iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

О пророчествах преп. Серафима Саровского

И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей

Откр.,22:18,19



Все пророчества о земной судьбе Церкви вплоть до кончины мира изложены в книге Откровения апостола Иоанна Богослова. Книга заканчивается предостережением любителям отсебятины, тем, кто захочет что-то убавить или прибавить. Но находится в наше безпокойное время большое число людей, которым мало того, что сказано в иоанновом Откровении, и предостережения не действуют. В нашей православной и полуправославной среде ходят многочисленные «пророчества о будущем России», и среди них  самое видное место принадлежит пророчествам преподобного Серафима Саровского в изложении «серафимова служки», симбирского и арзамасского помещика Николая Мотовилова.

Пророчества Серафима в изложении Мотовилова обычно подаются в нынешней околоцерковной публицистике в причесанном, подредактированном виде, часто в форме пересказа, а не цитатой. Полезно, однако, познакомиться с писаниями Мотовилова в их подлинном виде.

Вообще, с личностью Мотовилова в среде православного люда связано несколько мифов.


Во-первых, почему-то считается, что Серафим Саровский выбрал Мотовилова для того, чтобы надиктовать ему для потомков  умопомрачительные тайны, связанные с Дивеевским монастырем, антихристом, будущим России и концом света. Однако это не совсем так.  Серафим, зная, что бывавший у него наездами Мотовилов – богатый помещик, просто поручил его экономическому и денежному попечению созданный его -  Серафима - стараниями женский монастырь в Дивееве. Так что все гораздо проще и прозаичнее. Именно в этом смысле Мотовилов был «служкой» святого, а вовсе не в качестве секретаря-референта.

Во-вторых, не понимая,  для чего преподобному понадобилось создавать женский общежительный монастырь, православные фантазеры, с легкой руки Нилуса и прочих рассказчиков, приписали и продолжают приписывать сие начинание каким-то таинственным апокалиптическим замыслам, и Дивеево в народной фантазии превратилось из простого женского монастыря в «четвертый удел Пресвятой Богородицы», последний бастион против антихриста, огражденный от его происков вполне магическим (по психологической сути) артефактом – знаменитой канавкой. На самом деле объясняется все гораздо проще. В России XIX века было несколько типов монастырей. Были монастыри общежительные, в которые мог поступить любой желающий, не имея гроша за душой, потому что устав этих монастырей предполагает полный коммунизм, и член такой общины получает от монастыря все, всключая келлию, одежду и пропитание, и за это отдает монастырю свой труд; наряду с общежительными имелись монастыри штатные (имевшие определенный штат, т.е. фиксированное число монахов, сверх которого никто не принимался), получавшие содержание от казны. Были также монастыри заштатные - монах в таком монастыре строил себе келлию за свой счет, жил в которой также за свой счет, кроме того при поступлении должен был внести в кассу монастыря достаточно большую сумму денег; обязательных общих послушаний, то есть работ по хозяйственной части в таких монастырях не было, потому что все хозяйственные работы в них производились наемными работниками. Ясно, что в братию штатного монастыря можно было попасть лишь по блату, в братию заштатного – имея счет в банке.

Так вот, в России XIX века общежительные монастыри, куда мог поступить любой желающий, были только мужские, женские же были все либо штатные, либо заштатные, и тех было немного. По этой причине большое число благочестивых вдов и девиц, ища спасения, но не имея денег, не имели возможности принять монашество. Вот поэтому некоторые русские подвижники, такие как преп.Серафим Саровский и преп.Амвросий Оптинский,  заботясь о верующих неимущих женщинах, использовали свое влияние для создания женских общежительных монастырей, и привлекали к этому богатых спонсоров  - верующих купцов и помещиков. Так был создан дивеевский монастырь, так же точно женский монастырь в Шамордино Калужской губернии. Вот и вся разгадка «великой дивеевской тайны».

Обратимся теперь к личности Н.А.Мотовилова. О качестве мотовиловских свидетельств (в смысле достоверности передачи слов преп. Серафима) уже много писалось, есть, например, статья на эту тему А.Стрижева Чего не изрекал преподобный Серафим. К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве (см.: http://www.blagogon.ru/articles/218/). Хочу добавить несколько слов от себя. Если обратиться к письмам Мотовилова, которые тот писал двум русским царям – Николаю I-му и Александру II-му (http://krotov.info/acts/19/1850/motovilov.htm), то из них можно видеть, что Мотовилов был человек, во-первых, глубоко верующий, во-вторых, к сожалению, очень экзальтированный, и в третьих, также к сожалению,  необразованный и самонадеянный. Когда читаешь его многословные, написанные замысловатым неудобочитаемым и при этом крайне льстивым, заискивающим слогом послания к Николаю I-му, трудно понять, чего, собственно, хотел от Императора их автор. Никаких сногсшибательных сведений о крамоле, чего мог бы не знать царь, в письмах не содержится, одни общие рассуждения. Общее впечатление такое: Мотовилов просто хотел обратить на себя внимание царя, добиться у него приема, чтобы показать ему, что вот есть у царя такой верный в лице Мотовилова дворянин, на которого царь может положиться. Короче, Мотовилов таким способом, говоря сегодняшним языком, рекламировал себя перед царем в целях карьерного роста. В этом, конечно, самом по себе нет ничего предосудительного. Отметим только, что царь Мотовилова так и не принял. Но помимо общих рассуждений о крамоле и хвастовства близким знакомством с подвижником, письма содержат известия мистического характера, и вот тут начинается самое интересное. Например, известное из его жития предсказание преп. Серафима о его предстоящем воскресение на какое-то время для проповеди покаянии, оказывается, должно было произойти в царствование Николая Первого. В своем письме от от 7 марта 1854 года Мотовилов пишет о Серафиме:

«А о нем [ т.е. о преп. Серафиме ] прояснено мне то, что он воскреснет прежде общего всех воскресения из мертвых в царствовании Вашего Императорского Величества и единственно лишь только для Вас, Великий Государь, о чем всем в полноте всего и вышеизложенного, изъяснив по сущей справедливости, по долгу православно-христианской верноподданнической совести, что готов и присягою подтвердить, вполне предаю себя Всеавгустейшей воле Вашего Императорского Величества...»


Напомню, что Николай I вскоре умер, а Серафим Саровский и по сей день не воскрес. Нужно обратить особое внимание на этот льстивый пассаж из мотовиловского письма Императору, ибо он своей явной нелепостью полностью ставит под сомнение, если напрочь не перечеркивает, популярное в среде нынешних православных пророчество Серафима Саровского о своем воскресении («великой дивеевской тайне»), ибо источником сведений об этом предсказании во всех известных вариантах выступает все тот же Мотовилов.

Во втором своем письме к Императору Николаю I-му от 9 марта 1854 года Мотовилов предсказывает умершему через год царю имеющий будто бы произойти  в его царствование «во всех местах Земли Русской всеобщий бунт», во время которого:

«на первых порах много прольется неповинной крови, реки ее потекут по Земле Русской, много и вашей братьи, дворян, и духовенства, и купечества, расположенных к Государю, убьют; но когда Земля Русская разделится и одна сторона явно останется с бунтовщиками, другая же явно станет за Государя и целость России, вот тогда, ваше Боголюбие, усердие ваше по Боге и ко времени. И Господь поможет правому делу: станет за Государя и Отечество и святую Церковь нашу, а Государя и всю Царскую Фамилию сохранит Господь невидимою десницею Своею и даст полную победу поднявшим оружие за Него, за Церковь и за благо нераздельности Земли Русской; но не столько и тут крови прольется, сколько тогда, как когда правая за Государя стоявшая сторона получит победу и переловит всех изменников, и предаст их в руки правосудия. Тогда уж никого в Сибирь не пошлют, а всех казнят — и вот тут-то еще более прежнего крови прольется, но ета кровь будет последняя, очистительная кровь, ибо после того Господь благословит люди Своя миром и превознесет рог помазанного Своего Давида, раба Своего, мужа по сердцу Своему, благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича — его же утвердила и паче утвердит десница Его святая над Землею Русскою.»

Одно из двух: либо Мотовилов просто наврал самым безсовестным образом, выдав свой дилетантский политический прогноз за пророчество Серафима, либо, если тут речь идет о предсказанной преподобным революции и гражданской войне, происшедших в царствование правнука Николая Павловича - Николая II-го Александровича, то и тогда Мотовилов все переврал, поскольку 1) белые не выступали за царя, 2) белые потерпели сокрушительное поражение, 3) царь был убит вместе с семьей, и власть в России захватили те самые изменники и бунтовщики, наказание которым пророчит Мотовилов.

В «Докладной записке Императору Александру II-му» (там же http://krotov.info/acts/19/1850/motovilov.htm)  Мотовилов пишет о своем видении св. Серафима, который будто бы явился ему и велел через него Александру II-му послать икону Божьей Матери Радосте всех радостей президенту Южных (рабовладельческих) Штатов протестанту Дэвису, для мистической помощи в войне против «аболюционистов»  (противников рабства) Севера во главе с Линкольном.  Видимо, Мотовилов не знал, что Александр II поддерживал как раз таки Линкольна, видимо не знал также и того, что протестанты не почитают икон.

В общем, ясно, что за человек был Н.А.Мотовилов – религиозно настроенный фантазер, живший в воображаемом мире, который слабо отличал от реальности. Нужно еще напомнить, что в течение 30 лет Мотовилов страдал от тяжелой психической болезни, на языке религии – бесоодержимостью, что сам ярко описал в своих записках. Все это можно найти в книге С.Нилуса Великое в малом. Вряд ли благоразумно со стороны современных русских христиан безпрекословно доверять человеку явно не слишком нормальному.

Вот что писала после смерти Мотовилова его вдова Е.И.Мотовилова (там же, http://krotov.info/acts/19/1850/motovilov.htm):

«Николай Александрович говорил мне, что отец Серафим сказал ему, «что все то, что носит название «декабристов», «реформаторов» и принадлежит к «бытоулучшительной партии», есть истинное антихристианство, которое, развиваясь, приведет к разрушению христианства на земле, и отчасти православия, и закончится воцарением антихриста над всеми странами Мира, кроме России, которая сольется в одно целое с прочими землями славянскими и составит громадный народный океан, пред которым будут в страхе прочие племена земные. И это, говорил он, так верно, как дважды два — четыре.»

Уже отмечалось многими, что Серафим Саровский не мог говорить о «декабристах» – наименование «декабристы» появилось намного позже декабрьского путча 1825 года, вряд ли мог использовать и слово «реформаторы». Впрочем, Мотовилов мог использовать эти термины, передавая своими словами речь старца. Важно другое: выделенное мной жирным шрифтом – это же явно изложение собственных славянофильских взглядов Мотовилова. В русском образованном обществе где-то с середины XIX века велись бурные споры о пути дальнейшего развития России, споры между западниками и славянофилами, чьи позиции понятны из названий. Ясно, что Мотовилов по своему увлекающемуся характеру не мог не взять сторону славянофильствующей партии. Мотовилов и по своим личным знакомствам вращался в славянофильских кругах. Первая невеста, к которой он сватался и которая ему отказала, вышла замуж за А.И Хомякова – одного из столпов славянофильского движения. Именно славянофилы  пророчили России великое будущее в союзе с прочими славянскими народами.

В славянофильских кругах была популярна идея захвата Константинополя и создания панславянской империи с Россией во главе, Константинополь видели в качестве столицы этой фантастической империи. И вот, у Мотовилова есть и на этот счет «пророчество старца Серафима», тоже популярное на Руси в среде нынешних православных:
«соединенными силами России и других народов Константинополь и Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией…»

по материалам http://voprosik.net/o-prorochestvax-prep-serafima-sarovsk/

Tags: возможное будущее, мифы и легенды, монашество, православие в России, религия и политика
Subscribe

promo iov75 september 10, 09:37 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Христианство – смерть врагов на войне не является убийством... Ч. I Крайне важно, для нашей темы, познакомится с мнением блаженного Августина: «Естественный порядок вещей, стремящийся к установлению мира среди людей, требует, чтобы решение и право начать войну принадлежало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments