Это проблема, которая досталась ему от предшественников, но она определённо ставит приходящую администрацию в сложное положение. Этот долг обременителен почти по всем показателям, а уровень заимствований с конца 1970-х годов в значительной степени превышает экономический рост.
Как Трамп справится с ограничением этого наращивания, станет решающим фактором в том, потерпит ли его администрация полную неудачу — или сможет направить Америку к восстановлению её величия.
Сторонники обеих партий будут грызться по поводу того, кто сколько добавил к громоздящемуся долгу, но реальность в том, что на самом деле это не имеет значения. Обе партии откладывали решение этой проблемы в долгий ящик на протяжении последних 40 лет, и всё это привело к сегодняшнему положению:
Ещё в 1979 году отношение долга к ВВП составляло скромные 31.8%, а федеральное правительство имело неоплаченных счетов всего на 826 миллиардов долларов. Перемотаем на сегодняшний день, и увидим, как бесконечные заимствования всё нарастали.
Отношение долга к ВВП сейчас составляет 104,2%, а общее бремя долга приближается к отметке 20 триллионов долларов:
Если рассмотреть отношение Долг/Доходы, это показатель, который сравнивает государственный долг с суммой налогов, собираемых федеральным правительством, то США занимает 2-е место по величине долга из 34 стран, входящий в Организацию экономического сотрудничества и развития:
В пересчёте «на душу населения», каждый житель США должен 61300 долларов — второе по величине место в мире. Однако в пересчёте на количество налогоплательщиков, эта сумма раздувается до 167 000 долларов.
Изменение риторики
Так что же Трамп думает обо всей этой долговой проблеме? Трудно сказать, потому что его риторика изменилась.
В начале своей выборной президентской кампании, он дал понять, что долг будет приоритетным вопросом для его администрации. В феврале 2016 года Трамп заявил, что США становятся «версией Греции в более крупном масштабе» и что разрешение долговой проблемы было бы «простым» при более динамично развивающейся экономике. В апреле 2016 года он заявил, что сможет погасить долг за восемь лет пребывания на посту президента.
Эта риторика совпадает с официальной программой Республиканской партии, гласящей, что государственный долг «возложил значительное бремя на будущие поколения», призывающей к «сильной экономике» и «ограничению расходов», чтобы его погасить.
Но с тех пор взгляды Трампа, возможно, изменились.
Его самый последний экономический план включает 1 триллион долларов на инфраструктуру и 5 триллионов долларов в виде налоговых сокращений — а это может увеличить государственный долг на сумму от 5.3 до 11.5 триллионов долларов.
Трамп сказал также, что США никогда не объявят дефолт, потому что они могут просто «печатать деньги».
Как Трамп предпочтёт разбираться с проблемой долга — большой вопрос, и только время покажет, сделают ли его шаги Америку снова великой.
Journal information