***
Современный мир с его сверхсовершенствующейся технологией, с его мобильными, т.е. поверхностными отношениями между людьми, как и 2000 лет тому назад, предлагает человеку, в глубинах подсознания которого живет вся человеческая история от Адама до наших дней, три, старых как мир, искушения. Мы помним, что дьявол (вспомним инквизитора из Достоевского) призывает «пожалеть» человека, разрешить ему его «маленькие» слабости и лишить свободной воли. Завороженные и прельщенные люди обретут не всеобщее счастье и благоденствие, как обещает сатана, а превратившись в массу, живущую ценностями потребительской культуры, и уподобляющуюся своим знаменитым кумирам, окончательно утратят «образ и подобие» Божие, создавая на земле торжество вечного царства «ДАЙ»! – ибо я так хочу!» Каждому приходящему в жизнь предлагается тем или иным способом, за кусок хлеба, за сытую и привольную жизнь отдать божественное право свободного творческого совершенствования, предлагается преклониться перед властью тьмы, пренебречь великим даром свободы, отказаться от вечной истины, отказаться от смысла человеческой жизни.
В этих трех искушениях как бы собрана в одно целое и предсказана вся дальнейшая апостасийная история человечества и явлены три образа, в которых сойдутся все неразрешимые исторические противоречия человеческой природы на всей земле. Цивилизация использует все дьявольские ухищрения, чтобы отвлечь человека от духовной жизни, усреднить, обезличить его, свести его потребности до хлеба и зрелищ. Конечно, замечательно констатировать позитив в умножении возможностей в сфере товаров и услуг, возможностей в информационной и высокопроизводительной экономической сфере, достижений наук и медицины. Наиболее важным и ценным надо полагать является приобретенная способность в межличностных коммуникациях, вести диалог друг с другом и другими сообществами, находить консенсус в межрелигиозных конфронтациях и снимать национал-шовинистское напряжение в обществе. Я выскажу, пожалуй, тривиальную мысль: «За все нужно платить»! По злому и остроумному замечанию Ницше: «Всякий кто когда-нибудь строил новое небо, находил силы для этого лишь в собственном аду», можно смело аттестировать многие соцпроекты. А чем человек платит сейчас? «Люди оказываются в среде нечеловеческих существ, как это было в прошлом, но объектов. Новая реальность практически вся искусственна. Имеет место не обмен людей друг с другом, но статистический процесс обмена товарами и сообщениями: начиная со сложной организации дома с множеством технических «слуг», до городов-мегаполисов с их коммуникационной и профессиональной активностью и вечным праздником рекламы в повседневных сообщениях средств массовой информации». Если раннее, социально-общественные, внутриполитические «связи» создавались, для того чтобы оградить и защитить человека от произвола себе подобного (эти «связи» носили крайне содержательный характер), то теперь, когда человек стал взаимозаменяемым, превратился в некую социальную функцию, они сами носят формальный, тотально-принудительный характер. Современная власть предполагает владение товаром, результат: тот, кто владеет товаром, владеет и людьми. При этом культура, да и сама организация общества крайне усложнилась, что требует не просто «человека-машину», некого функционера по обслуживанию ее инфраструктуры, а по настоящему свободно-творческого, способного к непредвиденным, вариативным ситуациям человека.
Одновременно для человека XXI века, обратившего свой внутренний дух к Святому Благовестию, кажется все понятным. Все давно объяснено великими и авторитетными толкователями, проповедниками, Святыми отцами Церкви. Путь Господа, следовать которому и призван человек, четок, от проповеди до Его крестной жертвы. Заповеди просты и ясны. Но, тем не менее, христианин порой испытывает тяжесть потери смысла, некое отчаяние среди родных и близких людей, его посещает ощущение пустоты и никчемности своей жизни. Как же устоять современному человеку против соблазнов, которые и сотканы из этих «малых слабостей», которые в совокупности ведут к тому, что христианин следует не духу Христову, а духу мира сего. Получается, что в нужный момент, он не способен четко сказать «да» или «нет», он прощает себе маленькие грехи, и вот уже не замечает, как сердце его не горячо и не холодно, в нем пусто. Но Живой Господь говорит: «кто не со Мной, тот против Меня, кто не собирает, тот расточает, ветвь не приносящая плода будет отсечена». И все потому, что мы до конца не понимаем смысла той встречи в пустыне.
Если мы примем во внимание весьма суровые природные и климатические условия выжженной солнцем Иудейской пустыни, где с июня по сентябрь не выпадает ни одной капли дождя (среднегодовые осадки в районе Иерихона составляют 118 мм, в то время как в соседнем Иерусалиме – 638 мм), а температура достигает свыше +50, то образ смерти и страшного сорокодневного поста встанет пред нами во всей своей непреукрашенной правде. Да, конечно, человеческое в Господе «напоследок взалкало» и, несомненно, удар был направлен в момент естественного и мучительного состояния голода и страшной жажды.
Слова Господа: «Ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30), указывают на то, что, искушая, диавол столкнулся неожиданно с тем, что во Христе он не нашел ничего, из того что было свойственно падшей и греховной человеческой природе. Нет «зацепки». Ничто в природе Христа, когда «приступил к Нему искуситель», не ответило врагу. Во Христе было что-то «новое» (новый Адам), а, следовательно, тактика искушения строилась на попытке пробиться во внутрь Христа; ожидание некой ответной реакции на призыв-искушение. Уже одно то, что Иисус был в пустыне со зверьми, и они несколько не вредили Ему, указывало на безгрешность и святость Его природы (что не могло не насторожить врага).
«И приступил к Нему искуситель, и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». (Мф. 4: 3-4). В ответе Господа весьма интересным представляется его утверждение, что не «хлебом единым будет ». Слово - означающее будущее! Из Священного Писания мы знаем о том, что Господь применял Свою Божественную власть (при умножения хлебов для 5.000 и 4.000 тысяч голодных людей (Мф. 14: 15-20; 15: 32-38), при первом и втором чудесном улове рыб (Лк. 5: 1-11; 21: 1-11), при претворение воды в вино (Ин. 2: 1-11)) для пропитания и накормления людей, но никогда для Себя. Более того, в 6 главе евангелист и апостол Иоанн Богослов показывает нам всю безнадежность и бессмысленность попыток построения царства «сытых внешним хлебом», но нравственно и духовно несостоятельных людей». Тогда люди, видевшие чудо (насыщения хлебами - прим. мое), сотворенное Иисусом, сказали: это истинно тот Пророк, Которому должно придти в мир. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один …Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий; ибо в Нем положил печать Свою Отец, Бог…Но это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? Что Ты делаешь? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: «хлеб с неба дал им есть» (Псал. 77:24). Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с неба. Ибо хлеб Божий есть Тот, который сходит с небес и дает жизнь миру…Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда…Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли…Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя которую Я отдам за жизнь мира». Для будущего «народа Божьего», свободных и любящих Господа людей сознательной, чистой и искренней любовью, нужно будет не «хлеба и зрелищ», а Слова и Правды Божией, начало которых полагается, реализуется и осуществляется уже здесь на земле в Его Святой Церкви. «Может ли Бог создать такой камень, который Он не сможет поднять? Может! Этот камень – Человек! Без меня, меня спасти Бог не может. Это и есть «камень», который Бог создал, но просто взять и поднять как «игрушку» Он этот камень не может. Адам – «прах земной», «земля», «камень». Величайшее чудо - претворения «каменных сердец» человеческих в сынов и друзей Божиих, посредством причащения Небесным и Живым Хлебом - безвольная и утратившая подлинную свободу духа тварь понять не может. Величайшее ЧУДО – это духовно-божественное преображение человека, Обожение. И Господь совершает это невероятнейшее чудо в Божественной Любви - Любви до Смерти Крестной.
«Потом берет Его диавол в святой город, и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4: 5-7). Господь хочет от нас только свободной любви, ему не нужна лжевера, парализованная «чудесами» воля человеческая. Человек пал свободно, а, следовательно, и восстать должен свободно, в свободной любви к Богу. «В свободном избрании людьми Бога – смысл мировой истории». (Бердяев). Из Евангелия мы знаем, что Господь творил чудеса и творил их в большом количестве («ярких» чудес, совершенных Господом и указанных в Евангелиях – 36, но такие указания как: «И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их». (Мф. 4:24). «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг». (Ин.21:25)) Но истинное чудо – это свободная и непорабощенная вера. Кто-то из русских мыслителей сказал, что «бунтуют против Бога рабы Божии, а дети Божии любят Бога».
Более того, чудеса, совершаемые Господом, еще не означают принятие человеком Христа. Когда принимают фарисеи и саддукеи окончательное решение убить Христа? После того как Он воскресил четверодневника Лазаря. Причем, решают убить не только Христа, но и Лазаря. Почему? Как говорит Писание ибо, видя Лазаря живым, многие уверовали во Христа. То есть воскресил человека, который четверо суток разлагался! Ведь очевидно, что воскресить умершего четыре дня назад человека, может только Бог, («мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить если не будет с ним Бог» (Ин. 3:2)), и ,как это ни парадоксально, после всего этого- отдают Его на смерть!
Как видим, чудеса сами по себе («а ля» Копперфильд), без внутреннего преображения и исцеления, без любви к Богу , без свободной веры в Христа не могут ни спасти человека, ни ввести его в Царствие Божие . Вот почему, «чудо», которое требовал искуситель по своей внутреннему природе бессмысленно! «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства…К свободе призваны вы, братья…» (Гал. 5:1,13).
«И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновении времени. И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их; ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее. Итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня сатана; написано: «Господу Богу твоему покланяйся, и Ему одному служи (Второзак. 6:13)» (Лк. 4:5-8).
Мы верим и опыт святых подвижников подтверждает, что только Бог является истинным Царем Вселенной, следовательно, «царство сатаны» виртуально, а по сути его нет. Когда зло (болезнь, больная воля) сожрет мое цветущее и молодое тело, в итоге злу ничего не остается, как только что пожрать само себя. У зла нет сущностного бытия. Оно злая воля, и, по сути, в метафизическом плане виртуальная фикция. Искушение в том, что зло претендует на онтологический статус в вечности. Признать зло – это значит признать его необходимое и сущностное бытие в мироздании. А персонифицированный носитель зла, как известно, был проклят, следовательно, и разговаривать с ним было нечего. И дальше Господь предупреждает не метать бисер перед свиньями, и не отдавать святыни псам, чтобы они обратившись не растерзали нас.
«Благовествовать Я должен Царствие Божие; ибо на то Я послан». (Лк. 4:43). Нужно помнить, что Евангелия писались не в вакууме, а опирались на определенный опыт, а опыт был. И, прежде всего, это постпасхальная перспектива – отсюда и такая радость благовествования. История, связанная с искушением в пустыне, писалась именно в этой перспективе, и нам не стоит рассматривать ее в отрыве от всей полноты евангельского благовестия. «Бог вошел во время, и мы приобщены этому Богу, и мы призваны в этом времени творить Его дело. Мы недостаточно это понимаем; мы недостаточно понимаем масштаб нашего христианского призвания; мы недостаточно понимаем, что мы призваны со Христом и подобно Христу преобразить мир. Он нас называет людьми света, когда Он Себя называет Светом мира. Мы должны бы, подобно Ему, быть светом, пронизывающим тьму, отнимающим у тьмы ее темноту, ее непроглядность» - писал митр. Антоний (Сурожский).
Что представляет собой наша современная жизнь? Не в ее глубинной сути и смысле, а чисто с внешней стороны. Один ученный, как-то сказал, что если бы ее можно было зафиксировать на киноленту, а затем, прокрутив в ускоренном режиме и просмотреть, то у нас с вами возникло бы довольно удручающее впечатление. Сон, еда, работа или учеба, разговоры, какие-то суетливые дела, смех, ссоры и т.д. и т.п. И так сегодня, завтра, изо дня в день и из года в год … Учился, работал, женился, дети, болезни, старость… смерть. И у нас с вами и у наших детей и у их детей та же история. На эту основную схему накладываются разные события, но ни одно из них не может остановить течение самой жизни в ее неудержимом движении к … смерти! И так у всех, всегда и повсюду. Как осенние листья уходят поколения за поколением. Миллиарды жизней, наполненные радостями и страданиями, Любовью и отчаянием, благородством и низостью, славой и неизвестностью, канули в вечность. Какую? Куда и зачем? Зачем мы проходим этот путь: из младенчества в детство, из детства в юность, из юности в молодость, оттуда в зрелость, старость, а затем уходим из этой жизни? Человек – венец творения Божьего. Каждый человек – целый мир, вселенная. Я верю, что жизнь каждого не проходит бесследно. Да, мы приходим, чтобы приобщиться к общей трагической человеческой судьбе, но путь каждого, если он освещается божественным светом, это путь совершенствования, путь поиска и борьбы, путь бесконечного познания Бога, Который и есть смысла нашей жизни. И пока жива на земле вера, пока человек смотрит в Небо, несмотря ни на что, в нем зажигается Божья искра, и борьба идет, борьба продолжается, пока жив человек, пока касаются его души живые слова Божии. Человек борется за свободу быть с Богом, любить Его и служить Ему. И когда душа его с Богом, он может сказать искушающему его: «Отойди от меня, сатана, ибо написано, Господу Богу твоему одному поклоняйся и Ему одному служи».
Journal information