iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

Размышления о Воли Божией

Мой краткий пост Подумалось 37. На все Воля Божия +18, вызвал у некоторых моих братев во Христе смущение и серьёзнейшее недоумение.
Не претендуя, на истину в последней инстанции, постараюсь прояснить, почему я считаю, что придёт такое время (хотя сейчас, в это не поверит ни один богослов на свете), что человеческая мыслеформа - "На все Воля Божия", "Промысел Божий", "Попущение Божие" - будет подвергнута самой основательной и капитальной ревизии.

Начну с цитаты, бывшей официальной головы РПЦМП, прот. Всеволода Чаплина.

"В конце концов, Сам Бог, Бог Троица, то есть в том числе Бог Cын, впоследствии воплотившийся как Иисус Христос, насылал бедствия и гибель на целые народы. Об этом говорится в Ветхом Завете - вспомним хотя бы Содом и Гоморру. Но и из церковного Предания новозаветных времен мы знаем, что Бог наказывает людей и народы. Да, при этом страдают и дети, и старики, и грешники, и святые. Но Господь поступает именно так, как поступает - не ради отмщения, а ради того, чтобы сохранилась единственная истинная вера и люди не отпали от нее, потому что Бог знает: она и только она, в соединении с добрыми делами, дает возможность войти в Его Царство, в блаженную вечность. И поэтому такое Божие наказание - не зло, а благо. Для многих, для всего человечества".

См. Протоиерей Всеволод Чаплин. Истинное христианство или культ слезы ребенка?

Как видим, упреки некоторых братьев в моих поклепах ... преждевременны.

Теперь по существу.

***

«Ибо так возлюбил Бог мир,  что отдал  Сына  Своего Единородного,  дабы всякий верующий  в  Него,  не погиб,  но имел  жизнь  вечную.  Ибо не послал  Бог Сына Своего  в мир,  чтобы  судить  мир,  но  чтобы  Мир  спасен  был через  Него».  (Ин. 3: 17-18).

«Пойдите, научитесь, что значить: милости хочу, а не жертвы». (Мф. 9;13).

«Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога…» (Кол. 1, 9–10).

В книге пророка Исаии (45: 7) читаем: «Я образую свет и творю тьму,  делаю мир и произвожу бедствия;  Я, Господь, творю это». «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, И кроме Меня нет Бога». (Ис. 44:6).

Антоний Великий в письмах своих к монахам говорил:  "Многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в  человеке, и не ведают,  что в нас действуют  три воли:  1-я - Божия, всесовершенная и всеспасительная;

2-я - собственная своя, человеческая, то есть если не пагубная, то и не спасительная;

 3-я - бесовская - вполне пагубная».

В «Полной Симфонии на канонические книги Священного писания» слова:  воли, волю, воля, волею, встречаются:  12, 41, 17 и 5 раз, соответственно.
О «воли человеков» (которая иногда исполняется по желанию человеков и вопреки Воли Божией: « … а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе…» )  есть прямое указание в Св. Писании (наприм. Пс.40:3; Ис. 58:3; Лк. 7:30; Мф. 21:31; и т.д.)

О «воли бесовской» - 2 Тим. 2:26; - «...чтобы они освободились от сети дьявола, который уловил их в свою волю», говорится один раз.

Все остальное, в контексте моего размышления, говорится о Воли Божией.

«Нужно сказать однозначно: воля Божия — это единственный окончательный критерий добра и зла в этом мире. Заповеди Божии не являются абсолютом, заповеди Божии в определенном смысле статистичны. Так, в подавляющем большинстве случаев, в миллионах, миллиардах случаев против одного, убивать с точки зрения христианства недопустимо, но это не значит, что никогда нельзя убивать. Мы знаем, что наши святые вожди, благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, стяжали Царство Небесное, несмотря на то, что мечи их обагрены кровью многих врагов веры и Отечества. Если бы они механически придерживались буквы Закона, Русь до сих пор была бы улусом Чингисхановой или Батыевой империи, и православие на нашей земле скорее всего было бы уничтожено. Известно также, что Преподобный Сергий Радонежский благословил Куликовскую битву и даже послал в войско двух схимонахов. Это самые яркие и очевидные примеры, но можно практически о любой заповеди Божией сказать, что бывают случаи, когда есть воля Божия на то, чтобы именно в этой конкретной ситуации эту заповедь нарушить» (протоиерей Михаил Шполянский.  Что такое воля Божия? - http://www.pravmir.ru/chto-takoe-volya-bozhiya/)

По определению свят. Филарета Московского, Промысел Бога (реализация Его воли в мире исторического бывания человеков), есть "непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает и обращает к добрым последствиям".  Безусловно это определение не достаточно и не исчерпывает все проявления Промысла и божественного управления миром. Я уже говорил, что Откровение и Промысел предполагают активное участие человека. Зачем давать людям Откровение, если они принципиально не способны его понять , принять, исполнить и реализовать деятельно? У В. Лосского читаем: "Промысел Божий – есть согласование Божественной воли и человеческой свободы, в предвидение свободных действий твари". Понятно, что если это согласование невозможно (в силу свободых и противящихся этому согласованию действий человека - это то, что монахи называют синергией), то последствия для мира будут катастрофичны и убийственны как для мира, так и для человеков. Человек как образ Бога - существо личностное. Это не слепое орудие труда, потребления, греха и т.д., а личность - наделенная свободным произволением. А следовательно, способное и свободное ДЕЙСТВОВАТЬ вопреки как Воли Божией, так и воли бесовской.  А, следовательно, то,  что мы сейчас наблюдаем в мире, лишь яркое свидетельство отсутствия согласованности (синергии) воль – Божественной и человеческой.

Более того, в своей ненависти к себе подобным (в силу колоссального «букета» патологических страстей), человеки по изобретательности на Зло – превзошли мир инфернальных аггелов (это отдельная и большая тема). И это ещё «цветочки», по сравнению с тем, что они придумают для своих биологических по виду «братьев».

«Вершина Божественного всемогущества таит в себе как бы бессилие Бога, некий Божественный риск. Личность есть величайшее творение Божие именно потому, что Бог вкладывает в нее способность любви, а, следовательно,  и отказа. Бог подвергает риску вечной гибели совершеннейшее Свое творение именно для того, чтобы оно стало совершеннейшим. Парадокс этот неустраним: в самом своем величии - в способности стать Богом - человек способен к падению; но без этой способности нет и величия... Бог становится бессильным перед человеческой свободой, он не может ее насиловать, потому что она исходит от Его всемогущества. Человек был сотворен одной волей Божией, но ею одной он не может быть обожен. Одна воля в творении, но две в обожении... Любовь Бога к человеку так велика, что она не может принуждать, ибо нет любви без уважения. Божественная воля будет всегда покоряться блужданиям, уклонениям, даже бунтам воли человеческой, чтобы привести ее к свободному согласию. Таков Божественный Промысл, и классический образ педагога покажется весьма слабым каждому, кто почувствовал в Боге просящего подаяния любви нищего, ждущего у дверей души и никогда не дерзающего их взломать» (Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви).

Трагедия началась давно. Мифический язык Священного Писания, выявляет это странное противостояние с самого начала человеческого бывания. Бог сказал Адаму Свою волю:  не ешь плода, чтобы там это не было. Не ешь! И предупредил, что будет, если нарушить Его волю.  Адам съел.  Не хочу сейчас разбирать это детально. Есть у меня пост о Грехопадении в Раю. (Вообще, запреты всегда раздражают, есть у человека такой инфантильный инстинкт обязательно их нарушить. Теперь, это базисный инстинкт. Совершенно Адаму и Еве не нужно было этот плод, чем бы он ни был. Но, наличие запрета, поставило очень сложную дисоциальную проблему (свободу выбора). Причем запрет был, а никаких механических препятствий не было. Запрет был скорее виртуальный. Значит, следующим актом должен был быть выбор, либо в пользу самоограничения – Любви или в пользу саморасширения. Смысл грехопадение Адама и Евы в том, что они не раскаялись в содеянном, а обвинили Бога в своем собственном поступке. Да и съесть тривиальное «яблоко» их подвигло не желание кушать, за что бы их никто не наказал, а желание стать как боги, и самое важное - вера змею и сомнения в словах Творца. Вера, доверие Богу – Любви было разрушено! - http://iov75.livejournal.com/2604978.html)  Главное, вот что. Бог не препятствовал нарушению (Адамам с Евой) Своей воли.  Методологическая ошибка (средневековых фундаменталистов, как и современных) тех, кто считает, что совершенно ВСЕ, что происходит в мире, происходит ТОЛЬКО и ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по Воле Божией, заключается в том, что и: ГРЕХОПАДЕНИЕ была Его Воля. А как же, иначе:

- Ведь пострадать Христу было решено ещё в Предвечном Совете Лиц Св. Троицы, еще прежде создания мира. А как это могло произойти, если Первочеловек не согрешит? Да НИКТО не хотел, но то что он согрешит ВСЕ знали. И вообще, человечество и было создано, по учению некоторых Отцов, чтобы восполнить число отпавших ангелов. И то, что случилось с их третью, не должно было повториться. Но предвидение Божие показывало, что должно произойти со всем родом человеческим; и тогда и было проявлено божественное волеизъявление, что если люди неправильно воспользуются даром свободной воли, то Сын Божий (третье Лицо Пресвятой Троицы) совершит дело Искупления рода человеческого.

 Кстати, когда  утверждается, что Русская революция, Великая Отечественная война, Чернобыльская катастрофа, пожары, наводнения, стихийные бедствия и т.п. потрясения и ужасы зачастую преподносятся как Божьи кары за ... "прегрешения и преступления" нашего несчастного народа. То есть, все ужасы концлагерей, миллионов убитых стариков и детей - "это явление правды Его, это явление Божественной справедливости, без которой не может быть бытия мира..."  Они держатся,  именно этой религиозной, средневековой мыслеформы.

Я думаю, что богословам, есть над чем работать.


Tags: размышления
Subscribe

promo iov75 november 27, 19:24 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Эсхатологические представления вырастают на базе повседневных эмпирических наблюдений, продиктованных желанием определить все возможные связи и параллели между «миром» (извечным порядком) природы и находящимся в стадии становления «миром» людей, но оформляются они на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments