iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Category:

Церковь Христова на земле - “воинствующая" или "странствующая"?

Оригинал взят у diak_kuraev в Когда русофобия затмевает глаза

"Заметим, что в русскую церковную традицию, однако, внесены дополнительные коннотации, усиливающие или акцентирующие воинские характеристики. Например, эпитет «воинствующая» является результатом перевода латинского слова “peregrina” (дословно «странствующая»), которое употребляет блаж. Августин Гиппонский в Беседе «О том, что Христос в Писании изображается неодинаково. Против ариан»[1].

(прим. iov75 - «…Церковь земная, воинствующая (peregrina), присоединяется к той небесной Церкви, где мы имеем своими согражданами ангелов, с коими непостыдно, как раньше, соединимся по воскресении тела, согласно обетованию, что сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых, будут равны ангелам (Лк.20:36), и будет единая Церковь, царство Великого Царя». См.: Августин блаж. Беседа 1. О том, что Христос в Писании изображается неодинаково. Против ариан // PROFILIB. Электронная библиотека - https://profilib.com/chtenie/107574/avgustin-blazhennyy-sochineniya-199.php).

То есть русский перевод искажает первоначальный смысл августиновского определения Церкви на земле, внося иное значение в её характеристику, соответствующее не термину в оригинале, а тому богословскому контексту, который такой перевод желает высветить[2]. Коль скоро наше исследование сосредоточено на современности, мы не будем углубляться в историю вхождения в российский церковный словарь общеупотребительных клише из военного лексикона, но так или иначе нельзя не признать, что характеристика «воинствующая» возникает не случайно".

http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=3567

Борис Кнорре.«Богословие войны» в постсоветском российском православии // Страницы: Богословие. Культура. Образование, 19:4. 2015.

***

А Оксфордский словарь говорит, что

‘the church militant’ - The expression, traditionally ascribed to Pope Clement V, who used it in his letter to King Philip IV in 1311, indicates all living Christians

Как этот образ употребляется у Лютера см. тут

https://books.google.ru/books?id=lpQ3AAAAIAAJ&pg=PA216&lpg=PA216&dq=ecclesia+militans+ecclesia+triumphans&source=bl&ots=9ipnVu3VX7&sig=MK_pKEF3BhpG2cuz9azZa1UDwL4&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiYu6mOweLTAhVBriwKHRfLBcQQ6AEIQTAD#v=onepage&q=ecclesia%20militans%20ecclesia%20triumphans&f=false

Говоря о неверном переводе из блаж. Августина, надо было бы для начала узнать дату издания такого перевода и посмотреть - а не было ли ранее этого издания случаев употребления словосочетания "церковь воинствующая" в русской богословской и проповеднической литературе, равно как и показать, что последующие такие случаи опирались именно на данный перевод данного августиновского текста.

Перевод же сей был издан лишь в 1913 году:
прот. Дмитрий Садовский. Проповеди блаженного Августина. Добавление к книге "Блаженный Августин как проповедник". Сергиев Посад, 1913, с. 10.

Среди более ранних узусов - письмо митр Филарета Дроздова старцу Макарию от 11 мая 1859 года: "Православная церковь, всегда воинствующая на земли, многие века в Отечестве нашем покровительствуемая, ныне близка к тому, чтобы по грехам нашим приближается к тому, чтобы вновь стать гонимою"

Более чем за сто лет до него св. Димитрий Ростовский тоже употребляет это слово:
"Христос в Церкви воинствующей есть первенствующий” (Речи к Петру Великому архиерея Дмитрия, в 1701 году, когда он, еще будучи архимандритом, пришел в Москву с Украины // Творения иже во святых отца нашего Св. Димитрия Ростовского, СПб. 1910, изд. Сойкина. с. 991).

Это все настолько очевидно, что столь очевидный ляп автора и его издателей можно объяснить лишь предвзятостью.

***

При этом возмущение Бориса Кнорре нынешней нарочитой милитаризацией церковной риторики я вполне разделяю.

******

P/S. По ТЕМЕ:



«Мир долгим не бывает, мир сейчас долгим, слава Богу, не будет. Почему я говорю «слава Богу» — общество, в котором слишком много сытой и спокойной, беспроблемной, комфортной жизни, это общество, оставленное Богом, это общество долго не живет» (прот. Всеволод Чаплин).
А несколькими месяцами позже он заявил о том, что война нужна, с одной стороны, как «очистительный огонь», с другой стороны, как жизненный «драйв», так как русские – это «народ воин».




Tags: идеология, православие в России, пропаганда, религия и политика
Subscribe

promo iov75 april 19, 2020 13:34 10
Buy for 40 tokens
Первая решительная победа жизни над смертью. Непрерывная война между ними – между живым духом и мертвым веществом – образует, в сущности, всю историю мироздания. Хотя и много насчитывалось побед у духа до Воскресения Христова, но все эти победы были неполные и нерешительные, только…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments