iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

Идея мирового господства

Человек будет волен сделать
все сущее так,как он того хочет,
и попутно убьет он бесчисленно их.
Кем станет человек,
законы жизни изменивший,
смешавший существо живое
в один комочек глины?
Дитя ли Бога он, ему подобный,
или отродье черта?

/Иоганн Иерусалимский/

На протяжение многих тысячелетий одна и та же мысль посещала амбициозных вершителей судеб человечества - построение мирового царства или как бы сейчас сказали - "мировое господство".

Раньше говорили "мировая империя". Под мировой империей я понимаю, если мы говорим о древнем мире, государственное образование включающее в себя разные части света. Например, первая мировая империя - Ассирийское царство. Хотя она и была территориально небольшой, однако её распространение от Египта,через страны "Благодатного Полумесяца" в Азию, внушала "страх и трепет" её потенциальным врагам. Поскольку в границы Ассирийского царства, входили территории двух частей света, её можно назвать империей. Эта империя просуществовала с IX по VII века до н.э.

В конце VII в., вавилоняне, тогда уже представлявшие мошную вооруженную силу, захватили столицу ассирийцев - Ниневию. Сменившая ассирийцев Вавилонская империя находилась примерно в тех же территориальных границах. Со времён Александра Завоевателя границы и территории новой "мировой империи значительно расширились. Как известно, его войска продвинулись вплоть да нашей Средней Азии, в Индии он перешёл Инд. Время образования империи Александра - IV век до н.э. Но все древние империи были сметены с лица земли Римской империей до падения Рима (5 в. н.э.). Последующие попытки повторить опыт прежних веков успехами не увенчались.

Империя Карла Великого, кстати его полный титул звучал так: Karolus serenissimus augustus a Deo coronatus magnus pacificus imperator Romanum imperium gubernans qui et per misericordiam dei rex Francorum atque Langobardorum (примерно: «Карл милостивейший возвышенный, коронованный Богом, великий властитель-миротворец, правитель Римской империи, милостью божьей король франков и лангобардов»), Византийская империя, империя Наполеона, все это лишь жалкие тени былого величия и могущества Рима. Интересно, что В теории под властью византийских императоров, мылившихся в качестве преемников римских, находились совершенно гигантские пространства. На Западе границы империи проходили по северу Англии, по Рейну в Германии, захватывали нынешнюю Францию, Испанию, конечно же Италию, весь обитаемый север Африки вплоть до пустыни. На Востоке граница шла по Дунаю, включая весь Балканский полуостров, далее — юг Крыма, ряд прибрежных территорий Кавказа, часть Армении, Малую Азию, Сирию, Палестину и Египет. Все они воспринимались как законные составляющие части империи. В византийскую эпоху лишь при императоре Юстиниане (VI в.) границы хоть как-то напоминали описанную картину. Но это был единичный случай удавшейся на короткое время византийской реконкисты. В остальные же эпохи границы империи соответствовали в лучшем случае восточной половине Римского государства.

Принципиальным отличием создателей былых могущественных государственных образований, скажем от современных глобалистов, был принцип военного и военно-технического превосходства (аналогии в современной истории, я думаю вы найдете и без меня). Принцип старый, но паранойя та же!

Начиная с Саргона Великого (Шумеро-Аккадское государство)или как его ещё называют Древнего (этого Александра Македонского древнего мира...увы напрочь забытого), принцип военного превосходства был тотальным. Именно Саргон (2316-2261 гг.) создал армию пеших лучников. Что такое тогдашний лук? Прицельно по корпусу можно попасть наверняка со ста метров. На расстоянии 10 метров стрела пробивала насквозь толстую доску. В колчане 40 стрел, скорость заряжения 10 секунд для профессионала. Вполне грозное и убедительное оружие. Шумеры были явно не готовы к такому раскладу и видимо просто в страхе разбегались. Тяжелую шумерскую пехоту перестали защищать толстые деревянные щиты - для лучника же копья не страшны, поскольку он не походит близко к врагу. Дело в том, что у шумеров, к этому времени, уже почти не было существ, на которых можно было продуктивно охотиться с луком и стрелами, а вот в менее распаханных районах Средней, отчасти Верхней Месопотамии данная профессиональная деятельность процветала.Благодаря побудившему Саргону возникло единое не федеративное, как предыдущее, а унитарное государство, естественно опиравшееся на прекрасно подготовленную и профессиональную армию (вспомните недавней пример из истории Китая в правление Мао - принцип абсолютно тот же).

Итак, Саргон победил благодаря созданной профессиональной армии лучников. Это было реальное и неожиданное новшество. Смысл полагаю очевиден.
С тех древнейших пор, принцип: «как можно больше и технически лучше вооружайтесь!» - базисный принцип. Остов для все последующей гонки вооружения и современного ВПК (военно-промышленного корпуса). Прав был Булгаковский Воланд: "А люди всё теже!". Причем вопросы: а зачем, для чего, либо...игнорируются, либо под них подводят теоретическое обоснование (по типу "мировой баланс сил", "система сдержек и противовесов" ну и т.д. Хотя эти гиганские суммы могли бы пойти на более важные социальные нужды. Ведь деньги берут с налогоплательщиков, а вот при этом меня никто не спрашивает, а хочу ли я, чтобы мои "кровные" уходили на: танки и самолеты, бомбы и снаряды - я НЕТ). Но как бы там ни было, научно-техническое развитие в логике ВПК и увеличения военной мощи привело не только к трагедии Хирасима и Нагасаки (общее количество погибших составило от 90 до 166 тысяч человек в Хиросиме и от 60 до 80 тысяч человек — в Нагасаки), но и поставила жирный крест на древней идеи грубого силового захвата мира.

Началось переосмысление доктрины, а точнее подгонка старых, но проверенных временем, "шаблонов" под новые реалии. Одним из таких "шаблонов" явилась ... религия - игравшая в ту пору мировоззренческую, идеологическую, а, следовательно, и политическую роль. Ну возьмите, например, относительно поздний "культ императоров" в позднем Риме. Кстати его PR происходил, на фоне очень интересного культурно-мировоззренческого явления того времени (кстати, сегодня мы можем наблюдать очень похожую ситуацию) - синкретизме. Это культурное явление, характерно тем, что происходит смешение различных философских, религиозных, этических учений в такой единый, пытающийся всех удовлетворить и всех примирить «компот». Вспомните, Римский Пантеон богов. Если мне не изменяет память, в нем насчитывалось около 1200 богов - вполне мирно сосуществующих в относительной гармонии друг с другом. Чем вам не "базис", остов для построения "мировой империи" и следовательно, мирового господства.

Это помощнее, чем тупое прельщение "златом и серебром" .

Римляне вообще не гнали местных богов покоренных народов, а вполне аккуратно интегрировали их в свое "религиозное поле". "Культ императора" вполне гармонировал с другими религиозными культами и более того, создавал цементирующий эффект для сцепки и единства разнородных элементов латентно присутствующих в "pax romana". Синкретизм, в свою очередь, обычно дает мощный толчок для всплеска и развития различных мистерий.

Впоследствии, христианскими мыслителями создается величественная мифологема – провиденциального значения Римской империи – создавшей блестящие условия, конечно же, порой и не простому, сосуществованию Церкви и государства, а самое главное, мировому распространению христианства. Еще Полибий утверждал, что вся история мира имеет конечной и высшей точкой своего развития Римскую империю. Основными характеристиками сформировавшимися к I – IV Римской Империи были: 1) единое лингвистического пространство - латинский язык охватывал даже отдаленную Дакию, до сих пор румынский язык наиболее приближен к латинскому; 2) централизованная власть и единство (вертикаль) бюрократической администрации; 3) единое правовое пространство, уже при Каракалле (211-217) провинции получают римское гражданство; 4) единое коммуникационное пространство (дороги, почта); 5) единая идеология, поддержание «культа силы» и воинского духа. Уже при императоре Каракалле (211-217 гг.), когда провинции получают римское гражданство (опыт, повторённый М. Течер относительно английских колоний), процесс унификации империи можно считать законченным. Впоследствии, когда христианство окончательно получает государственный статус, при Феодосии I указом 381г., законодательно оформляется и единая религиозная вера. В единой империи, существует единый народ (римляне, они же ромеи) и только одно вероисповедание (кафолическое, т.е. "вселенское" христианство). Вот почему Христианство как наднациональная религия могла возникнуть и относительно благополучно распространиться в Римской империи, поскольку последняя являлась (прототип, для всех последующих моделей) наднациональной структуре. Вообще, ислам мог не менее стремительно развиться на территории "Римской эйкуменэ", а возможно и быстрее, поскольку воинственных дух ислама, вполне тождественен воинскому духу и доблести римских легионов.

Для прошлых и будущей мировой империи не столь важно какой из монотеистических религий отдать предпочтение. Важно иное! Эта религия должна претендовать на "вселенское", мировое и общечеловеческое значение!

Такова историософская идея Римского мира. С перемещением Константина Великого на Восток и созданием новой столицы
Константинополя, ситуация в целом не меняется. Однако, в 395 г. Происходит разделение Империи на Западную и Восточную, а затем в 476 г. Под натиском вандалов (в 455 г., Рим ограблен, а население беспощадно избито), а затем лангобардов – Западная Римская империя падает. Но идея "pax romana" не умерла!

Коронование Карла I как «императора римлян» после того, как ни Римской империи, ни римлян уже не существовало, свидетельствует о том, как сильна была в IX в. идея Римской государственности, римской традиции. После некоторого сопротивления титул императора, или басилевса, признает за Карлом Великим и Византия. Империя Карла простиралась от Фризии на Северном море до области лангобардов и северо-восточной Адриатики. На западе королевство омывал Атлантический океан, а на юго-западе Карлу была подвластна значительная часть северной Испании. Кроме того, Карл владел большей частью Италии и собирал дань с многих областей на востоке. Его официальный титул звучал: «Карл, светлейший Август, боговенчанный, великий и миролюбивый император, правитель Римской империи». Священная Римская империя(962–1806 гг.), была вновь восстановлена в 962 германским королем Оттоном I. По мысли Оттона, тем самым должна была возродиться империя, созданная Карлом Великим в 800 г . Начиная с Оттона III этот титул был уже непременным атрибутом последующих императоров. Словосочетание «Римская империя» (лат. Imperium Romanum) как название государства стало использоваться с середины X в., а окончательно закрепилось в 1034 г. (не следует забывать о том, что преемниками Римской империи считали себя и византийские императоры, так что присвоение этого названия германскими королями вело к дипломатическим осложнениям). «Священная империя» (лат. Sacrum Imperium) встречается в документах императора Фридриха I Барбароссы начиная с 1157 г. С 1254 г. в источниках укореняется полное обозначение «Священная Римская империя» (лат. Sacrum Romanum Imperium), то же название по-немецки (Heiliges Romisches Reich) встречается в немецких источниках императора Карла IV, и только с 1442 г. к нему добавляются слова «Немецкой нации» (Deutscher Nation, лат. Nationis Germanicae) – вначале с одной только целью, чтобы отличить собственно немецкие земли от «Римской империи»
в целом. В указе императора Фридриха III от 1486г. о «всеобщем мире» говорится о «Римской империи немецкой нации», а в постановлении Кёльнского рейхстага 1512 г. использована окончательная форма «Священная Римская империя немецкой нации», просуществовавшая до 1806 г.

Вернемся к идеям глобализма, и, как пример, возьмем эпоху "Холодной войны". Пример хорош тем, что в нем наиболее выпукло видны все аспекты (которые сегодня совершенствуются, но не создаются) идеологической войны и фанатичного противостояния. Чем же америкосы-пиндосы победили Империю СССР?
Кстати, имеющий все имперские замашки, а по сути таковой и являясь. Итак чем? Оружием? Нет, идеей! Идея является основой всего земного. Идея это самое мощное и добавим древнее оружие.
Термин «идея» происходит от греческого слова «idea»,переводимого как «понятие» или «представление». В области философских систем, еще со времени Платона (5-4 века до н.э.), понятию «идея» придавался трансцендентный, сакральный смысл, ее было принято трактовать как «божье семя». Интеллегибельный мир старика Платона - не просто космичен, гармоничен или первичен, а ... божественен! Это сакральное обусловленное религиозное устремление, эсхатологическое задание на будущее, определявшее социально-земную реализацию, не выражение конкретного факта исторической действительности, а путь к всечеловеческому Идеалу или "мировому господству".


Tags: публицистика, размышления
Subscribe

promo iov75 апрель 4, 2020 17:07 3
Buy for 40 tokens
Читаю книгу Адама Меца «Мусульманский Ренессанс». Это второе издание Академии наук СССР (институт востоковедения). Издательство «Наука» 1973 г., в переводе Д.Е. Бертельса. Ответственный редактор В.И. Беляев. Немного о книге. Книга швейцарского востоковеда Адама Меца…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments