iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Религия и Вера

Христианский писатель и оратор Лактанций (ум. 330г.) считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, что означает «связывать», «соединять». Ещё значение термина — совестливость, благочестие, святость. Определение «религии» Лактанцием подчеркивает самое существенное в ней – живой союз, единение человеческого духа с Богом. Блаженный Августин выводил смысл этого слова из глагола religo — «связываю развязанное», «воссоединяю». Русский эквивалент слова «религия» - вера.

Уже в языке Авесты — священной книги древних иранцев, созданной за много столетий до рождества Христова, используется глагол var — верить, и существительное vareiia — вера. У индоариев, кочевавших со своими стадами по пространствам Европы, один из самых чтимых богов носил имя Варуна. «Варуна – единственный бог, к которому обращаются с покаянными псалмами. Псалмы эти полны сознания человеческой немощности и греховности и в то же время доверчивого убеждения в милосердии всеведущего Варуны, знающего человеческие слабости и прощающего их при наличности искреннего раскаяния. И потому-то с Варуной у верующего устанавливаются интимные личные отношения, несмотря на его всеобъемлющее величие творца и промыслителя, которое, казалось бы, должно было бы исключать интимность». У очень многих народов, относящихся к индоевропейской языковой семье, слова с корнем var, ver обозначают понятия «веры», «честности», «доблести», «правдивости». Но корень этот тождествен двум другим древнейшим индоевропейским корням - вар — жар (отсюда наше — «варить»), и вервь — «веревка», восходящему к древнеиндийскому varatra — слову с тем же самым значением.

В «Этимологическом словаре» М. Фасмера читаем: «Далее, вероятно, сюда же древневерхненемецкий (д.-в.-н.) «wara» - «правда, верность, милость», «war» - «правдивый, верный», др. исл. «var» - «обет, торжественное обещание», др. ирл. «fir» - «правдивый, истинный», лат. «verus» - истинный, правдивый».

В 433 / 1041 г. халиф ал-Кадир издал символ веры, который был торжественно обнародованный в Багдаде и являлся обязательным для всякого человека исповедующего ислам, в котором есть такие слова: «Следует также знать: вера – это слово, дело и разум. Слово – посредством языка, дело – посредством <опор> аркан и членов (джаварих)... Вера имеет различные ступени и отделы. Высшая ступень есть признание: Нет божества кроме Аллаха! Воздержание есть один из отделов веры, но терпение есть в вере то же, что голова на теле. Человек не ведает о том, что записано у Аллаха и что лежит ему у него под печатью, а посему говорим мы: Он верующий если пожелает Аллах; или: Я надеюсь, что я верующий… С чистым намерением должен он покорно исполнять законы и обязанности и в избытке совершать добрые дела, ибо все это принадлежит к вере. И нет конца вере, ибо никогда не имеют пределы избыточные добрые деяния».

На древнееврейском языке, «вера» звучит как «омуна», от слова «омен» – твердый. «Вера» очень близкое понятие к понятию «верность». Бог верен своему обещанию – человек верен Богу. А вот на древнегреческом «вера» звучит как «пистис», несколько меняя первоначальный и более древний смысл этого слова. Говоря словами ап. Павла: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимым». (Евр. 11,1). И уже полным интеллектуализмом звучат слова преп. Максима Исповедника: «Ибо вера есть истинное ведение, обладающее недоказуемыми началами, поскольку она есть ипостась вещей превышающих ум и разум». Πιστις — не передаваемо на латинский язык; fides — это только подделка под него. Fides означает не веру как верование, но только честность по отношению к Богу. Таким образом, римская религия состояла не в убеждении, а в выражении этого убеждения в культе, что нашло своё выражение и в русской до-никоновской практики Стоглавого Собора.

Слово «вера» встречается в Св. Писании 243 раза. О «вере», как особом благодатном даре Божием мы читаем в Прем. (3;14) «… ибо дастся ему особенная благодать веры…». В 1 Мак. (2;59) говорится: «Анания, Азария, Мисаил верою спаслись от пламени». В книге Сир. (46; 18) говорится о пророке Самуиле: «по вере своей он был истинным пророком, и в словах его дознана верность ведения». Ведение – это внутреннее глубочайшее знание-очевидность. В словаре Фасмера мы не найдем такого понимания слова «ведать». «Ведать», это практически «знание»: от др. – инд. Vida – «знание», vidvan – «знающий» = «совесть».

Правда, разбирая этимологию слова «ведун» и отождествляя его с «ведать», нам вдруг неожиданно является несколько иной смысл этого слова. А именно: др. – инд. «vidatham» - «познание, мудрость жрецов», «vidya» - «чародейство, магия», др. русск. синонимы: «вещун, знахарь». То есть это знание, скорее сакрального, священного чем знание обычного, профанного мира. Интересно, что русско-славянское слово «проповедь» происходит от славянского слова «ведение», означающее знание важных (священных) предметов, от корня «вед». От этого же корня происходят слова: «заповедь», «совесть», имеющие отношение к внутренней жизни человека.

Например, в письме к Кессарийским монахам св. Василий Великий пишет: «Царство небесное есть созерцание». «Ничем иным, братия говорит св. Василий почитайте Небесное царство, как истинным разумением Сущаго, которое (разумение) в Св. Писании называется жизнью и блаженством». «Царство Божие, говорит св. Афанасий Великий, не иное что есть, как вкушение будущих благ, т.е. созерцание и ведение Бога, сколько доступно сие душе человеческой». Познание Бога – писал Патриарх Сергий (Страгородский) – и вечная жизнь, так. обр., суть вещи «совершенно тождественные».

Познании есть путь Жертвенной Любви, жертвенности, «шаг к истине, есть шаг к смерти» /о. П. Флоренский/. «Приближающийся ко Мне – говориться в одном древнем апокрифе –приближается к огню, но тот, кто удаляется от Меня, недостоин жизни».

Путь христианина – подобен пути капли росы на лезвие ножа. Духовная, и физическая смерть ожидает его при встречи с «открытостью» глубочайшей тьмы свившей свое гнездо в сердце его, и в «открытости» света – отблеск которого он может принять за Источник, но каковым он не является. Гордость и отчаяние вот далеко – близкие полюса меж которых идет Путь и здесь сокрытая тайна тьмы. Представь себе человека увидавшего в своей «открытости» сердца, всю бездну (имя нам «легион») греха, или в отблеске Вечности, всю божественную славу свою, но принявшего этот отблеск за Источник – то и другое убило бы Человека. Мера - вот царский путь идущего.

Но прежде, чем сказать о Нем, я должен увидеть Его. «За верность и кротость его, Он освятил его, избрал Себе из всех людей; сподобил его слышать голос Его; ввел его во мглу; и дал ему лицем к лицу заповеди, закон жизни и ведения» (Книга Прем Иисуса, сына Сирахова 45; 4-6). Дело в том, что вера, как целокупное «со-стояние», охватывает всего человека его интеллект, эмоции, волю и являя собой их единство. Это высшая и наиболее приближенная к чистому духу «реальность», как бы точка со-единения с Божественным Духом. Это «поле встречи» живой личности с Живым и Личным Богом. Это начало выхода из ограниченной субъективности в Объективную Реальность. Человек говорит Богу «Ты». Болезнь моего сознания в том, что я верю в Бога, а не верю Богу. Авраам поверил не в Бога, а Богу. Личность говорит с личностью. «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15; 6). Вера Богу, как единственное условие и возможность познания, разрывает наше ограниченное, замкнутое в самом себе -я-, поднимая человека до истинного созерцания, до истинного знания, где начинается Молчание-Исихия.

«Только в Молчании - ты услышишь Слово и только во тьме ты увидишь Свет».

Tags: публицистика, размышления, религия
Subscribe

promo iov75 november 27, 19:24 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Эсхатологические представления вырастают на базе повседневных эмпирических наблюдений, продиктованных желанием определить все возможные связи и параллели между «миром» (извечным порядком) природы и находящимся в стадии становления «миром» людей, но оформляются они на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments