iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Category:

Русский духовник преподобного Паисия Святогорца



У всемирно известного Афонского старца Паисия Святогорца был русский духовник – старец Тихон (Голенков; 1884–1968). Возможно, поэтому геронда Паисий и явил миру удивительный благородный сплав высокого афонского подвижничества и традиции старчества, точно привитой ему от русских широт его русским духовником.


Чудеса аскетизма

Они познакомились, когда отец Паисий жил в Эсфигмене. Подвизаясь в Иверском скиту, Паисий Святогорец избрал отца Тихона своим старцем, регулярно приходил к нему в келью, чтобы видеть его и решать недоуменные вопросы.

– Когда ты примешь великую схиму? – часто спрашивал его отец Тихон.

По слову старца отец Паисий согласился стать великосхимником. 11 января 1966 г. в Ставроникитской каливе Честного Креста от честных рук батюшки Тихона отец Паисий принял великий и ангельский образ.

О старце Тихоне известно, что родился он в 1884 г. и был родом из Сибири, села Михайловка. В возрасте 24 лет приехал на Святую Афонскую Гору, где провел 60 лет в непрестанном великом подвиге покаяния и молитвы. О себе старец совсем не заботился. Он ничего не боялся, потому что имел великий страх Божий.


1966_Тихон Русский благословляет, на заднем плане преподобный Паисий черпает воду из колодца

Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий:

«Это был замечательный русский подвижник. В этом старце, который 60 лет прожил в пустыне, было столько смирения! Его язык – смесь церковнославянского, русского, греческого – какой-то эсперанто. Но душа… Его глаза мне не забыть! Такое смирение бесконечное, такая любовь! Такая чистота души! Такая радость, которая осталась в моей душе от встречи со старцем Тихоном…»

«Старец достиг такого духовного состояния святости потому, что очень полюбил Христа, смирение и бедность»,

– пишет о своем духовнике отец Паисий. Это то, к чему всю свою подвижническую жизнь он и сам будет стремиться. А о чудесах аскетизма своего старца он вспоминает так:

«Каждое Рождество старец покупал себе одну селедку, чтобы все радостные дни святок проводить с разрешением на рыбу. Однако скелет от нее он не выбрасывал, а подвешивал на бечевке. Когда приходил Господский или Богородичный праздник и разрешалась рыба, он кипятил в пустой консервной банке немного воды, два или три раза окунал скелет селедки в воду, чтобы вода начала немного пахнуть, и затем бросал в нее немного риса. Так он соблюдал разрешение на рыбу и осуждал себя за то, что в пустыне даже рыбный суп ест! Скелет он затем опять подвешивал на гвоздь до следующего праздника, вываривал, пока тот не становился белым, и только тогда выбрасывал».

Что сказала тебе Матерь Божия?

Самого старца Тихона можно было бы назвать прямым наследником преподобного Серафима Саровского. Ко времени знакомства их с отцом Паисием он пришел уже в ту меру, когда каждый день года для него пасхален. Постоянно из его уст слышно:

«Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже».

При этом еще всем и советует:

«Будем говорить «слава Тебе, Боже» не только тогда, когда нам хорошо, но и тогда, когда к нам приходят испытания, ибо Господь попускает их как лекарство для души».

За 10 дней до кончины старец Тихон попросил своего послушника Паисия перейти к нему в келью Честного Креста. Отец Паисий пишет:

«Эти последние 10 дней, которые я провел рядом с ним, были для меня величайшим Благословением Божиим, потому что я получил пользу большую, чем когда бы то ни было. Ведь мне была дана благоприятная возможность немного пожить его жизнью и узнать его лучше… Последнюю ночь он непрерывно в течение трех часов держал свои руки на моей голове, благословлял меня и давал мне последнее целование.

…В один из последних дней его жизни я вышел, чтобы принести ему немного воды. Когда, вернувшись, я открыл дверь и вошел в келью, он вдруг посмотрел на меня с удивлением и спросил:

– Ты святой Сергий?
– Нет, старче, я Паисий.

– Только что, дитя мое, здесь была Божия Матерь, святой Сергий и святой Серафим. Куда они пошли?
Я понял, что что-то произошло, и спросил:

– Что сказала тебе Матерь Божия?
– Пройдет праздник, и Она меня заберет.

То был вечер накануне Рождества Божией Матери, 7 сентября 1968 г. по старому стилю, и через три дня, 10 сентября, старец упокоился о Господе. Заранее узнав о своей кончине, он своими руками приготовил себе могилу и поставил крест, который тоже сделал сам, и написал на нем, прозревая время своей кончины, следующее: «Грешный Тихон, иеромонах, 60 лет на Святой Горе. Слава Тебе, Боже».

Cвоему «сладкому Паисию», как он его называл, старец оставил благословение и обещание навещать его каждый год. «Мы с тобой, дитя мое, – говорил старец Тихон, – будем иметь дорогую любовь во веки веков».



Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий: «Отец Тихон сказал:

«Ну вот, сынок, если ты останешься у меня тут – в келье Честного Креста, я буду навещать тебя после моей смерти».

Я спрашиваю отца Паисия: «Исполнил свое обещание старец Тихон?» – «Ты очень любознательный», – отвечает он».

Россия несет епитимью от Бога

Старец Тихон очень скорбел о душах, страдавших от безбожной власти в России. Он говорил отцу Паисию со слезами на глазах:

«Дитя мое, Россия еще несет епитимью от Бога, но все переживет».

Это молитва старца Тихона, которую он написал с великой скорбью и многими слезами и которую посылал страждущим душам в Россию подобно бальзаму из удела Божией Матери:

«Слава Христовой Голгофе!

О Божественная Голгофа, освятившаяся Кровью Христовой! Просим тебя, скажи нам, сколько тысяч грешников Благодатью Христовой, покаянием и слезами ты очистила и ввела в Брачный Чертог рая! О Христе Царю, Своей неизреченной любовью и благодатью Ты наполнил кающимися грешниками все небесные дворцы. Ты и здесь, долу, всех милуешь и спасаешь. И кто может достойно возблагодарить Тебя, даже если бы имел ангельский ум! Грешники, поспешите. Святая Голгофа открыта, и Христос благоутробен. Припадите к Нему и облобызайте Его святые ноги.

Только Он, будучи благоутробным, может исцелить ваши язвы! О! Мы будем счастливы, когда многоблагоутробный Христос удостоит нас с великим смирением, страхом Божиим и горячими слезами омывать Его пречистые ноги и с любовью лобызать их. Тогда благоутробный Христос соблаговолит омыть наши грехи и откроет нам двери рая, где в великой радости вместе с Архангелами и Ангелами, Херувимами и Серафимами и со всеми святыми мы будем вечно славить Спасителя мира, Сладчайшего Иисуса Христа, Агнца Божия, вместе со Отцем и Святым Духом, Единосущную и Нераздельную Троицу.
Иеромонах Тихон, Святая Гора».

Чем больше веру угнетают, тем она сильнее

Старец Паисий и сам молился о России. Русским он отводил особую миссию – взятие Константинополя. «Константинополь возьмем назад, – говорил он соотечественникам-грекам, – но не мы. Мы из-за того, что опустилось большинство нашей молодежи, не способны на такое…»

О вере русских старец Паисий рассказывает на примере посещения его одним нашим соотечественником: «Помню, как пришел ко мне в каливу один русский из Владивостока… Он дал обет пойти пешком на Святую землю. Когда он пришел к владыке за благословением, тот сказал ему:
– Ну куда ты пойдешь пешком?!

Поэтому сначала он пошел в Загорск, в монастырь, и взял благословение у одного старца. На Пасху он вышел пешком из Загорска и в октябре пришел в Иерусалим. По 70 км в день отшагивал. Потом из Иерусалима он пешком пришел на Святую Гору и собрался опять идти в Иерусалим. В нем было действительно божественное рачение, он жил в другом мире. Он знал немного по-гречески, и мы друг друга понимали.

– Я думал, – сказал он мне, – что встречу там антихриста и стану мучеником, что он мне голову отрежет! Но не было его там! Сейчас снова пойду в Иерусалим и за тебя поклон положу перед Гробом Господним, а ты мое имя поминай.

Вскочил он и положил земной поклон, чтобы показать мне, как он это сделает и как стукнется головой о камень! В нем было видно пламя. А так, как путешествуют на Святую землю другие – для туризма и без благоговения, – лучше туда не ездить».

Когда старца Паисия еще до прославления сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской спрашивали об изживании периода тоталитаризма, он отвечал:

«Сколько мучеников явится из числа тех, кто сохранил свою веру при тоталитарном режиме! Один русский, живя на чужбине, наконец побывал в России, и он мне рассказывал: «Ко мне подошла одна бабушка, которая знала меня давно, и спросила: «В этом пальто ты ездишь на Афон?» «В этом», – ответил я. У нее на глазах появились слезы, она взяла пальто и стала, бедная, его целовать, чтобы получить благословение». Видишь, вера, чем больше ее угнетают, тем она сильней. Она как пружина…»

В память о своем духовнике отец Паисий как-то по-особому переживал то, что происходило с Россией, старался утешить русских, приезжавших к нему.

Использованы фото портала www.afonit.info

из http://pokrov.pro/


Tags: Афон, монашество
Subscribe

promo iov75 november 27, 19:24 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Эсхатологические представления вырастают на базе повседневных эмпирических наблюдений, продиктованных желанием определить все возможные связи и параллели между «миром» (извечным порядком) природы и находящимся в стадии становления «миром» людей, но оформляются они на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments