Религия и Вера Мар. 21, 2017 в 20:40

Христианский писатель и оратор Лактанций (ум. 330г.) считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, что означает «связывать», «соединять». Ещё значение термина — совестливость, благочестие, святость. Определение «религии» Лактанцием подчеркивает самое существенное в ней – живой союз, единение человеческого духа с Богом. Блаженный Августин выводил смысл этого слова из глагола religo — «связываю развязанное», «воссоединяю». Русский эквивалент слова «религия» - вера.

Уже в языке Авесты — священной книги древних иранцев, созданной за много столетий до рождества Христова, используется глагол var — верить, и существительное vareiia — вера. У индоариев, кочевавших со своими стадами по пространствам Европы, один из самых чтимых богов носил имя Варуна. «Варуна – единственный бог, к которому обращаются с покаянными псалмами. Псалмы эти полны сознания человеческой немощности и греховности и в то же время доверчивого убеждения в милосердии всеведущего Варуны, знающего человеческие слабости и прощающего их при наличности искреннего раскаяния. И потому-то с Варуной у верующего устанавливаются интимные личные отношения, несмотря на его всеобъемлющее величие творца и промыслителя, которое, казалось бы, должно было бы исключать интимность». У очень многих народов, относящихся к индоевропейской языковой семье, слова с корнем var, ver обозначают понятия «веры», «честности», «доблести», «правдивости». Но корень этот тождествен двум другим древнейшим индоевропейским корням - вар — жар (отсюда наше — «варить»), и вервь — «веревка», восходящему к древнеиндийскому varatra — слову с тем же самым значением.

В «Этимологическом словаре» М. Фасмера читаем: «Далее, вероятно, сюда же древневерхненемецкий (д.-в.-н.) «wara» - «правда, верность, милость», «war» - «правдивый, верный», др. исл. «var» - «обет, торжественное обещание», др. ирл. «fir» - «правдивый, истинный», лат. «verus» - истинный, правдивый».

В 433 / 1041 г. халиф ал-Кадир издал символ веры, который был торжественно обнародованный в Багдаде и являлся обязательным для всякого человека исповедующего ислам, в котором есть такие слова: «Следует также знать: вера – это слово, дело и разум. Слово – посредством языка, дело – посредством <опор> аркан и членов (джаварих)... Вера имеет различные ступени и отделы. Высшая ступень есть признание: Нет божества кроме Аллаха! Воздержание есть один из отделов веры, но терпение есть в вере то же, что голова на теле. Человек не ведает о том, что записано у Аллаха и что лежит ему у него под печатью, а посему говорим мы: Он верующий если пожелает Аллах; или: Я надеюсь, что я верующий… С чистым намерением должен он покорно исполнять законы и обязанности и в избытке совершать добрые дела, ибо все это принадлежит к вере. И нет конца вере, ибо никогда не имеют пределы избыточные добрые деяния».

На древнееврейском языке, «вера» звучит как «омуна», от слова «омен» – твердый. «Вера» очень близкое понятие к понятию «верность». Бог верен своему обещанию – человек верен Богу. А вот на древнегреческом «вера» звучит как «пистис», несколько меняя первоначальный и более древний смысл этого слова. Говоря словами ап. Павла: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимым». (Евр. 11,1). И уже полным интеллектуализмом звучат слова преп. Максима Исповедника: «Ибо вера есть истинное ведение, обладающее недоказуемыми началами, поскольку она есть ипостась вещей превышающих ум и разум». Πιστις — не передаваемо на латинский язык; fides — это только подделка под него. Fides означает не веру как верование, но только честность по отношению к Богу. Таким образом, римская религия состояла не в убеждении, а в выражении этого убеждения в культе, что нашло своё выражение и в русской до-никоновской практики Стоглавого Собора.

Слово «вера» встречается в Св. Писании 243 раза. О «вере», как особом благодатном даре Божием мы читаем в Прем. (3;14) «… ибо дастся ему особенная благодать веры…». В 1 Мак. (2;59) говорится: «Анания, Азария, Мисаил верою спаслись от пламени». В книге Сир. (46; 18) говорится о пророке Самуиле: «по вере своей он был истинным пророком, и в словах его дознана верность ведения». Ведение – это внутреннее глубочайшее знание-очевидность. В словаре Фасмера мы не найдем такого понимания слова «ведать». «Ведать», это практически «знание»: от др. – инд. Vida – «знание», vidvan – «знающий» = «совесть».

Правда, разбирая этимологию слова «ведун» и отождествляя его с «ведать», нам вдруг неожиданно является несколько иной смысл этого слова. А именно: др. – инд. «vidatham» - «познание, мудрость жрецов», «vidya» - «чародейство, магия», др. русск. синонимы: «вещун, знахарь». То есть это знание, скорее сакрального, священного чем знание обычного, профанного мира. Интересно, что русско-славянское слово «проповедь» происходит от славянского слова «ведение», означающее знание важных (священных) предметов, от корня «вед». От этого же корня происходят слова: «заповедь», «совесть», имеющие отношение к внутренней жизни человека.

Например, в письме к Кессарийским монахам св. Василий Великий пишет: «Царство небесное есть созерцание». «Ничем иным, братия говорит св. Василий почитайте Небесное царство, как истинным разумением Сущаго, которое (разумение) в Св. Писании называется жизнью и блаженством». «Царство Божие, говорит св. Афанасий Великий, не иное что есть, как вкушение будущих благ, т.е. созерцание и ведение Бога, сколько доступно сие душе человеческой». Познание Бога – писал Патриарх Сергий (Страгородский) – и вечная жизнь, так. обр., суть вещи «совершенно тождественные».

Познании есть путь Жертвенной Любви, жертвенности, «шаг к истине, есть шаг к смерти» /о. П. Флоренский/. «Приближающийся ко Мне – говориться в одном древнем апокрифе –приближается к огню, но тот, кто удаляется от Меня, недостоин жизни».

Путь христианина – подобен пути капли росы на лезвие ножа. Духовная, и физическая смерть ожидает его при встречи с «открытостью» глубочайшей тьмы свившей свое гнездо в сердце его, и в «открытости» света – отблеск которого он может принять за Источник, но каковым он не является. Гордость и отчаяние вот далеко – близкие полюса меж которых идет Путь и здесь сокрытая тайна тьмы. Представь себе человека увидавшего в своей «открытости» сердца, всю бездну (имя нам «легион») греха, или в отблеске Вечности, всю божественную славу свою, но принявшего этот отблеск за Источник – то и другое убило бы Человека. Мера - вот царский путь идущего.

Но прежде, чем сказать о Нем, я должен увидеть Его. «За верность и кротость его, Он освятил его, избрал Себе из всех людей; сподобил его слышать голос Его; ввел его во мглу; и дал ему лицем к лицу заповеди, закон жизни и ведения» (Книга Прем Иисуса, сына Сирахова 45; 4-6). Дело в том, что вера, как целокупное «со-стояние», охватывает всего человека его интеллект, эмоции, волю и являя собой их единство. Это высшая и наиболее приближенная к чистому духу «реальность», как бы точка со-единения с Божественным Духом. Это «поле встречи» живой личности с Живым и Личным Богом. Это начало выхода из ограниченной субъективности в Объективную Реальность. Человек говорит Богу «Ты». Болезнь моего сознания в том, что я верю в Бога, а не верю Богу. Авраам поверил не в Бога, а Богу. Личность говорит с личностью. «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15; 6). Вера Богу, как единственное условие и возможность познания, разрывает наше ограниченное, замкнутое в самом себе -я-, поднимая человека до истинного созерцания, до истинного знания, где начинается Молчание-Исихия.

«Только в Молчании - ты услышишь Слово и только во тьме ты увидишь Свет».

промо iov75 ноябрь 5, 2013 13:14 68
Разместить за 40 жетонов
Печально знаменитая 58-я статья Безусловно, одной из важнейших составляющих Черного мифа репрессий в СССР является пресловутая 58-я статья УК РСФСР, по которой были осуждены подавляющее большинство «политических» (в том числе и «открыватель» темы А.Солженицын). Что же…