iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

Дарвин и богословие

Публикация дарвиновской "Происхождение видов", буквально "взорвало" западно-богословскую мысль. Наибольший интеллектуальный удар пришелся по четырём основам христианской религии: 1) авторитету священного Писания, 2) представлению о божественном замысле о мире и человеке, 3) представлению о статусе человека, 4) этике и социальной организации иерархически-организованному обществу.




Рассмотрим как реагировала западная богословская мысль на новый вызов науки.

На самом деле, ещё задолго да Дарвина - от астрономии Коперника и "Основ геологии" Ч. Лайеля, буквальное толкование Библии было поставлено под сомнение. Вообще традиция аллегорического и символического толкования Св. Писания, заложенного ещё Филоном и Оригеном, была творчески реализовано Александрийской богословской школой. Но этот, если лезть в дебри христианской истории, аспект меня сейчас не интересует. Я просто хочу обратить ваше внимание на то, что такая традиция существовала и в этом отношении не стоит "ломиться в открытые ворота". Но как бы то ни было, во времена Дарвина и чуть раньше, наиболее распространенным представлением в геологической науки была - теория катастроф. Если коротко, суть её сводилась к тому, что в промежутках между глобальными катастрофами (поздним считался Ноев потоп), Бог создавал новые биологические виды.

Эта околонаучная богословская традиция, тогда позволяла не только провести некие параллели с библейским повествованием, но и объяснить, почему в разных слоях земной коры содержатся различные ископаемые. Ярким примером этого, является реконструкция останков костей (около 23 исчезнувших видов, включая и древнего мастодонта), Жоржем Кювье (в 1801 г.). Кювье, вполне в рамках тогдашней традиции полагал, что подобные существа создавались божественным вмешательством, в ходе глобальных катаклизм и которые невозможно сравнить ни с какими событиями в современном настоящем. Однако, удар по таким основным положениям христианской доктрины, как: наличие у мира ЦЕЛИ, библейская драма творения и грехопадения, человеческое превосходство над всеми видами и его исключительная уникальность, был настолько очевиден, что требовал незамедлительного ответа. Кроме того, поскольку для некоторых ученных эволюционная теория была связана с атеистическим мировоззрением, идеологическая борьба перешла в область совершенно далекую от сугубо научных вопросов. Проблема заключалась в том, что обе враждующие стороны не смогли провести демаркационную линию, между эволюцией как научной теорией и эволюционным натурализмом как философской интерпретацией.

ТРАДИЦИОНАЛИСТЫ

Дело в том, что для многих людей того времени, доказательство непогрешимости Библии было единственным способом защиты своих религиозных убеждений.
Для консервативных церковников (как тогда, так и сейчас), никаких компромиссов с эволюционной теорией принципиально быть не могло. Поскольку Библия говорит о том, что все виды существующие на земле, в их теперешней форме, сотворены единовременно, следовательно это так и иначе быть не может :). Например, как писал в то время Филипп Госсе (английский натуралист и популяризатор естествознания, практически изобретатель морского аквариума. Современная аквариумистика многим обязана его трудам), Бог создавший единовременно всех ископаемых, вид которых вводит нас в заблуждение, именно для того чтобы испытать нашу веру. Сейчас, кроме улыбки это убеждение ничего вызвать не может.

Зачастую сторонники буквального толкования Библии, в пылу спора и полемики, прибегали к сатире и остракизму, как, например, епископ Уилберфорс, спросивший как-то у Гексли, считает ли он себя потомком обезьяны по отцовской линии или материнской.

Однако, в период понтификатов Льва XIII (1878-1903) и, позднее, Пия XII (1939-1958), Рим стал благосклоннее относиться к библейским исследованиям. В энциклике, выпущенной в 1943 г., говорилось, что в Библии используются "способы выражения, свойственные древним народам", и что современный переводчик должен "проникнуться духом этих отдаленных столетий и с помощью истории, археологии, этнологии и других наук тщательно определить, как ... в действительности писали авторы". В 1996 г. Иоанн Павел II заявил, что эволюция - это "более чем гипотеза", поскольку она доказывается многими смежными научными исследованиями в отраслевых направлениях науки.

Официальное мнение утверждает, что человеческое тело прошло путь органической эволюции от более ранних животных форм, однако человеческую душу Бог, естественно непосредственно вдохнул в определенный момент времени.

Ницше вполне последовательно полагал, что если принять дарвиновскую эволюцию за норму, то все традиционные западные ценности требуют радикальной переоценки. Для объективной и крайне жестокой борьбы за выживание, нужны не христианская мораль и добродетели, а самоутверждение и страстное стремление к власти.

Если благо - то, что выживает, то основная добродетель - сила. "Что есть благо?

Все, что усиливает в человеке ощущение власти, стремление к власти, саму власть.

Что есть зло? Все, что идет от слабости", Смирение, кротость, пожертвование собой и т.д. - удел рабов и рабской психологии (т.е. христианской). Мораль героя, этого человека Нового времени, это смелость, жизненная ("виталис" - биологическая) сила и, если потребуется, безжалостный эгоизм в борьбе за господство. Героическая личность должна принципиально освободиться от "вековых оков" христианского дурмана, этого порождения всего темного, уродливого, отрицающего самое святое - жизнь.

Героическая личность должна освободиться и от любых нравственных сомнений.

Герой стоит выше любых человеческих и божественных законов (Бог умер) и благодаря своей свободной, независимой воле может реализовать свою уникальную творческую индивидуальность. Ницше надеялся на грядущего, не связанного с прошлым Сверхчеловека, который станет властелином будущего. Он предлагал программу улучшения рода человеческого, благодаря которой, были бы уничтожены "худшие" черты и возникла бы новая раса героев, воплощающих священную для Ницше - Волю к Власти. Как видим, Ницше отлично использовал теорию эволюции для оправдания этических норм, диаметрально противоположных нормам христианской традиции.

Традиционно, нравственное чувство всегда считалось отличительной характеристикой человека. В действительности, очень трудно объяснить наличие в нас музыкальных, художественных, этических способностей, которые ничего не дают в смысле выживания. Наоборот. В "Автобиографии", написанной в 1879 г., Дарвин вспоминает: "Сколь трудно, или скорее невозможно, признать, что необъятная и восхитительная вселенная, и в том числе человек, с его способностью заглядывать далеко в прошлое и далеко в будущее, есть лишь результат слепой случайности или необходимости. Когда я думаю об этом, мне хочется увидеть Первопричину, наделенную разумом, до некоторой степени сопоставимым с разумом человека: поэтому я заслуживаю того, чтобы меня называли теистом... Но здесь возникает сомнение в том, может ли разум человека, который, по моему глубокому убеждению, развился из разума низших животных, заслуживать доверия, когда он делает столь грандиозные выводы".

Говоря о себе, Дарвин глубоко сожалеет о том, что больше не получает удовольствия от природных пейзажей, поэзии, литературы, и утверждает, что превратился "в некую машину, производящую всеобщие законы из большого количества собранных фактов". Он пишет, что раньше любил музыку, но теперь "моя душа слишком иссохла, чтобы ценить её, как в былые времена... В отношении всего, что не связано с наукой, я ощущаю себя увядшим листком. Иногда это заставляет меня ненавидеть науку".

P/S. По теме: Опровержение эволюции?
Откуда взялся всеблагой Бог?


Tags: наука и религия
Subscribe

promo iov75 november 5, 2013 13:14 68
Buy for 40 tokens
Печально знаменитая 58-я статья Безусловно, одной из важнейших составляющих Черного мифа репрессий в СССР является пресловутая 58-я статья УК РСФСР, по которой были осуждены подавляющее большинство «политических» (в том числе и «открыватель» темы А.Солженицын). Что же…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments