Информацию о возможном выходе страны из Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) назвал вымыслом. «[Выход Белоруссии из ЕАЭС – это] полный вымысел», — сказал он.
Кремль держит паузу.
***
Итак, по пунткам:
1)По мнению Лукашенко, глава ФСБ России «одним росчерком пера» перечеркнул межгосударственное соглашение от 1995 года — Договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве, предполагающий открытую границу между двумя странами.
«Существуют межгосударственные договоры и соглашения, и один какой-то министр, пусть даже сильный, фээсбэшник и прочее, одним росчерком пера поставил крест на всех договоренностях, издав свой приказ — 801, 802, 803. Я называю даже номера этих приказов». А его страна ни одного межгосударственного соглашения с РФ не нарушала, тогда как «Россия пинает их в хвост и в гриву», — сказал глава Белоруссии, добавив, что это «чисто политический выпад».
2) «Знаете, разного рода «данкверты» — нам надо решить вопрос и возбудить уголовное дело по Данкверту за нанесение ущерба государству», — сказал Лукашенко, имея в виду главу Россельхознадзора Сергея Данкверта.
Ранее белорусская сторона не раз заявляла, что в основе конфликта и запретов на поставки белорусских товаров лежит несовершенство нормативно-правовой базы. «Одни продают, а другие покупают. Споры возникают из-за недоурегулирования нормативно-правовых актов — какие сертификаты мы выдаем, какие лаборатории как сертифицируются», — высказывалась на одном из «круглых столов» член комиссии Парламентского собрания Белоруссии и России по бюджету и финансам Ольга Политико.
Лукашенко говоря о «перекрытой дороге для белорусских товаров», послал месседж:
Чего вы артачитесь? Чего вы блокируете белорусские товары? Нам же его надо продать, чтобы заплатить вам за нефть и газ, я всегда об этом говорю.
3) Также Белоруссия подала против России иск, предметом которого стало ограничение российских нефтяных поставок, о чем в пятницу заявил Лукашенко. В первом квартале РФ снизила поставки нефти в Белоруссию с запланированных 4,5 млн до 4 млн тонн. Но по словам Лукашенко, Россия намерена сокращать поставки не только в первом квартале, а на протяжении всего года. Белорусский лидер заявил, что по сравнению с изначально оговоренными 24 млн тонн российская сторона намерена в текущем году поставить лишь 12 млн тонн. Минэнерго РФ ситуацию не комментирует.
Лукашенко заявил, что Белоруссия обойдется без российской нефти, хотя это и будет трудно. По его словам, в ситуации, когда на одной чаше весов — закупки американской или азербайджанской нефти, а на другой — независимость, Белоруссия найдет выход. «Свобода и независимость — это очень рентабельно, — сказал Лукашенко. — Это не оценивается никакими деньгами и числами». В январе белорусский президент дал поручение найти альтернативу российским нефтяным поставкам. При этом ранее Минск уже устраивал подобные «показательные выступления», в пику Москве закупая нефть из Азербайджана, с Ближнего Востока и даже из Венесуэлы, не считаясь с финансовыми потерями. Венесуэльское сырье, которое Белоруссия закупала в 2010–2012 годах, с января по март 2012 года стоило $917 за тонну, тогда как российская нефть — $442.
4) Сокращение нефтяного экспорта в адрес Белоруссии стало ответом Москвы на прошлогодний демарш Минска, который решил платить за российский газ не по цене, прописанной в контракте, а по той, которую сам счел справедливой ($132 и $73 за 1 тыс. кубометров соответственно). Тогда (в третьем квартале 2016 года) Россия впервые сократила поставки нефти в Белоруссию с оговоренных 5,3 млн тонн в квартал до 3,5 млн тонн. А в четвертом квартале они были понижены до 3 млн тонн.
Ситуация с долгом не разрешилась и в наступившем году. Как говорил в конце января вице-премьер Аркадий Дворкович, задолженность белорусской стороны оценивается в $550 млн.
Кроме того, Беларусь настаивает, что цена российского газа в 2017 году для нее должна быть на уровне внутреннего рынка РФ. Причем сейчас Лукашенко говорит уже о $83 за 1 тыс. кубов. Белорусский президент ссылается на тот факт, что нефть значительно подешевела (к нефти привязаны долгосрочные контракты «Газпрома»).
«Когда нефть была $120, все было хорошо. Мы платили дикие деньги за нефть, — сказал Лукашенко. — Соответственно по формуле был привязан газ к этой нефти. И он имел высокую цену. И мы платили эту цену. Упала нефть до $40, сейчас там $51, значит, упала цена и на природный газ».
«Спор шел только по газу, а они стали резать нефть, — возмутился Лукашенко. — Мы обратились, конечно, в суд, согласно нашим договоренностям».
При этом Лукашенко не стал уточнять, в каком именно суде рассматривается вопрос снижения поставок «чёрного золота» из России в Белоруссию.
5) Лукашенко объявил, что выступает против размещения российской авиабазы на белорусской территории.
РИА Новости приводит заявление Лукашенко:
Говорят, военная база… Да бросьте, кому нужны эти 10 самолётов, которые Россия хотела посадить в Бобруйске. У нас отличные пилоты, у нас отличная школа, вы знаете, что мы не хуже воюем на военных самолётах.
Лукашенко добавил, что если между двумя странами «возникнет бездна, то засыпать её придётся десятилетиями; не будет ни Путина, ни Лукашенко, и мы оставим всё это детям...»
Итог:
Лукашенко согласился, что заседание совмина Союзного государства Белоруссии и России, председателем которого он является, должно быть в Москве. Но дату приезда не подтвердил. Ранее заявлялось, что заседание запланировано на 9 февраля.
По материалам:
http://finobzor.ru/show-31092-rossiya-pinaet-soglasheniya-v-hvost-i-v-grivu.html
https://topwar.ru/108547-rossiyskaya-baza-nam-ne-nuzhna-nam-rossiyskie-samolety-nuzhny.html
Journal information