Безусловным фаворитом является версия о «заместительном обряде» — крещении живых людей ради умерших некрещеных родственников. В основе лежит мысль, разделяемая большинством религиозных традиций, о тесной связи между миром живых и миром мертвых, об ответственности, которая лежит на живых перед умершими.
Евангельский постулат о необходимости крещения для обретения воскресения и спасения не мог не породить у верующих вопроса о том, что же будет с близкими, которые умерли, не успев принять Христа. Ответом на этот вопрос стало учение о возможности принятия Евангелия после смерти*.
Получив распространение, практика крещения за умерших, видимо, начала восприниматься слишком буквально: крещение перестало быть заместительным, обряд проводился над телом или даже костями умерших — возможно, прошедших оглашение, но не успевших принять крещение. Свидетельство тому — запрет подобной практики 26-м правилом Карфагенского собора 397 года: «Положено да не дается евхаристия телам скончавшихся. Ибо писано есть: приимите ядите (Мф. 26:26), но тела мертвых ни приять, ни ясть не могут. Такожде да не подвигнется невежество пресвитеров крестити скончавшихся уже».
Тем не менее на периферии христианского мира, например у славян и скандинавов, практика продолжала существовать. Так, в «Повести временных лет» мы видим упоминание о том, что Ярослав Мудрый «крестил» кости своих дядьев, князей Олега и Ярополка, в 1044 году, перезахоронив их после этого в Десятинной церкви в Киеве. О том, что именно имелось в виду под словом «крестиша» — действительное крещение или же просто омовение костей, — также ведутся многочисленные споры, но факт перезахоронения князей-язычников в христианском святилище указывает на их христианизацию, то есть буквально крещение.
В современном мире таинство заместительного крещения было восстановлено в церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов). Веря в возможность воссоединения семей после земной жизни, члены церкви уделяют большое внимание изучению семейной истории. Приняв крещение сами, они совершают заместительное крещение для своих умерших родственников, давая им возможность выбора: присоединиться к церкви или остаться в том состоянии, в котором их душа пребывала на момент упокоения. Проведение обряда не означает автоматического обращения умершего — он лишь получает возможность принять таинство, но окончательный выбор всегда остается за тем, ради кого совершается таинство.
*Это отражено, например, в «Пастыре» Ермы, где описывается, как умершие апостолы наставляют души умерших, а также появление заместительного крещения, практиковавшегося, как свидетельствует Послание Павла, по меньшей мере в Коринфе, а возможно, и в других местах в раннехристианской общине. Например, епископ Брешии Филастрий (IV век) в своей «Книге ересей» пишет о том, что заместительное крещение практиковали монтанисты, а Епифаний Кипрский в книге «Панарион» или «Против ересей» пишет о заместительном крещении у керинтиан (последователей некого Керинта).
Автор: Светлана Викторовна БАБКИНА - кандидат исторических наук, доцент Центра изучения религий РГГУ
Источник: Моя планета
Journal information