iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

"В какой цвет ни крась идола, он остается кровожадным, корыстным и лживым"



Оригинал взят у adelgeim в post

Ф. Тютчев писал о России: «Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать
В Россию можно только верить».


Если бы ещё знать, во что именно следует верить! В её мессианское призвание или историческую несостоятельность?

М. Волошин тоже воспринимал Россию, как мистический феномен:
«Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье?
Была ли ты? Есть или нет?
Омут…стремнина…головокруженье…
Бездна…безумие…бред…
Всё внеразумно, необычайно:
Взмахи побед и разрух…
Мысль замирает пред вещею тайной
И ужасается дух».


Странно складывается судьба народа. Откуда ни поглядишь - политика, религия, быт – всё вписывается в культуру – великую и прекрасную - и всё выпадает из неё в беспорядочность и хаос. Как совмещается жажда свободы с «тюрьмой народов»?
В анекдотах народ подмечает смешные и трагические странности русского народа с правителями, всегда решавшими его судьбу.

При Ленине жили, как в тоннеле: кругом тьма, впереди - просвет.
При Сталине, как в автобусе - одни сидели, другие тряслись.
При Хрущеве, как в самолете – один управляет, других тошнит.
При Брежневе, как в карусели–движемся по кругу, кругом один пейзаж.
А дальше, как в ракете – летим все быстрее, никто не знает куда.


Народ подметил в России эпоху, в которую радикальные события происходили с периодичностью в 12 лет. После коронации имп. Николая Второго первая революция 1905. В 1917 вторая революция, в 1929-великий перелом, в 1941-война, в 1953- умер вождь, в 1964 прогнали другого и пришел третий. Через 24 года-тысячелетие Крещения и пробуждение христианства на Руси, а в 2000 пришествие нового вождя бессрочно. Конечно, наблюдение с натяжками.
Каждый правитель делится своим опытом и характером:

Ленин показал, как надо управлять государством.
Сталин показал, как не надо управлять государством.
Хрущев показал, что государством управлять может всякий.
Брежнев показал, что государством можно вовсе не управлять.
Андропов и Черненко показали, что лучше умереть, чем управлять таким государством.


С приходом Горбачёва, Ельцина и Путина возникло новое государство, но жизнь народа мало изменились. Народ подметил ещё одну периодичность в смене своих правителей.
После каждого лысого вождя непременно появляется волосатый. Ленин-Сталин; лысый Хрущёв-густоволосый Брежнев; Андропов-Черненко; Горбачев-Ельцин; Путин-Медведев-Путин… эта периодичность безупречна за последние сто лет. Разве не мистика?

Так же перемежаются эпохи военного коммунизма и НЭПа - от Ленина до наших дней. Причины разные, результат одинаковый. Когда система сжимает пальцы на горле народа, все понимают – наступила эпоха военного коммунизма. Когда дышать совсем нечем, пальцы на горле ослабевают - наступил НЭП. Снова можно вздохнуть глубже, но не долго. Расцветает не только производство, но и бандитизм. Возникает тоска по «сильной руке». НЭП не может продолжаться долго, и пальцы на горле опять сжимаются.
Хорошо мы живём или плохо? Богато или бедно? Как определить качество нашего быта? Советский народ разглядел в своём бытии семь парадоксов:

Безработицы у нас нет, но никто не работает.
Никто не работает, а производство растет.
Производство растет, а в магазинах ничего нет.
В магазинах ничего нет, а в холодильниках есть всё.
В холодильниках есть всё, но люди ропщут.
Люди ропщут, но голосуют - ЗА!


Объяснение парадоксам найти гораздо труднее, чем сообщить простые факты. Наступила новая эпоха. Атеистическую идеологию заменили православной. Конституция РФ стала ещё гуманнее, чем Сталинская. Эта гуманность компенсируется бездействием деклараций и законов. Когда гуманные принципы не работают, переходят к ручному управлению. Правоохранительные органы решают две задачи. Во-первых доказывают, что гуманные принципы исполняются. Во-вторых, блокируют законы, которые мешают произволу. Государство позиционирует себя светским, но чиновники не только стоят со свечками и крестятся, они неизменно принимают решения в интересах РПЦ.
Отнимает она имущество у музеев театров, частных лиц или преследует христиан другой юрисдикции, не вписавшихся в идеологию, или бьёт своих, чтоб чужие боялись - суд и правоохранители всегда находят аргументы в защиту её «инициатив», охраняют интересы её идеологии, а не права граждан. Сложилась идеологическая традиция, в которой не выжить человеку.
«Кому на Руси жить хорошо?» - спрашивал Н.А. Некрасов. Народный опыт советской поры ответил:

Буфетчице Нюрке,
Гагарину Юрке,
Леониду Брежневу,
Остальным – по-прежнему.


Атеистическая идеология унесла миллионы жизней. Теперь пришла очередь новой идеологии явить себя миру. И она себя уже явила во всей красе. То ли еще будет! В какой цвет ни крась идола, он остается кровожадным, корыстным и лживым. Всякая идеология – идол, и, как всякая ересь, отрицает христианство. Ложная вера строит не евангельские заповеди, а интересы властных элит: церковной и светской. Сдружились они давно, но до времени дружбу утаивали. Вера живет Богом и стремится к идеалам. В идеологии господствуют идолы и скучные чиновничьи интересы: сиюминутной корысть и безразличие к нуждам и судьбе народа.
Безнадежность путей России звучит у М. Волошина:

Я сам-огонь. Мятеж в моей природе,
но цепь и грань нужны ему.
Не в первый раз, мечтая о свободе,
мы строим новую тюрьму.
Да, вне Москвы,- вне нашей душной плоти,
вне воли медного Петра –
нам нет путей: нас водит на болоте
огней бесовская игра.
Святая Русь покрыта Русью грешной,
и нет в тот град путей,
куда зовет призывный и нездешний
подводный благовест церквей.


Волошин предвидит, что народ смирится с порабощением, и всё вернётся на круги своя, в рабство новым властителям:

Они пройдут, расплавленные годы
народных бурь и мятежей:
вчерашний раб, усталый от свободы,
возропщет, требуя цепей (вот она, жажда сильной руки!)
и, отрезвясь от крови и угара,
цареву радуясь бичу,
от угольев погасшего пожара
затеплит ярую свечу.


Мечты о свободе духа и человеческом достоинстве не осуществятся. Страна обретёт человечность, если в ней возобладают нравственные начала. Произойти это может в гражданском обществе или церкви – там, где есть обратная связь.
Периодически меняя устав, учреждая суды и прочие структуры, РПЦ в действительности строит вертикаль власти. Ни один пункт ее документов не выполняется. Устава никто не знает, он никому не нужен, ибо устав в РПЦ не действует. Зачем нужна неработающая система? Это фильтр, сквозь который не достучаться до правосудия, не пробиться крикам и слезам обиженных, мешая благодушию властей. Карьеристы взбираются всё выше, жизнь складывается, как в курятнике: каждый стремится сесть повыше, клюнуть ближнего и нагадить на нижнего.
Почему русский народ живёт в рабстве у светских и церковных правителей? Почему в Европе действуют законы, есть гражданские права и свободы, а у нас не получается? В Европе существует гражданское общество, церковь несёт социальное служение и уважает человека.
В России вместо них имититации. Ни того, ни другого нет.
Волошин признаёт обречённость русского народа на рабство и видит в том религиозный смысл:

Молитесь же, терпите же, примите
на плечи – крест, на шею – трон.
На дне гудит подводный Китеж –
наш неосуществлённый сон.


Галич выражает печаль несбывшихся надежд в пронзительной любви к России. Он молится о невозможном: останься живой хотя бы в тлении.

Но ведь где-то, наверное,
существует она?
Та - с привольными нивами,
Та - в кипеньи сирени,
где родятся счастливыми
и отходят – в смирении,
где, как лебеди, девицы,
где под ласковым небом
каждый с каждым поделится
Божьим словом и хлебом.
Птица вещая, троечка –
буйный свист под крылом…
Птица! Искорка! Точечка
в бездорожьи глухом!
Я молю тебя, - выдюжи,
будь и в тленьи живой,
чтоб хоть в сердце, как в Китеже,
слышать благовест твой.


Что делать, чтобы выдюжила Россия и услышала благовест Китежа своими ушами, а не только мистической глубиной сердца? Вопросы «что делать» и «кто виноват» в позапрошлом веке задавал Герцен. Они остались не отвеченными. Виноватых много, толку мало. По-прежнему требует ответа первый вопрос: Так что же делать, чтобы освободиться от порабощения и защитить человеческое достоинство? Ни государство, ни РПЦ не ответят, не помогут. У них другие задачи. Они в упор не видят человека. В росийской федерации гражданин стал лишним, а в РПЦ лишним стал человек.

Tags: Россия, публицистика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo iov75 september 10, 09:37 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Христианство – смерть врагов на войне не является убийством... Ч. I Крайне важно, для нашей темы, познакомится с мнением блаженного Августина: «Естественный порядок вещей, стремящийся к установлению мира среди людей, требует, чтобы решение и право начать войну принадлежало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments