iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

О Церкви

Мысль человеческая, тем и отличается от всех вещей
мира сего, что поставленные на её пути, человеческие
преграды, она не только не замечает, но и не терпит.


***

Церковь третьего тысячелетия будет намного прекрасней,
чем прежде: все духовные сокровища Церкви, которые
накопились за два тысячелетия, расцветут, зазвучат с
новой силой.

о. Даниэль-Анж.


Хорошо известно, что Церковь, как живой организм, функционирует и вдыхает полной грудью ветер божественной свободы, прежде всего через богоданные семь Таинств, которые мистически символизируют - Тело Христово. Только потом уже храмы, священнослужители, собрание верующих, традиции и обряды, занимают свои последовательные ряды в этой причудливой, но при этом, вполне обоснованной и стройной иерархии - земного и небесного. В этом смысле - в смысле Таинств - Церковь эволюционировать не может. В этом же смысле Церковью можно признать только православную и католическую церковь, так как все иные христианские церкви либо частично, либо полностью Таинства отвергают (собственно, из-за этого они и являются инославными). Так что мы имеем вполне законченный и мистически"оформленный" цельный организм. Так было, так есть и ... так будет! Но ... это имеет прямое отношение только, и это принципиальный момент - к Таинствам! Все остальное, не так есть, не так было и ... не так будет.

Христианский универсализм – предполагает хрупкое равновесие тождеств и различий сосуществующих между собой религиозных форм как ведения, так и исторически-организационных, эволюционирующих элементов. Когда же это равновесие нарушается, мы имеем либо католический папизм с его магико-сакраментальным ex opere operatum («действительно из действия» - согласно которому таинство имеет силу из самого совершённого действия, где совершаемый имеет намерение совершить его и правильно произносит его совершительную формулу, а принимающий не препятствуя его действиям принимает благодать, даже не имея веры), либо протестантизм с его неумеренным индивидуализмом (экзистенциализм). Либо православность, с её монархической готовностью исполнить госзаказ по идеологическому просвещению"верующего стада" и всегдашним попранием человеческой свободы и откровенным унижением человеческой личности. Тогда как, поддержание хрупкого равновесия сохраняет самое главное в христианстве, а именно пиетет перед пониманием «личного Бога» (спасающего не только нашу «природу», но и «личность»), с сохранением веры в тайну Его кенозиса (истощание, опустошение). Для католической обратной стороны религиозной гордыни, кенозис был необходим, для Наместничества папы на земле; для протестантизма - дать стихийность индивидуального богопознания, а православности - родить монаха.

Поскольку «догматическое ведение» неразрывно связанно с аскетическим подвигом (В.Н. Лосский), постольку, догматы Церкви «не суть результаты богословской работы, а выражение в словах человеческих того, что Духом Святым дается как непосредственное видение «фактов» духовного мира» (архимандрит Софроний). Как справедливо отмечает Вл. Соловьев: "По божескому началу эти определения выражают непреложную истину, а по человечеству - они выражают её не в совершенной полноте, а потому и допускают дальнейшее восполнение в таких же актах вселенской церкви, раскрывающих другие стороны той же истины ... Развитие церковного вероучения (в связи с общим развитием церкви) есть не теория, а факт, который нельзя серьёзно отрицать, оставаясь на исторической почве". То есть мистический опыт, всегда описывается словами, на которые только и способен представитель конкретной культуры и эпохи, но совершенно не табуирует этот опыт от последующей рефлексии представителями другой культуры и эпохи. Когда же происходит консервация Опыта, за этим следует духовная деградация или историческая стагнация (старообрядчество) либо ... духовный прорыв (преп. Паисий (Величковский)), но всегда черпающий духовную силу из Первоначального Истока и Живого Предания.


Tags: размышления
Subscribe

promo iov75 ноябрь 27, 19:24 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Эсхатологические представления вырастают на базе повседневных эмпирических наблюдений, продиктованных желанием определить все возможные связи и параллели между «миром» (извечным порядком) природы и находящимся в стадии становления «миром» людей, но оформляются они на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments