iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Category:

О крещении умерших

Идея о крещении умерших возникала в христианской традиции не единожды. Впервые — в Первом Послании к Коринфянам апостола Павла. Наставляя жителей Коринфа о воскресении и жизни вечной, он говорит: «Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?» Этот фрагмент дал современным комментаторам повод для многочисленных споров.

Безусловным фаворитом является версия о «заместительном обряде» — крещении живых людей ради умерших некрещеных родственников. В основе лежит мысль, разделяемая большинством религиозных традиций, о тесной связи между миром живых и миром мертвых, об ответственности, которая лежит на живых перед умершими.

Евангельский постулат о необходимости крещения для обретения воскресения и спасения не мог не породить у верующих вопроса о том, что же будет с близкими, которые умерли, не успев принять Христа. Ответом на этот вопрос стало учение о возможности принятия Евангелия после смерти*.

Получив распространение, практика крещения за умерших, видимо, начала восприниматься слишком буквально: крещение перестало быть заместительным, обряд проводился над телом или даже костями умерших — возможно, прошедших оглашение, но не успевших принять крещение. Свидетельство тому — запрет подобной практики 26-м правилом Карфагенского собора 397 года: «Положено да не дается евхаристия телам скончавшихся. Ибо писано есть: приимите ядите (Мф. 26:26), но тела мертвых ни приять, ни ясть не могут. Такожде да не подвигнется невежество пресвитеров крестити скончавшихся уже».

Тем не менее на периферии христианского мира, например у славян и скандинавов, практика продолжала существовать. Так, в «Повести временных лет» мы видим упоминание о том, что Ярослав Мудрый «крестил» кости своих дядьев, князей Олега и Ярополка, в 1044 году, перезахоронив их после этого в Десятинной церкви в Киеве. О том, что именно имелось в виду под словом «крестиша» — действительное крещение или же просто омовение костей, — также ведутся многочисленные споры, но факт перезахоронения князей-язычников в христианском святилище указывает на их христианизацию, то есть буквально крещение.

В современном мире таинство заместительного крещения было восстановлено в церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов). Веря в возможность воссоединения семей после земной жизни, члены церкви уделяют большое внимание изучению семейной истории. Приняв крещение сами, они совершают заместительное крещение для своих умерших родственников, давая им возможность выбора: присоединиться к церкви или остаться в том состоянии, в котором их душа пребывала на момент упокоения. Проведение обряда не означает автоматического обращения умершего — он лишь получает возможность принять таинство, но окончательный выбор всегда остается за тем, ради кого совершается таинство.


*Это отражено, например, в «Пастыре» Ермы, где описывается, как умершие апостолы наставляют души умерших, а также появление заместительного крещения, практиковавшегося, как свидетельствует Послание Павла, по меньшей мере в Коринфе, а возможно, и в других местах в раннехристианской общине. Например, епископ Брешии Филастрий (IV век) в своей «Книге ересей» пишет о том, что заместительное крещение практиковали монтанисты, а Епифаний Кипрский в книге «Панарион» или «Против ересей» пишет о заместительном крещении у керинтиан (последователей некого Керинта).


Автор: Светлана Викторовна БАБКИНА - кандидат исторических наук, доцент Центра изучения религий РГГУ

Источник: Моя планета

Tags: религиоведение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • По дороге к ... бессмертию

    В продолжении: В России создан научный консорциум, который займется долголетием для будущих правителей мира А Вы бы хотели обрести БЕССМЕРТИЕ !?…

  • В этот день 2 года назад

    Этот пост был опубликован 2 года назад!

  • Биг Фарма как мафия

    Политэкономия медицины Луи Бровера Я уже писал, что во Франции в конце ХХ века два профессиональных медика, доктор Жак Лаказе (Jacques…

promo iov75 september 10, 09:37 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Христианство – смерть врагов на войне не является убийством... Ч. I Крайне важно, для нашей темы, познакомится с мнением блаженного Августина: «Естественный порядок вещей, стремящийся к установлению мира среди людей, требует, чтобы решение и право начать войну принадлежало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments