iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

История и Смысл (религиозный аспект)

Посылка: человек – венец творения Божьего, образ и Его подобие. Вот сущностное определения человека, если мы в рамках религии, хотим говорить о Человеке. Каждый человек – целый мир, вселенная. Да, мы приходим, чтобы приобщиться к общей трагической человеческой судьбе, но путь каждого из нас, если он освещается божественным светом, поиском смысла - это путь совершенствования, путь борьбы, путь бесконечного познания Бога. Смысл всегда больше (и по объему и по содержанию) того, что является со-бытийной, фрагментарной составляющей нашей жизни.

Возьмем, например прошлое, как разрозненную и бессвязанную цепь событий и фактов, и мы увидим, что только пропущенное чрез наше сознание и целепологание прошлое становится историей. А в феноменально – профаном мире, где историческое видение смысла меняется с изменением политических режимов, все обстоит несколько иначе, здесь «торжествует» тезис: «история – это политика, обращенная в прошлое». Но «знание» истории предполагает и особое, «образованное» мировоззрение. Но это то, что всегда «идет» от нас. А всегда ли? Я уверен, что если бы мы, не обладали такой «слишком человеческой» способностью как память, то истории для нас просто бы не существовало. С другой стороны, история только тогда приобретает смысл, когда мы, хотя бы только гипотетически мыслим историю в ее конечности, ибо бесконечная история – бессмыслица. Именно здесь находится ядро глубинной лжи, историософского мифа тоталитарной идеологии, где каждое предыдущее поколение приносится в жертву будущему поколению, а в итоге бесконечному идеально – эфемерному вечно – будущему Вечному. Здесь история всегда бесконечна. Именно одна из этих гносеологических парадигм сознания и позволяет контролировать человека, навязывая идеологемы – утопии, следствием которых является фанатизм. Ключ, к истинному пониманию этого уродливого феномена, лежит в религиозной «идеи» под названием родовое бессмертие. Здесь личное бессмертие - живой, предстоящей пред Живым и Личным Богом человеческой Личности просто исчезает, втаптывается в грязь «свального греха». Вечная проблема и трагедия (рождающая интеллектуальных чудовищ вроде: «прошлое находит свой смысл в настоящем, а настоящее в будущем и так… вечно») секулярного сознания – это бессмыслица всякой исторической свершенности. Нас учили: факты, факты: «От фактов – ни на шаг. Но жизнь меня научила другому. Я слишком часто убеждался, что все так называемые факты всегда случайны, неожиданны, текучи и ненадежны, часто непонятны, а иной раз и прямо бессмысленны. Поэтому мне волей-неволей часто приходилось иметь дело не только с фактами, но еще более того – с теми общностями, без которых нельзя было понять и самих фактов» / А.Ф. Лосев «Реальность общего». С229 «Альманах Библиофила. «Тысячелетие русской письменной культуры (988 –1988)» М. «Книга» 1989 г./. По верному замечанию современного американского философа Хьюстона Смита: «Религия в первую очередь не собрание фактов, но собрание смыслов. Можно бесконечно перечислять богов, обычаи и верования, но если это занятие но дает нам возможность увидеть, как с их помощью люди преодолевали одиночество, горе и смерть, то сколь бы безукоризненно точно это перечисление не было сделано, оно не имеет к религии ни малейшего отношения».

«Когда-то мне не давал покоя вопрос: почему история кончается. Почему — при всех наших грехах — Творец не даст шанса еще одному, незапятнанному поколению? Потом я увидел: история нужна, пока у человека есть свобода. Когда свобода последнего выбора отнимается — створки истории схлопываются. Движение невозможно... Поскольку же Бог творит мир не безвольно, но осознанно - Он знает, какую цель Он ставит перед миром. Бог знает смысл истории. Но смысл – это то, что находится за пределами события. Смысл всегда «вне». Если у истории есть смысл, значит, история должна иметь свой предел: иначе у нее не будет того «вне», той Цели, которая оправдывала бы собой весь ток истории» / о. А. Кураева «О нашем поражении»/. Если же история не может исполнить этого своего назначения, — она кончается. «Так бежит время, и с собою гонит всех к последнему дню явления Господа нашего Иисуса Христа…» (преп. Феодор Студит).

Чему нас учит история? История нас учит тому… что она нас не чему не учит. До тех пор, пока мы сами не начнем видеть и учиться. А если этого нет? Не судьба! Тогда и история не имеет для нас никакого смысла. И это касается не только истории. Для нашего современного ума очень характерен вопрос «для чего?». Мы постоянно спрашиваем: для чего Бог создал мир? Для чего Бог создал человека? Хотя некоторые богословы пытаются отвечать на этот вопрос, но твердый ответ существует только в учебниках.

Для чего Бог создал мир? Абсолютно бесполезный вопрос, но именно этот вопрос рождает космогонии, как древние, так и новые. Почему, мы можем ответить Бог есть любовь. А для чего это абсурдный вопрос, потому что Бог есть полнота, Ему ничего не нужно. «Для чего» предполагает, что у тебя чего-то нет, а, сделав это, ты что-то дополнишь в себе. А Бог есть полнота всего. Но, сам факт того, что мы задаемся этими вопросами говорит о колоссальной потребности в целостной, мировоззренческой картины бытия. Конечным пунктом этих стремлений, во всех областях человеческой культуры, является желание прийти к постижению Единого Смысла, Абсолюта, некой панацеи могущей и способной объяснить абсолютно все. Отсюда детерминизм, каузальность, механицизм (физических и даже духовных законов), универсализм и т.д.

P/S.

Кто я? Духовная монада, обреченная пройти сквозь бесконечный цикл страданий, чтобы вернуться в лоно чистого духа, или пылинка выброшенная в "плесень" случайно образовавшуюся на просторах бескрайнего и мертвого мироздания. Во втором случае мир, как впрочем и я, - бессмысленнен."В глобальной бессмысленности ничто и никто не может иметь глобального смысла. Всё сиюминутно и ограниченно, и это состояние вечно" - блин...попахивает серой. Да и само стремление жить - бессмысленно.
Есть расхожее мнение, что идея смерти как Смысла (др. Египет), создало религию. Это полная фигня.Любая религия, со своими воскрешающими или умирающими божками и даже "нирвана", как "ничто,которое ничтожит" - есть утверждение Жизни. Совершенно очевидно, что Ветхий Завет, вполне обходится без загробной жизни. Бог вознаграждает праведников долголетием и счастьем здесь, в земной жизни. В текстах Торы как аксиома звучит мысль о том, что Бог вознаграждает праведников, дарует им процветание и благосостояние, а грешников наказывает разорением и гибелью. Об этом гласит вторая часть молитвы "Шма", вложенной в уста пророка Моисея и являющей собой иудейский символ веры (продление жизни и получение земных благ).

За годы короткой жизни, я потом, страданиями и кровью бьюсь с бессмысленностью за смысл. Все обращено против меня. Все кричит мне: Умри! Борьба за выживание в биологической природе, инсталлированна и в мир человеков. Самое смешное, что в абсолютно враждебной среде (Руссо отдыхает в своей антропологизированной "нирване"), в борьбе с ней, возникает только одна цель - жить. Отсюда, борьба с бессмысленностью за смыл, цель которой - жить! Вот это и есть Счастье !? Ситуация тем страшнее, чем более она осмысленна. Тезис о смысле существования - как стремлении к удовольствию (Эпикур), или констатация факта о тотальности страдания ничего принципиально не меняет. В королевсстве кривых зеркал - все зеркала кривые и нет никакого точного коррелята, что вглядываясь в зеркало, я убежден, что оно не кривое. Зеркало, пожалуй единственная вещь, посмотрев в которое, вы через мгновение забываете свое лицо. Тем более, что ваше лицо всегда иное - 10 лет, 20 лет и т.д.

Когда-то в Древней Руси, существовала интересная традиция (Псков, Новгород). Когда рождался младенчик, художник писал с него икону, а после отпевания эту иконку ложили ему в руки, как сейчас кладут ширпотребные иконки в современных храмах. К сожалению идея забыта - младенец наиболее чисто отражает душу человека. Но у младенца и нет цели, как нет цели у чистого света. Цель есть у родителей - плод любви (это в лучшем случае), в худшем ... умолчу.

Есть библейское выражение (Соломон): «благими намерениями вымощена дорога в ад». Почему благими? Что может быть плохого в благом намерении? Да и потом, если благие намерения ведут в ад, куда ведут злые? По логике «от противного» — в рай. Но ведь это очевидный абсурд! Смысл выражения таков: в ад ведут не вообще благие намерения, а недодуманные, не осмысленные во всей полноте, выведенные из ложной точки отсчёта.

Tags: размышления
Subscribe

promo iov75 april 19, 2020 13:34 10
Buy for 40 tokens
Первая решительная победа жизни над смертью. Непрерывная война между ними – между живым духом и мертвым веществом – образует, в сущности, всю историю мироздания. Хотя и много насчитывалось побед у духа до Воскресения Христова, но все эти победы были неполные и нерешительные, только…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments