iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Изгоняющие Дьявола


Согласно Библии, в Саула вселился злой дух, которого изгнал Давид игрой на гуслях (1 Цар.16:14-23). Экзорцизм описан и в книге Товита, неоднократно упоминается в Талмуде. Случаи изгнания бесов Иисусом Христом и Его учениками, неоднократно описываются в Новом Завете. В древней Церкви в обряд крещения иудеев и язычников традиционно входило изгнание из них злых духов. В средние века экзорцизм составлял часть обряда крещения детей: ребенку три раза дули в лицо, повторяя при этом, "Изыди, нечистый дух, освободи место Духу Святому". С 1614 г. эта практика была закреплена в римско-католическом обряде. Краткие экзорцистские формулы упоминаются и в лютеранских крещальных обрядах, как и в первом молитвеннике короля Эдуарда VI (1549). В древней Церкви существовало особое служение экзорцистов, соответствовавшее одному из нижних уровней церковной иерархии. Процесс экзорцизма включал в себя возложение рук на одержимого, изгнание злых духов из готовящихся к крещению (оглашенных). В раннесредневековой Европе народные поверья о демонах, вселяющихся главным образом в женщин, о наведении такими колдуньями порчи на людей, скот, урожай, осуждались Католической Церковью как языческие суеверия.




Богословское переосмысление проблемы контактов людей с демонами произошло в XIII в. в условиях борьбы Католической Церкви с ересями и в связи с ведовскими процессами.

В современной жизни экзорцизм, как отметил II Ватиканский собор, утратил прежнее значение, сохранившись в чине Таинства крещения, которое снимает с человека печать греха. В Англиканской церкви право на экзорцизм удостоверяется особым разрешением. Практика изгнания злых духов существует и в Православной церкви. Так, например, Чин изгнания беса можно найти в Требнике (Евхологион), изданном митрополитом Киевским Петром Могилой в 1646 г.
В чинопоследовании оглашения и крещения Православной Церкви сохранились особые, очень древние, известные еще по огласительным поучениям Кирилла Александрийского (IV в.), заклинательные молитвы. В одной из богослужебных книг Православной Церкви – "Большом требнике" также имеются молитвы "для изгнания бесов".
Весьма развита экзорцистская практика у пятидесятников и в других харизматических движениях. (см. "
Katolik.Ru" )

Очевидно, что внутрь биологического тела, в буквальном смысле, никто не вселяется, а выражение "бес вселился" могло бы подразумевать установление связи между человеком (его эфирным телом) и каким-то демоническим существом. Принципиально отрицать такую возможность нельзя. Ведь на самом деле такое явление принципиально не отличалось бы, например, от трансфизической связи между демоном государственности и некоторыми людьми – активными орудиями и проводниками его воли, которых могут быть тысячи.

Вопрос лишь в том, зачем демонам нужен конкретный человек, почему они готовы тратить на него время и силы. Это, действительно, не вполне ясно, если речь идёт о рядовых людях, ни на что в глобальном масштабе не влияющих. Поэтому разумнее предположить в таких случаях не личное участие какого-либо из демонических существ, а устойчивое закрепление некоего безличного эфирноматериального образования как аномалии в бессознательной сфере человека, которая влияла бы на него. "Изгнание беса" при этом можно было бы понимать как исправление ситуации.

Реально люди, которые выглядят как "одержимые", конечно, существуют. О случаях их исцеления посредством экзорцизма услышать тоже можно, в т.ч. в личных разговорах со священниками. С наукой практика экзорцизма, очевидно, позитивно не согласуется, но и не противоречит науке, поскольку говорит о вещах, которые в современной науке (нейропсихологии) достоверного теоретического объяснения не имеют.

Кажется, конкретно в современной православной практике экзорцизма ("отчитки") есть ряд сомнительных моментов. Резко против экзорцизма выступал проф. Московской Духовной Академии А.И. Осипов, сугубый, впрочем, "богослов-теоретик", не имеющий практического опыта и выступающий с формально-догматических позиций


С ним многие православные не согласны. Другая точка зрения, близкая к "общепринятой в православии", выражена в статье "Проблема бесоодержимости": "Принципиально допуская возможность "демонических овладений", они [отцы церкви] сходятся в признании чрезвычайной редкости подобных состояний и оставляют их как бы на периферии духовной жизни. И отцы-пустынники, и "всероссийский батюшка" св.Иоанн Кронштадский и авторитетный психолог и богослов о.А.ван Каам центрируют острие "невидимой брани" на преодолении "страстей", "скрытого беснования плоти", "мини-обсессий". Нравственному преображению, обновлению ума – "метонойи", как истинному покаянию будет более способствовать не внешне-обрядовое, а внутренне-сердечное восприятие данной реальности."

P/S. Само слово «диавол» (от греч. «диаволос» - клеветник, обольститель) встречается в канонических текстах Ветхого Завета только один раз в 108 псалме, стихе 6, в связи с изображением будущих страданий Христа; суда над ним и будущего наказания Иуды. Невероятно! Всего один раз и только в связи со Христом! «Постави на него грешника, и диавол да станет одесную его», то есть диавол будет (станет) начальствовать над Иудой. Нигде в Ветхом Завете мы не найдем истории горделивого падения Врага (в книге Иова Сатана преспокойно является в собрание Божие, находится среди светоносных ангелов и отнюдь не является Его заклятым врагом разрушавшим гармонию мироздания. Он скорее, символизирует дух скепсиса и сомнения. Пожалуй, наиболее близко, образ Врага сливается с образом Сатаны известного нам христианам, мы найдем у пророка Захарии, где он уже предстаёт врагом и обвинителем избранного народа (позвольте еретический вопрос, а может его обличающий совестью?), а также в неканонической книге Премудрости Соломоновой. Здесь он разрушитель и развратитель божественного мира. Он подстрекнул прародителей ко греху и из зависти ввел их в смерть), объяснения причины его падения, восстания ангелов и последующего помещения их в аду. Этого просто НЕТ! На самом деле, мы имеем дело с творческой интерпретацией и мифологизацией. Так в книге пророка Исаии (14: 12-15) читаем: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней». Но, следующий стих оставляет решение вопроса неудовлетворительным («тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства»), поскольку речь все-таки (исторически) идет о царе Вавилонском. Духовный же смысл, соотносящий это место с диаволом, получает свое окончательное развитие только у отцов Церкви. Например, св. Кирилл Александрийский соотнося это пророческое место с диаволом, говорит: «по славе был знаменит между ангелами….Но низпал и сокрушен был возмечтавший о себе слишком высоко и дерзнувший присвоить себе честь и славу, приличную только Высочайшему Естеству» («Творения» св. Кирилла Александрийского ч.6 М.1887г. с.407). Как видим, здесь мотивация падения весьма отличается от указанной выше. Более того, в известном эпизоде 3 Книги Царств, в рассказе о неблагочестивом царе Ахаве, Господь задает вопрос собравшимся духам: "кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? … и выступил один дух, стал пред лицеем Господа и сказал: я склоню его … я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его… И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков" (3 Царств. 22. 20-23). В других случаях, Господь посылает ангелов, чтобы истребить как первенцев египетских, так и полчища Сеннахеримова. В Откровении ап. Иоанна Богослова Господь также посылает своих ангелов гнева Господня на больную и развращенную землю.

Tags: сатанизм
Subscribe

promo iov75 april 4, 2020 17:07 3
Buy for 40 tokens
Читаю книгу Адама Меца «Мусульманский Ренессанс». Это второе издание Академии наук СССР (институт востоковедения). Издательство «Наука» 1973 г., в переводе Д.Е. Бертельса. Ответственный редактор В.И. Беляев. Немного о книге. Книга швейцарского востоковеда Адама Меца…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment