Около восьми лет тому назад, Национальный совет по разведке (NIC) США обнародовал доклад "Мировые тенденции 2025: Трансформация мира" (Global Trends 2025: A World Transformed). Подобные прогнозы о том, что мир ждет в будущем, эксперты готовят для Белого дома каждые четыре года на основе данных всех разведслужб США.
Этот отчет был подготовлен для администрации избранного тогда президента Барака Обамы и по тону разительно отличается от прежних. Главное отличие в том, что картина будущего не содержит разделения на "своих" и "чужих", свойственного эпохе президента Буша-мл. Более того, аналитики открыто провозглашают конец доминирования США на международной арене будущего мира.
США потеряют гегемонию
Через 20 лет окончательно умрет однополярная система, возникшая после падения Берлинской стены и развала СССР. Центров влияния станет много, а разрыв между развитым и развивающимся миром будет сокращаться. США останутся самой могущественной державой, но восхождение развивающихся стран и региональных блоков не позволит ей "задавать тон" в мире, пишет Financial Times.
"Большое количество влиятельных игроков и подозрительность со стороны сильных государств отставят меньше возможностей США задавать тон без сильной партнерской поддержки", - говорится в докладе. Центр тяжести международного влияния сдвинется на восток. Значительнее всего усилится мощь Индии и Китая, который "окажет большее влияние на мир, чем любая другая страна".
В списке крупнейших экономических регионов Россия в 2025 году останется на шестом месте - после США, Китая, Европы, Индии и Японии. Этому будет способствовать повышенный спрос на нефть. Ослаблению влияния США будет способствовать научный прогресс в других странах, увеличение нерегулярных вооруженных сил, как государственных, так и негосударственных, распространение высокоточного оружия дальнего действия и усиление роли кибер-войн.
Ядерный конфликт
Аналитики Национальной службы разведки считают, что международная система, которая установилась после Второй мировой войны, к 2025 году станет "неузнаваемой из-за усиления развивающихся стран, глобализации экономики и исторического перехода относительного богатства и экономической власти с запада на восток, а также растущего влияния негосударственных субъектов".
В прошлом такие многополярные системы проявили себя как более нестабильные по сравнению с биполярными или однополярными, считают эксперты. В связи с этим в будущем, по их мнению, нельзя исключить сценария XX века с гонкой вооружений, расширениями территорий и военным соперничеством.
Конфликты будет провоцировать и стратегическая конкуренция в сфере торговли, инвестиций, технологических прорывов и приобретений. Повысит нестабильность и рост числа самостоятельных игроков, не являющихся государствами, например, корпораций, племен, религиозных объединений и криминальных сообществ. Аналитики NIC не исключают также вероятности ядерного конфликта, которому будет способствовать растущая конкуренция разрозненных стран мира за ограниченные ресурсы на фоне роста ядерного вооружения, в особенности на Ближнем Востоке.
Демократия
Ведущая разведорганизация с тревогой пишет также о том, что победу демократии в ее западном понимании больше нельзя считать неизбежной, а некоторые государства рискуют оказаться во власти криминальных сетей. "Западная модель экономического либерализма, демократии и секуляризма, которую многие считали неизбежным итогом развития государства, может потерять свою привлекательность, по меньшей мере, в среднесрочной перспективе", - говорится в отчете.
"Сегодня богатство не просто перемещается с запада на восток, но концентрируется в большей степени в руках государства", - продолжают авторы отчета, приводя в качестве примера Китай и Россию. В свете мирового экономического кризиса 2008 года модель "государственного капитализма" будет набирать популярность. В отдаленной же перспективе, когда такие государства, как Китай и Россия, уже не смогут отвечать запросам среднего класса, движение к демократии может набрать силу, но возможно и движение к национализму и ксенофобии.
Дневник президента
Важным фактором нестабильности на планете, считают аналитики, станут также климатические изменения. Для большей наглядности в доклад включен воображаемый дневник президента США из будущего, в котором, в частности, содержится такая запись от 1 октября 2020 года, когда во время Ассамблеи ООН на Нью-Йорк обрушился ураган, вызванный глобальным потеплением:
"Видимо, этого следовало ожидать, но все же это стало шоком. Некоторые сцены напоминали времена Второй мировой войны, только на этот раз не в Европе, а на Манхэттене. У меня до сих пор стоят перед глазами образы авианосцев и транспортных судов, эвакуирующих пострадавших… Шквал бедствий, растущих проблем здравоохранений и других проблем приводит к последствиям, значительно превышающим те, которых мы ожидали 20 лет назад".
Из хороших новостей будущего можно отметить, что, по прогнозу авторов отчета, к 2025 году мир найдет альтернативу нефти.
***
"Петля анаконды" вокруг России сжимается. Запад приступает к построению по периметру российских границ «ядовитого буфера» Украина и Крым – лишь предлог наращивания мер воздействия на Россию. Истинная их цель – окончательное решение русского вопроса. В марте 2015 года «теневое ЦРУ» – глобальная разведывательно-аналитическая компания Strategic Forecasting, Inc. (переводится как «Стратегическое прогнозирование») со штаб-квартирой в городе Остин, штат Техас, больше известная, как Stratfor, опубликовала свой долгосрочный прогноз под названием: «Мир грядущего десятилетия 2015-2025», в котором в качестве ожидаемых событий, очевидно, очерчена конечная участь нашей страны. И всё, что сегодня происходит, направлено именно на достижение этого окончательного результата.
Итак, что же происходит и на достижение какого результата всё это направлено? 17 апреля стало известно, что эксперты американского исследовательского центра RAND призвали Министерство обороны США оценить и просчитать все возможные сценарии реагирования на любые проявления агрессивных действий со стороны России. Об этом говорится в специальном докладе, опубликованном на сайте организации. «Различные сценарии и нештатные ситуации, о которых мы слышали в Швеции, Эстонии, Латвии и Польше по поводу действий России и потенциальных ответных реакций НАТО, должны быть оценены министерством обороны США», – говорится в документе.
В частности, аналитики предлагают Пентагону чётко проработать сценарии нейтрализации Калининградского укрепрайона и военно-морской базы, а также рассмотреть возможные варианты ответных действий со стороны России в этом случае. «Вся тема нейтрализации Калининграда поднимает вопрос об эскалации и потенциального ответа РФ на то, что Россия будет оценивать в качестве ударов по родине», – пишут докладчики RAND. Помимо этого, эксперты призвали Пентагон оценить возможности России политически дестабилизировать прибалтийские страны и в ответ посоветовали использовать некоторые «необычные» сценарии. Идём дальше. В середине апреля ряд стран НАТО и Европейского союза договорились на встрече в Хельсинки об учреждении Европейского центра по сдерживанию гибридных угроз, исходящих из России. Центр будет полностью готов и открыт до конца года. На церемонии утверждения меморандума, который скрепили своей подписью 9 стран (Финляндия, Швеция, Латвия, Литва, Польша, Франция, Германия, Великобритания и США; другие страны-члены НАТО и ЕС, как ожидается, присоединятся к центру в ближайшем будущем), присутствовали официальные представители НАТО и ЕС, а также глава МИД Финляндии Тимо Сойни. То есть всё серьёзно и на самом высоком уровне.
«Сдерживание гибридных угроз – это приоритетная задача для НАТО, поскольку они размывают границы между миром и войной, сочетая военную агрессию с политическими, дипломатическими, экономическими, кибермерами и дезинформацией», – отмечается в документе. А это уже не аналитические предложения использовать «некоторые необычные сценарии», а вполне конкретная подготовка к ним. Иными словами всё вышеперечисленное и приписываемое нам, будет исходить из этого Центра и его филиалов вдоль наших ближних и дальних границ, и направляться против России.
Что это будет означать на практике и чем опасно для нас? Во-первых, этот Центр и его филиалы, наряду со стягиваемой к нашим границам техникой и выстраиваемой в том же направлении технически-снабженческой инфраструктурой Североатлантического альянса, станут частью общей комплексной угрозы в отношении Российской Федерации. Во-вторых, грань между войной и миром действительно становится всё тоньше и незаметнее, поскольку новых правил и «красных линий» гибридной войны – нет. А это значит, что борьба двух «спортсменов», проводящих поединок без признанных обеими сторонами чётких правил, в любой момент может перейти в драку не на жизнь, а на смерть, если один из поединщиков сочтёт, что другой уже не борется, а дерётся. В-третьих, всё это мы уже проходили.
Начиная с 1925 года вокруг Советской России уже строился «санитарный кордон», усиливались приграничные группировки, заключались союзнические договоры «на случай советских агрессивных происков» и создавались подрывные центры для «свержения власти большевиков». Всё это вместе взятое повлияло на принятие Сталиным решений о присоединении Западной Украины и Западной Белоруссии, части Бессарабии и отдалении границы от Ленинграда за счёт финской территории. А в конечном счёте – приблизило и развязало Вторую мировую войну.
Сегодня же, мы должны чётко для себя уяснить, что так называемые буферные государства вокруг России становятся ареной новой борьбы между нашей страной и западными «партнёрами». Противоположная сторона стратегически меняет статус этих государств с потенциально возможных источников получения каких-либо выгод для России на «страны-засеки» - перволинейный санитарный кордон и плацдарм-балкон для проведения превентивных «сдерживающих операций».
Готовиться к защите своих интересов исключительно на собственной территории – смерти подобно. Американцы даже мысли не допускают о какой-либо войне (включая любые виды гибридной) на своей территории. Напротив, они просто одержимы идеей покрытия территории чужих государств, прилегающих к границам их потенциальных противников, всевозможными центрами и базами для развёртывания, с вовлечением в эту работу контингентов и ресурсов принимающей стороны.
Так, выступая 11 апреля с ежегодным докладом в национальном парламенте, министр обороны Грузии Леван Изория сообщил, что в стране в текущем году совместно с Соединенными Штатами будет построен и полностью оснащён Центр боевой подготовки, аналогичный Центру объединённой многонациональной готовности находящийся на американской военной базе в немецком городе Хохенфельс в Баварии. Решение об этом в ближайшем будущем примет правительство. «Это станет аналогом того центра, который есть у США в рамках европейского командования на территории Германии. Это очень амбициозный план», – сказал Леван Изория. Из всех этих событий одного только текущего апреля видно – нас обносят по дуге от Финляндии до Грузии, вплотную придвигая к нашим границам не только готовую и чисто военную инфраструктуру и воинский контингент НАТО, но и строят новые центры и готовят всевозможные «необычные» сценарии.
Зачем же всё это делается на самом деле? Ведь не думают же всерьёз в США, НАТО и ЕС, что Россия действительно вдруг ни с того, ни с сего, нападёт на «балтийских карликов» и объявит войну всему Североатлантическому альянсу? Или стремительным броском захватит Тбилиси? Во время пятидневной операции по принуждению Грузии к миру у России была такая возможность, когда армия противника практически разбежалась. Но российские войска ушли, а новое грузинское руководство всё это, как видно, ничему не научило. Как, собственно, и руководство всех других «буферных» государств.
Так для чего вся эта возня со стягиванием войск к нашим границам, строительством баз сосредоточения и развёртывания крупномасштабных сил альянса, созданием «сдерживающих», «противодействующих» и контр-пропагандистских центров? Ответ на этот вопрос мы находим в прогнозе Stratfor. В нём прямо написано: «Мы не думаем, что Российская Федерация способна просуществовать в своём нынешнем виде еще десять лет». Не думаем, по всей видимости, следует читать: сделаем всё, чтобы она в ближайшие десять лет перестала существовать в своём нынешнем виде.
Вот для этого, собственно всё вышеперечисленное и делается. У «буферных» стран «санитарного кордона» во всём этом тоже есть свой интерес, и не малый. Снова читаем в прогнозе Stratfor: «К западу от России Польша, Венгрия и Румыния попробуют вернуть регионы, потерянные когда-то в борьбе с русскими. <…> На юге РФ утратит способность контролировать Северный Кавказ, в Средней Азии начнётся дестабилизация. На северо-западе Карелия попытается вернуться в состав Финляндии». То есть, «буферных» заинтересовали серьёзными приобретениями за счёт России под предлогом того, что «исконные земли» с традиционно принадлежащим им населением (например, такие, как Карелия) спят и видят, чтобы вернуться на «историческую родину» в Финляндию, Польшу, страны Балтии и так далее.
Наши действия в Крыму и даже натовские в Косово – детские шалости по сравнению с этими прогнозными планами. О том, что это не бред сумасшедшего, можно судить хотя-бы по нынешней реакции Грузии на визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Абхазию. 18 сентября её МИД распространил заявление, в котором, в частности, сказано: «Визит министра иностранных дел России в Абхазский регион с нарушением государственной границы Грузии и незаконное открытие там нового здания дипломатического представительства России грубо нарушает принцип уважения суверенитета и территориальной целостности Грузии». Наш МИД ответил в тоне претензий противоположной стороны: «Грузия продолжает претендовать на территории Абхазии и Южной Осетии, отказывается договариваться с ними о неприменении силы и при этом упорно стремится в НАТО».
В этой фразе ситуация отражается как в капле воды: практически все «буферные» государства, как те, что входили в состав СССР, так и не входившие, кто-то – явно, как прибалты, кто-то – не особо афишируя, но были бы совсем не прочь активно поучаствовать в окончательном решении «русского вопроса». Отсюда и такое страстное желание разместить на своих территориях всякие «сдерживающие» и «противодействующие» центры, натовские контингенты и базы. «Вопросом первой половины десятилетия будет территория, на которую распространится новый Балто-Черноморский союз. Логично было бы расширить его до Азербайджана и Каспийского моря», – пишут авторы прогноза Stratfor. Вот этот стратегический замысел, под информационной завесой сдерживания агрессивной России, вынашивающей планы гибридной войны в отношении соседей, очевидно, и осуществляется на наших глазах.
Чем ответим мы? Начнём с мер чисто военного характера. Северо-западное стратегическое направление потихоньку укрепляется как никакое другое. Так, с Чёрного моря на Балтику под видом планового ремонта ушли два самых новых малых ракетных корабля «Зелёный Дол» и «Серпухов», усилив её своими крылатыми ракетами «Калибр» большой дальности. Очевидно, по этой же причине на Чёрное море задерживается отправка двух давно готовых и прошедших все испытания подводных лодок. Здесь создана плотная многоуровневая система ПВО, перекрывающая не только своё воздушное пространство, но и небо с ближайшим космосом стран-соседей, что им и натовцам конечно очень не нравится.
Постепенно ударные группировки создаются по всей дуге от Баренцева до Каспийского моря. Опять же потихонечку снимаются с хранения, модернизируются и возвращаются в строй некоторые виды тяжёлого вооружения сухопутных войск и авиационной техники. Параллельно увеличивается количество и численный состав сил постоянной готовности. В Указе президента, в частности, говорится, что с 1 июля 2017 года штатная численность Вооруженных сил РФ составит «1 903 051 единицу, в том числе 1 013 628 военнослужащих». Так что стратфортовский прогнозный сценарий, по-видимому, в соответствующих российских ведомствах учитывается и берётся в расчет при планировании. По поводу «буферных» государств иллюзий тоже ни у кого нет: если медведь ослабнет, разорвать его на куски найдётся много желающих. Но этого мало. Как уже было сказано выше, готовиться к защите своих интересов исключительно на собственной территории – смерти подобно.
Пора начинать строить центры «опережающей подготовки» молниеносного реагирования на «цветные революции» и ассиметричные ответы в дружественных государствах Латинской Америки и странах ОДКБ. Создавать «интербригады» для борьбы с иностранным (будем так говорить, террористическим) проникновением, чтобы не было больше Сирий и подобных прецедентов. Рассмотреть вопрос о возвращение на наши, потерянные не так давно, стратегически важные базы в других странах. Если уж нас окружают «нарывами», надо принимать защитные меры против заразы и к быстрому излечению, если что."
Заметка от издания "Колокол России".
https://m.vk.com/strelkov_info
Journal information