным порядком) природы и находящимся в стадии становления «миром» людей, но оформляются они на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment